Конспект разработала:

учитель-логопед

Задыхина Марина Николаевна

Логопедическое занятие на тему «ЗИМА»

(средняя группа)

Здравствуйте дети, проходите, занимайте свободные места.

Посмотрите, сегодня к нам пришла белочка и принесла с собой вот такой красивый сундучок, а что в нём – мы сейчас узнаем. (Логопед открывает сундучок и достаёт из него снежинку.)

Посмотрите – здесь загадка! (читает загадку).

Запорошила дорожки

Разукрасила окошки

Радость людям подарила

И на санках прикатила.

Дети: Зима!

Логопед: Правильно! А ещё в сундучке конверты, на них написаны ваши мена. Этот конверт для Эдика, этот для Артёма, для Руслана, для Димы, для Юры и ещё для Алёши. Давайте откроем и посмотрим, что в них!? В них разрезные картинки и белочка хочет узнать, какое время года на них изображено? (Дети собирают картинки).

Логопед: Дима, какое время года изображено на твоей картинке?

Дима: Зима.

Логопед: Артём, а на твоей картинке?

Артём: Зима.

Логопед: Хорошо! Молодцы, все правильно собрали картинки и порадовали белочку. Теперь давайте вспомним, чем можно заниматься зимой?

(подвижная игра)

Мы во двор пошли гулять

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы во двор пошли гулять

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А ещё в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли

Съели суп, и спать легли.

Логопед: Ребята, проходите к мольберту и присаживайтесь на стульчики. Посмотрите внимательно на картину и ответьте, кто изображён на этой картине? Начните со слов «На картине…».

Предполагаемый ответ детей: На картине – дети.

Логопед: Куда они пришли?

Предполагаемый ответ детей: Они пришли в парк.

Логопед: Что делает девочка в розовой куртке?

Предполагаемый ответ детей: Катается на лыжах.

Логопед: Что делает мальчик?

Предполагаемый ответ детей: Мальчик катается на коньках.

Логопед: Что есть у девочки в жёлтой куртке?

Предполагаемый ответ детей: У неё санки.

Логопед: Что ещё вы видите на картине?

Предполагаемый ответ детей: Снеговика.

Логопед: Какое время года на картине?

Предполагаемый ответ детей: Зима.

Логопед: Как вы догадались, что на картине изображена зима.

Предполагаемый ответ детей: Везде лежи снег.

Логопед: Какие слова можно подобрать к слову - снег? Снег, какой?

Предполагаемый ответ детей: Белый, мокрый, холодный, пушистый.

Логопед: Правильно. Молодцы! Вы хорошо мне рассказали по картине, а сейчас послушайте рассказ.

(Логопед читает рассказ).

Пушистый, белый снег лежит на земле, на деревьях, на крышах домов. На улице холодно, поэтому дети одеты тепло. У детей румяные щёчки. Дети катаются – кто на лыжах, кто на коньках, а снеговик, которого они слепили вчера, стоит и любуется детскими забавами.

Как вы думаете, детям нравится гулять зимой?

Предполагаемый ответ детей: Нравится, им очень весело.

Логопед: Хотите и мы с вами слепим снежную бабу?

Дети: Да!

Логопед: Проходите на ковёр.

(Дети проходят на ковёр)

Сегодня из снежного кома

Мы снежную бабу слепили у дома.

Стоит наша баба у самых ворот,

Никто не проедет, никто не пройдёт.

Знакома она уже всей детворе,

А Жучка всё лает: «Чужой во дворе».

Логопед: Посмотрите, какая у нас с вами получилась красивая снежная баба.

А теперь присаживайтесь на стульчики, мы будем играть в игру: «Что лишнее?». Слушайте внимательно: СНЕЖИНКА, ОГОНЬ, СУГРОБ, СОСУЛЬКА. Что лишнее?

Дети: Огонь.

Логопед: Почему?

Предполагаемый ответ детей: Он горячий, а всё остальное - холодное.

Логопед: Правильно. Слушайте дальше. СУП, ПЮРЕ, МОРОЖЕНОЕ, КОТЛЕТА.

Дети: Мороженое.

Логопед: Почему?

Предполагаемый ответ детей: Мороженое – холодное.

Логопед: Правильно – мороженое, а остальная пища, которую я назвала – должна быть тёплой. А по каким признакам ещё можно сказать, что мороженое – лишнее? Вспомните вкус.

Дети: Мороженое – сладкое.

Логопед: А остальная пища?

Дети: Не сладкая.

Логопед: Верно. Молодцы! А сейчас, ребята, давайте пройдём к столам, где вы собирали картинки, я там для вас приготовила зеркала и сейчас мы с вами поиграем с нашими язычками.

(Артикуляционная гимнастика).

Упражнение «сосулька» - 3раза;

Упражнение «горка для спуска» - 3 раза;

Упражнение «ураганный ветер открывает и закрывает форточку» - 3раза.

Стара, седа, с ледяной клюкой,

Вьюга ковыляет бабой Ягой.

Воет вьюга: «У-у-у-у-у-у-у» (с усилием голоса).

Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м-м» (тихо, высоким голосом).

Стонут берёзы: «М-м-м-м-м-м-м-м» (тихо, высоким голосом).

Шутят ели: «Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш» . Стихает вьюга «У-у-у-у-у-у-у».

Давайте ещё вспомним, как вьюга воет.

Дети: «У-у-у-у-у-у-у-у-у».

Логопед: Какой это звук?

Дети: Гласный.

Логопед: Каким цветом мы выделим гласный звук? Покажите.

Дети показывают красные кружки.

Логопед: Мы знаем с вами, что гласные поются и сейчас я пропою разные гласные звуки, а вы хлопните в ладоши, когда услышите звук «У». Слушайте внимательно «А», «У», «О», «И», «У», «А», «У», «О».

Дети хлопают в ладоши, когда слышат звук «У».

Логопед: Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. А теперь давайте посмотрим, что ещё интересного есть у белочки в сундучке. Посмотрите – картина. Мне кажется, что на этой картине художник что-то напутал.

Чего не бывает зимой?

Предполагаемые ответы детей:

Не купаются в реке;

Не цветут цветы;

Не растут ягоды;

Не ходят в платье;

Не летают бабочки.

Логопед: Хорошо, а что правильно нарисовал художник?

Предполагаемые ответы детей:

Кругом лежит снег;

Голые деревья;

На ветках сидят снегири.

Логопед: Очень хорошо всё рассказали.

Ребята, сегодня на занятии вы хорошо справлялись со всеми заданиями. Руслан у нас молодец, самый первый собрал картинку. Дима очень внимательно слушал. Артём чаще всех отвечал на вопросы. У Эдика получилась самая красивая сосулька. Юра внимательно слушал, когда я пела звуки, и правильно выделял гласный звук «У».

Вы знаете, ребятки, мне кажется, что нашей белочке тоже очень понравилось, как вы сегодня занимались, и она принесла гостинцы из своего зимнего леса – это орешки. Давайте скажем ей спасибо и до свидания.


Ольга Логинова
Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему «Зима. Зимние забавы»

Провела Логинова О. В.

Задачи :

Коррекционно-образовательные задачи :

Закрепление представление о зиме и её приметах

Активизация и расширение словаря по теме «Зима » , «Зимние забавы »

Развитие языкового чутья путём образования родственных слов

Образование существительных и прилагательных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов) ;

Развитие связной речи, упражнять в составлении сложносочинённых предложений с союзом А

Обогащать словарь.

Коррекционно-развивающие задачи :

Развитие зрительного и слухового внимания и памяти, чувство рифмы, зрительное восприятие и внимание, логическое мышление.

Развивать тонкую и общую моторику, координацию речи с движением, плавность и силу выдоха

Развивать речевое дыхание

Развитие личностных качеств : любознательности, активности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценки и самоанализу, самостоятельности

Развитие диалогической речи

Коррекционно-воспитательные задачи :

Развивать память; самостоятельность, уверенность.

Воспитание устойчивого интереса к занятию , стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений

Формирование навыки коллективной творческой деятельности взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование : снежки для метания, снежки разного размера с написанными буквами, снежинки с картинками, картинки с изображением детских забав летом и зимой , изображения большого и маленького снеговиков, картинка-загадка, снежинки для дыхания

1. Организационный момент.

.

3. Паьчиковая гимнастика : “Зима” .

4. Беседа о зиме.

Игра «Волшебный мячик» .

Игра «Доскажи словечко» .

6. Дыхательные упражнения.

7. Составление предложений по опорным словам и картинкам.

8. Физминутка. «Зима » .

9. Загадки

1. Организационный момент.

(дети вместе с логопедом входят в группу )

Ребята, что необычное вы заметили в группе ?

(фотографии зимнего пейзажа , оформленные в виде фотовыставки)

Сегодня в нашей группе открылась фотовыставка. Я приглашаю вас посетить эту выставку.

Логопед . Сейчас я загадаю загадку. Слушайте внимательно.

«Запорошила дорожки, разукрасила окошки.

Радость детям подарила и на санках прокатила»

О каком времен года эта загадка? (О зиме.)

Логопед : (И говорить мы сегодня на занятии будем о зиме ,и давайте поиграем нашим язычком)

2. Артикуляционная гимнастика. (Общие артикуляционные упражнения) .

1. «Улыбка» , «Заборчик»

Наши губки улыбнулись,

Прямо к ушкам потянулись.

Ты попробуй «И-и-и» скажи,

Свой заборчик покажи.

2. «Трубочка»

В гости к нам пришел слоненок,

Удивительный ребенок.

На слоненка посмотри,

Губки хоботком тяни.

3. «Улыбка» / «Трубочка»

Если наши губки улыбаются,

Посмотри – заборчик появляется.

Ну, а если губки узкой трубочкой,

Значит, можем мы играть на дудочке.

4. «Часики» Ходит маятник в часах :

Влево - тик, а вправо – так.

Ты сумеешь сделать так :

Тик и так, тик и так?

5. «Качели»

На веселые качели

Таня и Никита сели.

Опустились вниз качели,

А потом наверх взлетели.

Вместе с птицами, наверно,

Улететь они хотели.

6 .«Блинчик»

Утром рано мы встаем,

Вкусные блины печем.

Ручейком по сковородке

Тесто растекается…

Посмотри, какой красивый

Блинчик получается.

7. «Чистим зубки»

Мягкой щёткой с утра

Чистит зубки детвора.

Будут зубки сильные,

Белые, красивые

3. Пальчиковая гимнастика : “Зима” .

Зимою холода. потирание ладошек друг о друга

Да-да-да – сжимание и разжимание пальцев

Превратилась в лед вода. ритмичное соединение подушечек пальцев

Ды-ды-ды – сжимание и разжимание пальцев

В инеи кусты. перекрещивание ладоней с широкорасставленными пальцами

Метели замели, круговые вращения больших пальцев обеих рук

Ди-ди-ди – сжимание и разжимание пальцев

Метели замели, круговые вращения указательных пальцев рук

Ди-ди-ди – сжимание и разжимание пальцев

Метели замели. круговые вращения рук, согнутых в локтях

4. Беседа о зиме. през-ция : «Окружающий мир зимой» .Слай 3

Какие времена года вы знаете?

Какое время года приходит за осенью?

Какое время года год начинает?

Какие зимние забавы вы знаете ?

Какая зимой погода? (холодная)

Что выпадает зимой? (снег)

Если зимой много снега, то зима какая ? (снежная)

Если зимой сильный мороз, то зима какая ? (морозная)

Если часто метет метель, то зима какая ? (метельная)

А если часто гуляет вьюга, то зима какая ? (вьюжная)

Если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа, студено, то зима какая ? (студеная)

Какое время года следует за зимой?

Какие признаки зимы вы знаете?

Что отличает зиму от других времён года?-

Вот как много мы рассказали о зиме. А теперь вспомним все, что мы говорили. А поможет нам в этом наша волшебная палочка.

*- Игра «Волшебный мячик» .

1, 2, 3, 4, 5 – начинаем мы играть. Нужно всем нам в круг вставать.

(дети по кругу передают «волшебную палочку» , называя по одному признаку).

(Снег, холод, мороз, вьюга, стужа, пороша) .

*-Игра «Доскажи словечко» .

Логопед : Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом.

Зимушка : Давайте поиграем со словом «снег» .

(Зимушка читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег» ).

«Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю. (Снег.)

С неба всё скользят пушинки -

Серебристые. (Снежинки.

На дорожки, на лужок

Всё снижается. (Снежок.)

Вот веселье для ребят -

Всё сильнее. (Снегопад.)

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в. (Снежки.)

Словно в белый пуховик

Нарядился. (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка -

Эта девочка -. (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри -

С красной грудкой. (Снегири.)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил. (Снег.) »

Логопед : Как много родственников у слова «снег» . Давайте ещё раз вспомним родственные слова. (Дети называют.)

7. Дыхательные упражнения.

Логопед : Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.

Зимушка : «Подул зимний ветерок , полетел снежок. Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».

Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Раздаёт снежинки) . А вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста, как это надо делать.

Дети рассказывают : Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. (Дети дуют на снежинку.)

А теперь согреем ручки. Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют» ручки).

6. Составление предложений по опорным словам и картинкам.

а).- Сейчас мы будем составлять предложения о зиме. Но они должны быть разными, непохожими друг на друга. Вот послушайте, какое я составила предложение (на магнитную доску прикрепляются заснеженные дома, деревья) .

Наступила суровая зима . (Теперь вы придумайте свои предложения) .

9. Физминутка. «Зима » .

Наконец пришла зима , (Дети разводят руки в стороны)

Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)

Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)

Дворник улицу метёт, (Имитируют)

Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)

Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)

Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)

И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки)

8. Загадки

Логопед : Зима морозная пора , но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям . Я сейчас вам загадаю загадки о зимних забавах , а вы их отгадайте.

Мои новые дружки и блестящи, и легки,

И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки)

Две новые кленовые подошвы двухметровые :

На них поставил две ноги – и по большим снегам беги. (Лыжи)

Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.

За верёвочку-узду через двор коня веду,

С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки)

Меня не растили – из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глазки – угольки, ручки – сучки.

Холодный большой. Кто я такой? (Снеговик)

(Дети отгадывают загадки, логопед вывешивает предметные картинки на магнитной доске).

8. Итог. Логопед : Вот подходит к концу наше занятие . Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили? Кому что понравилось?

Что у каждого из вас получилось лучше всего?

Через речевые и музыкально-двигательные упражнения и игры.

1. Развивать умение выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки.
2. Формировать слоговую структуру слова (отхлопыванием ритмических рисунков слова)
3. Укреплять артикуляционную моторику (артикуляционные упражнения).
4. Подбирать прилагательные к слову зима, снежинки; образовывать Родительный падеж имен существительных.
5. Развивать просодическую сторону речи (дыхательные и голосовые упражнения); развивать фантазию, творческую инициативу.
6. Формировать связную речь через игры-диалоги, подвижные игры.
7. Воспитывать умение воздействовать на биологически активные точки, для профилактики простудных заболеваний, умение слушать педагога.

1. Организационный момент

Снег, снег кружится,
Белая вся улица.
Собрались мы в кружок,
Завертелись, как снежок.
(А. Барто)

Дети становятся в круг, кружатся на месте под музыку.

2. «Приветствие». Диалог музыкального руководителя и детей. Проговаривание текста с прохлопыванием ритмослогов.

Муз. рук. Здравствуйте, ребята!
Дети. Здравствуйте!
Муз. рук. Будем заниматься?
Дети. Да, да, да!

Логопед. Вот и наступила зимушка-зима. Посмотрите на нее (Слайд№1).

Отличается зима от весны и лета, очень снежная она.

Логопед: Дети, так чего много зимой?
Дети. Снега.

Логопед. Зима, какая?
Дети. Снежная, красивая, сказочная, чудесная, блестящая, холодная.

Логопед. Зима хочет рассказать о путешествии снежинок и поиграет с вами.

3. Ритмическая разминка.

Дружно, четко мы шагаем,
Зиму весело встречаем. (Ходьба-марш по кругу)
Надо нам лопатки взять,
Снег с дорожек убирать. (Скользящий приставной шаг)
Ну а снег метет, метет,
Отдохнуть нам не дает. (Ходьба по кругу с покачиванием рук вправо-влево перед собой)
А деревья за окном
Спят волшебным тихим сном.(Остановиться, руки в стороны-вверх, закрыть глаза)

Зайчик скачет на опушке,
Чтобы не замерзли ушки. (Прыжки на носках друг за другом)
А медведь в берлоге спит,
Сладко мишенька сопит. (Присесть, сложенные ладони поднести к уху)
Чтоб в мороз не замерзать,
Птичкам надо полетать. (Бег на месте на носках, взмахи руками в стороны)

Логопед. А теперь мы дружно сядем, а зимушка–зима загадает загадку.

Что за звездочки сквозные.
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь вода в руке?

Дети. Снежинки.

Логопед. Посмотрите, на снежинки, какие они? (Слайд № 2)

Дети. Красивые, ажурные, хрупкие.

4. Фонопедическое упражнение «Снежинки» (пропевают с музыкальным руководителем гласные звуки).

Снежинки жили в большой снеговой туче.

Туча мягко покачивалась, баюкала снежинок (пропевают звук «а» от самого верхнего звука до самого нижнего).

Налетел ветер и стал качать тучу по небу (пропевают звук «у» от самого нижнего звука до самого верхнего).

Проснувшись, снежинки прыгали с тучи и летели на землю (пропевают короткими звуками «а», «о», «у»)

5.Артикуляционная гимнастика.

Логопед. Снежинки попали нам на губки. Дотронемся до них язычком – «чашечкой», но сначала сделаем «лопаточку», расслабим язычок, а потом загибаем края языка и «чашечкой» дотрагиваемся до верхней губы.

6. Двигательное упражнение «Снежинки»

Превращаемся в снежинки.
Заметем мы все тропинки.

Дети надевают полоски-маски снежинок.

Вьюга вьюжит, вьюга вьюжит
И снежинки в танце кружат.

Играет быстрая музыка, «снежинки летают» (дети врассыпную бегают по залу).

И вот - тихий-тихий снег идет.

«Дети-Снежинки» на носках бесшумно и медленно передвигаются по залу под спокойную музыку.

Логопед. Наши снежинки попали в лес. Интересно им узнать, что в зимнем лесу происходит. А узнают они из песенки.

7. Песня о зиме. Слова и музыка Б. Ябко. «Зимние картинки»

Музыкальный руководитель поет с детьми песню.

Ветер злюка дует,
Кружатся снежинки.
И зима рисует -
чудные картинки.
Под окном березку,
Снегом пеленает.
Ивушке прическу
Пухом украшает.
Побелила шубки
Зайчикам трусливым.
И сковала слезки
Капелькам плаксивым.

8. Логопед. Снежинки нам устроили снегопад. (Дети по слогам отхлопывают слово сне-го-пад Слайд №3)

А из снега я слепила?

Дети. Снежный комочек

«Пляска со снежками» музыкальный руководитель поет, а дети выполняют со снежным комочком движения по тексту.

Мы снежочки в руки взяли
По дорожке побежали.
Мы снежочек поднимаем
И над головой качаем.
Покачайся надо мной
Мой снежочек озорной.
Потанцуй — ка ты, снежок,
Снежный маленький дружок,
Потанцуй, не зевай
И за нами повторяй!
Мы снежочки не покажем,
Где их спрячем – не расскажем.
Все снежочки у ребят
За спиною тихо спят.
Мы положим все снежочки.
Отдохни-ка ты чуток,
Ты лежи и не вставай,
Баю-баю, баю-бай.

9. Игра «Снежки»

Дети стоят двумя шеренгами напротив друг друга. Возле ног у них лежат снежки из ваты.

Мы в снежки играем смело.
Ах, какое это дело!
Хлоп! Хлоп! Не зевай! (Лепить воображаемый снежок)
А теперь в меня бросай! (Руки вытянуть вперед; прижать ладони к груди)

Музыка продолжает звучать, дети бросают ватные снежки друг в друга.

После игры дети садятся на стульчики.

10. Логопед. Налетел холодный ветер и понес наши снежинки, смотрят они и видят (показ слайда № 3)

Дети: Снеговика

Массаж « Снеговик»

Раз-рука, два — рука, (дети вытягивают одну руку, затем другую)

Лепим мы снеговика. (имитируют лепку снежков)

Мы скатаем снежный ком — (ладонями делают круговые движения по бедрам)

Вот такой, (разводят руки в стороны, показывая какой большой)

А потом поменьше ком — (растирают ладонями грудь)

Вот такой. (показывают величину кома меньше)

А наверх поставим мы, (поглаживают руками щеки)

Маленький комок. (соединяют пальцы рук вместе, показывают маленький ком)

Вот и вышел снеговик-Снеговичок (ставят руки в бока, повороты влево — вправо)

Очень милый толстячок!

11. Игра «Собери снеговика»

12. Релаксация.

Логопед. Снежинки устали. Они хотят отдохнуть, и дети отдыхают вместе с ними. (Дети ложатся на ковер под расслабляющую музыку). Музыка затихает, дети встают в круг.

«Прощание». Диалог музыкального руководителя и детей с отхлопыванием ритмослогов.

Муз. рук. Вот и всё, ребята! До свидания!
Дети. До свидания!

Муз. рук. Вы позанимались?
Дети. Да, да, да!

Логопед: Что вам понравилось на занятии?

Конспект фронтального занятия по лексико – грамматической категорий в старшей логопедической группе. Тема НОД: «Зима. Приметы зимы»

Цель: Способствовать расширению и активизации словарного запаса по лексической теме: «Зима». Формировать правильное отношение к объектам природы

Задачи:
Образовательные:
- Способствовать расширению и активизациисловарного запаса по лексической теме: «Зима»
- Уточнение предикативного словаря по данной теме;
- Создать условия для формирования пространственных представлений (слева, справа);
- Формировать навык составления простого предложения с договариванием слов по кар¬тинкам.

Развивающие:
- Совершенствовать психологическую базу речи, увеличивать объём кратковременной памяти, воображение, творчество. Развивать общую и мелкую моторику.

Воспитательные:
- Формировать правильное отношение к объектам природы, воспитывать чувство прекрасного, доброту, отзывчивость, умение видеть хорошее, положительное в действиях товарищей.

Предшествующая работа: упражнения в подборе определений к словам, упражнения в подборе глаголов к существительным, упражнения в составлении предложений с существительными в ед. и мн. числе, работа над смысловой стороной загадок по данной теме, работа над стихотворением «Зима», дидактические игры: «Когда это бывает?», «Чего не стало?», «Какие звуки вы слышите на улице?».
Оборудование: предметные картинки о зиме, снежинки, большой снежок, красивая коробочка, кукла «Снегурочка», пособие «Домик», конверт с письмом от «Незнайки».

Вводная часть. Мотивация на деятельность
Ребята, сегодня я шла в детский сад, а под ногами хрустел белый снег. Мне так захотелось поиграть в снежки. Ведь в эту игру любят играть не только дети, но и взрослые. Я не удержалась, слепила один снежок и вам принесла. Хотите со мной поиграть? (Да.) Сейчас я буду снежок бросать и слова о зиме называть, а вы будете мне снежок возвращать и мои слова повторять.

Игра «Назови пары слов».
Логопед называет попарно слова. Например: санки - зима, коньки - лед, зима - снег, снег - снеговик, шуба - шапка, снег - снежинка, вьюга - метель, лед - река...дети самостоятельно называют услышанные пары слов.
Дети, а из чего я слепила снежок? А снег это много, много снежинок. Вот они падают с неба, ловите вместе со мной, давайте поймаем хотя бы пять снежинок.Упражнение «Летят снежинки». Дети соединяют пальцы поочередно, при этом считают: одна снежинка, две сне¬жинки....(до пяти).

1. Основная часть.
Закрепление пространственных представлений.
Подул ветер снежинки закружились и упали рядом с домиком. Давайте, сядем за столы и посмотрим, с какой стороны от домика упала снежинка.

Игра «Куда упала снежинка?»
Дети рассматривают,куда упали снежинки.Логопед: С какой стороны лежит снежинка? Правильно, снежинка лежит слева.Уберите домик и снежинку на край стола.
Уточнение предикативного словаря.Незнайка, нам прислал письмо. Он написал рассказ о зиме. Послушайте, всё ли верно он написал, нет ли ошибок в его рассказе? Логопед предлагает исправить ошибки.

Рассказ «Зима».
Наступила зима. Стало теплее. Выпал белый пушистый снег. Деревья покрылись зеленой листвой. Детипускают кораблики.

Физкультминутка.
Все ребята выходите, и игру заводите.
Как на горке снег, снег, поднимают руки вверх
И под горкой снег, снег, приседают
И на ёлке снег, снег, показывают ветки ёлки
И под ёлкой снег, снег, приседают
А под ёлкой спит медведь, изображают медведя
Тихо, тихо, не шуметь. грозят пальцем

Расширение глагольного словаря. (Стук) Пойду, посмотрю, кто к нам пришёл. Ах, это зимушка-зима пришла и подарки принесла. (Вносится кукла «зима» и зимняя коробочка). Посмотрим, «зимушка-зима», что же ты нам принесла? А коробочка то, пустая?! Ребята, мы должны собрать в неё снежинки. Вы много знаете слов о зиме? Давайте поиграем с ними.

Игра «Соберем слова».
Логопед предлагает ответить на вопрос: «Что делает снег?». Слов можно подобрать много; чтобы они не потерялись, будем их складывать в красивую зимнюю коробку. Дети, назвав слово, кладут снежинку в зимнюю коробку. «Снег что делает? - Идет, падает, лежит, покрывает, сверка¬ет, кружится, серебрится, тает, хрустит...
Согласование прилагательных с существительными.А «зимушка-зима», нам ещё картинки принесла. Посмотрите какие? (Логопед развешивает на доске картинки.)

Игра «Закончи предложение».
На доске вывешивается несколько картин с изображением зимы, снегопада, сугробов, зимней одежды, снеговика... Логопед начинает предложение, а дети заканчивают его, повторяя затем все предложение, например: «Наступила холодная... зима. Выпал белый...снег. Появились большие …сугробы. Люди надели…зимнюю одежду. Дети слепили…снеговика».

3. Итог.
Рефлексия . Зимушка, тебе понравилось, как дети рассказывали о зиме? Она вас благодарит и дарит вам листочки раскраски. Давайте, скажем спасибо нашей гостье. Оставайся с нами, мы так тебя ждали!

Конспект

подгруппового логопедического занятия

для учащихся с ЗПР 1-го класса

Лексическая тема «Зима»

Составитель : Степанова Александра Владимировна,

учитель-логопед МБОУ

г. В.Волочек

2016.

Лексическая тема: «Зима»

Тип урока: комбинированный урок «открытия новых знаний (ОНЗ) и формирования нового умения»

Цель: создание условий для расширения представлений об окружающей действительности по теме Зима; обогащение словарного запаса; развитие познавательной сферы мышления, памяти, внимания.

Образовательные задачи урока:

Закреплять и расширять представления о зиме.

Коррекционно - развивающие задачи:

способствовать развитию речи учащихся;

обогащение словарного запаса (слова: маскировка, спячка, метель, снегопад, кормушка, варежки, рукавички)

развивать у обучающихся зрительное и слуховое восприятие;

развивать мелкую моторику рук;

развивать артикуляционную моторику;

способствовать развитию мыслительных операций: анализа-синтеза, сравнения, обобщения;

способствовать развитию произвольной саморегуляции.

Воспитательные задачи:

воспитывать положительное отношение к учебной деятельности;

воспитывать аккуратность;

формировать навыки учебного взаимодействия: работы в парах ( отвечать по заданию учителя, слушать ответы товарища);

повышать мотивацию учения, отрабатывать навыки самооценки и взаимной оценки;

способствовать формированию разносторонне развитой личности.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

проявлять интерес к освоению новых знаний и умений;

интерес к способу решения и общему способу действия;

оценивать свою активность в деятельности;

применять правила делового сотрудничества, желание оказать поддержку и помощь одноклассникам;

формирование временных представлений;

развитие умения взаимодействовать с другими людьми, делиться впечатлениями;

МетапредметныеУУД:

Познавательные УУД:

добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза.

Регулятивные УУД:

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

формирование умения принимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

формирование умения организовать учебное пространство, быть организованным в учебной деятельности.

выполнение последовательности необходимых операций;

сравнение способа действия и результата с заданным эталоном;

умение анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины.

Коммуникативные УУД:

развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости

формирование коммуникативных навыков учебного сотрудничества

формирование умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности

Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык

Применяемые ресурсы:

Зеркало

Карточки-символы настроения

Карточки символы «Дерево успеха»

Компьютер с презентацией

Монитор, колонки

Элементы для аппликации

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Формируемые УУД

I.Организационно-мотивационный момент

Цель: создание положительного настроя на обучение, доброжелательного отношения друг к другу

Мотивирование на позитивный настрой

Здравствуйте ребята.

Сегодня у нас необычный урок, посмотрите, к нам пришли гости.

Поздоровайтесь с ними.

Давайте улыбнемся друг другу и подарим частичку хорошего настроения окружающим

Самоорганизация учащихся

Приветствие гостей.

Л2.1.; Л4.5; К2.2

II .Актуализация знаний по теме.

Вводная часть

Ребята, на прошлых уроках мы с вами говорили об осени, о том, как животные готовятся к зиме.

Ребята, а какой сейчас месяц?

Какое время года скоро наступит?

Назовите зимние месяцы

Приближается долгожданная зима.

Рассматривание календаря времен года.

Ноябрь

Зима

Декабрь, январь, февраль

Л4.2; Л2.2; Л2.1;

Л4.4; К2.1; Р1.5

III . Практическая деятельность.

Коррекционно-развивающий блок

Артикуляционная гимнастика

Наш язычок, как и все дети любит играть. Давайте поиграем.

«Наш Язычок увидел, как веселятся дети зимой на улице и играют в интересные игры. Язычку тоже захотелось поиграть

1.Язычок боится мороза - острый напряженный язык резко высовывается изо рта, как можно дальше, и быстро прячется обратно (6 раз).
2. Язычок показывает, как ветер кружит снежинки: рот открыт, кончик языка выполняет круговые движения по губам (по 3 раза в обе стороны).
3. Язычок прыгает по губам, как заяц по сугробам: рот открыт, челюсть неподвижна, прижимаем широкий язык то к верхней, то к нижней губе.
4. Похлопай язычком - лопатой как по снегу: рот приоткрыт, широкий язык совершает хлопательные движения по верхней губе (6 раз).
5. Ручки заморозим и ручки погреем: поднести ладони ко рту, поднять широкий язык к бугоркам за верхними резцами и произнести: тс-с-с, тс-с-с! Далее потереть ладошку о ладошку, словно согреваем их.

Дети садятся перед зеркалом

Выполняют упражнения артикуляционной гимнастики

Р1.1; Р1.5

Учебно-познавательная деятельность .

Физкультминутка (самомассаж)

Ребята, скажите, а какие признаки зимы мы можем с вами назвать?

Просмотр презентации

Ребята, а давайте сейчас покажем, как мы греемся зимой от мороза:

Ой, мороз, мороз, мороз-

Щиплет щечки,

Щиплет нос,

Щиплет ушки,

Щиплет губки

Забирается под шубки

Чтоб согреться—посмотри,

Все, как следует, потри:

Щеки, носик, уши, губы

Пар пошел даже от шубы.

(ответы по слайдам презентации)

Все вокруг покрылось снегом. Метут метели. Частые снегопады.

Солнышко светит мало, не греет. День стал короче.

Животные в лесу надели зимние шубки.

Для тепла и маскировки. Некоторые животные впали в спячку.

Животным трудно добыть пропитание.

Зимующим птицам стало холодно и голодно. Они прилетают поближе к жилью человека. Люди делают для птиц кормушки.

Люди тоже надели теплую одежду: теплые куртки и штанишки, шапки, варежки, шарфы, потому что на улице стало холодно

Пощипывают щечки, нос, ушки, губки

Трут щечки, нос, ушки, губки.

Л2.1; Л4.3; Л2.2; П3.4

IV этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность.

Странная звездочка с неба упала.

Мне на ладошку легла и пропала. (снежинка)

А вы знаете, почему зимой идет снег?

Зимой холодно, капельки воды замерзают в облаках и превращаются в снежинки.

Давайте рассмотрим снежинки, найдите две одинаковые снежинки?

(слайд презентации)

Смотрите ребята, к нам тоже прилетели снежинки. Давайте подуем на них, и они станцуют. (звучит музыка)

Что за нелепый человек

Пробрался в 21 век?

Морковка - нос, в руке - метла,

Боится солнца и тепла.

(снеговик)

Найдите отличия (слайд)

Давайте и мы с вами сделаем снеговика.

Демонстрация образца:

Посмотрите, из каких частей состоит снеговик?

Что у него на носу?

Из чего у него руки?

Что на голове?

Давайте и мы с вами сделаем снеговика

Находят одинаковые снежинки

Дуют на снежинки на ниточке

Снеговик

Находят отличия на картинке

- из комков;

Морковка;

Руки - ветки;

Ведро

Выполняют совместную аппликацию

Л4.3; Л2.2; Л4.4; П3.4; П3.5; Р1.1; Р1.5; К2.1; К2.4

V этап. Рефлексивная деятельность.

12. Итог занятия

Ну как, вам понравилось делать снеговика?

- Вспомните, о чём мы говорили на занятии?

- Что мы делали на занятии?

- Что понравилось?

Выберите картинку (солнышко, облачко или тучку)

выберите самую большую снежинку, если вы все сделали правильно. Среднюю снежинку, если встретились с трудностями. Самую маленькую снежинку, если сделали много ошибок.

Отвечают на вопросы, выбирают карточку символ своего настроения (солнышко, облачко или тучку) ,

успеха своей учебной деятельности (снежинку)

Л1.1; Л4.5; Р1.1; Р1.3; К2.2


Close