Боянская церковь находится в Софии в квартале Бояна. Этот квартал в подножии Витоши застроен не многоэтажками, а виллами и частными домами. В частности там живут президент, премьер- министр и председатель Народного собрание (т.е. думы).

Ранним субботним утром район выглядел очень пустым.

Ползучии растения агрессивно отвоёвывают территорию.

С парковкой тут плохо. А ведь почти в каждом доме есть гараж!

Смешная машинка. Что это?

Из квартала вид на всю Софию в утренней дымке.

Отсюда начинаются велосипедные и пешеходные маршруты по Витоше.


И вот за забором она! Цель моей вылазки в этот отдалённый район Софии.

Плющи вообще очень коварны. Сбивают черепицу и портят стены, в них живут мышки, но как они красиво смотрятся.

Перед входом много информационных табличек. Церковь - памятник ЮНЕСКО за номером 42 (один из 9 в Болгарии).

Также у многих интересных объёктов в Софии поставили информационные щиты: можно позвонить и за умеренную плату в 1,2 лева послушать про памятник.

Режим работы церкви.

И краткая историческая справка.

Рядом на дереве прыгал поползень. Впервые увидела эту птичку вживую ^_^

У входа на территорию парка памятник погибшим в Балканской войне из села Бояна.

После освобождения (от Османского рабства) в 1912 году местные жители хотели построить бОльшую по размерам церковь и снести для этого всё, кроме первоначальной постройки XIв. Но тут вмешалась царица Элеонора, вторая жена царя Фердинанда. Жителям она выделила другое место под постройку, а вокруг Боянской церкви царь Фердинанд разбил парк. В нём он посадил необычные для Болгарии северо-американские секвойи и другие растения.

От такой гигант вырос за сто лет!

Тут мне на встречу выбежал котик! Очень воспитанный и с шёлковой шерсткой. О нём тут явно хорошо заботятся.

Без чешмы в Болгарии никуда.

Кто-то из какого-то города установил в благодарность за что-то своё спасение в 1882 году.

А вот и сама церковь. А вернее самая новая её часть

Памятная плита посвещена Андрею Грабарю, автору первых публикаций о Боянской церкви и византийском искусстве в Болгарии.

Правила поведения в музее.

У церкви ещё раз напоминают о том, что это памятник всемирного культурного наследия ЮНЕСКО для тех, кто не запомнил сразу.

Церковь в том виде, в котором мы её видим сейчас, появилась не сразу. Её стоили в три этапа.


Первый этап : Х - ХІ в. Тогда построили маленькую однокупольная церковь, имеющую в плане форму равноконечного креста с полукруглой апсидой. Её размеры всего 5,80м на 5,60м.

Второй этап: ХІІІ в. На дарения севастократора Калояна и его супруги Десиславы к первой церквушке пристроили вторую двухэтажную. Первый этаж занимает часовня и склеп с захоронениями болгарских бояр, второй этаж непосредственно церковь. Фасад церкви декорирован керамическими изразцами.

Третий и последний этап : середина ХІХ в. Ещё одну пристройку сделали на дарения местного населения.
Церковь действовала и в тяжёлые времена турецкого рабства.

В 1954 г. исторический храм закрыли для богослужений, а c 1977 г. - и для посетителей.
С 1999 году храм снова открыт для посещения.

Если церковы не показалась вам впечатляющей и достойной списка ЮНЕСКО это ничего, ведь главное тут находится внутри. Снимать там конечно же строжайше запрещено, поэтому дальше картинки с указанием источника.

Известность церкви принесли росписи 1259 года. 89 сцен и 240 образов святых, ангелов и царских портретов, которые считаются древнейшими сохранившимися портретами исторических личностей в Болгарии.

Не отступая от церковных канонов живописцам удалось необыкновенно верно изобразить эмоции и характер персонажей.


Боянская церковь единственных сохранившийся памятник Тырновской школы живописи.

Внутри церковь очень маленькая, туда пускают небольшими группами по 8 человек и всего на 10 минут.
Меня и одну семейную пару, например, пустили с групкой японцев. Групповые посещения там рассчитаны по минутам и заранее.

Болгарскую царицу Элеонору, которая спасла церковь от сноса, похоронили у южной её стены. В период социализма могила её была разграблена. После демократических перемен 1989 года могила была отстроена в первоначальном виде.

И это не еденственная могила на территории парка. Есть и другие, но уже безымянные надгробья.

А в парке жизнь кипит.

Увидела как белочка сначала съела один грецкий орех, а потом второй спрятала!

И котик опять встретился.

На боянскую церковь не наткнёшься случайно, гуляя по городу. Надо ехать туда целенаправленно и оно того стоит.

Пока шла к остановке застаа очередную атаку плюща:)




####################################### #######################################

Полезная информация.

Как добраться общественным транспортом:

От НДК: Тб 2,8,9
От пл. Ал Невского: Тб 9
От центрального ЖД вокзала: A 74

до остановки "Център по Хигиена".

Там сесть на автобус 64 и ехать до остановки "Боянското Ханче" (12-ая остановка, примерно 25 минут в пути)

Лучше сразу купить в ларьке 4 билетика на автобус (2 туда, 2 обратно). Компостируются в автобусе.

Билет.

Вход в парк бесплатный. Вход в церковь 10лв.

Можно взять комбинированный билет:
Боянска църква + Национальный исторический музей - 12 лв.
Боянска църква + Национальный исторический музей + Земенски монастырь - 14 лв.

Рабочее время:

ноябрь- март:
каждый день 9:00 - 17:30 ч. (билеты продают до 17:00.)

апрель - октябрь:
9:00 - 18:00 ч. (билеты продают до 17:30)

Группы по предварительной записи.

Древний храм – один из немногих, уцелевших до наших дней практически в идеальном состоянии, знаменит хорошо сохранившимисяя средневековыми фресками – главным достоянием небольшой Боянской церкви, расположенной в пригороде столицы - Софии. Охраняют этот памятник архитектуры ЮНЕСКО.

Мифы и факты

Боянская церковь уникальна тем, что за всю свою десятивековую историю пережила всего лишь два существенных архитектурных вмешательства. Она была построена в X веке на территории крепости Батил (ныне село Бояна) как церковь святых Николая и Пантелеймона. Спустя три века севастократор Средеца (так называлась София в средние века) Калоян проспонсировал первую достройку , которую в его честь стали называть «Калояновой», а в XIX веке было осуществлено третье и последнее расширение.

Ныне в храме постоянно проводятся работы по сохранению фресок, он открыт для посещения, однако полюбоваться настенными росписями разрешается недолго, посетителей впускают небольшими группами, а фото- и видеосъемка запрещены. Вдоволь насладиться живописью древности можно в музее (расположен рядом с церковью), где выставлены списки с фресок.

Что посмотреть

Аскетичная внешне Боянская церковь – памятник средневековой архитектуры и живописи. Состоит она из трех частей, построенных соответственно в разное время, которые вместе смотрятся единым архитектурным ансамблем.

Самая старая – восточная часть – однокупольный храм XI века, в плане имеет форму креста. Вторая часть – двухэтажный храм (XIII век), в котором нижний этаж служил усыпальницей боярам, а верхний – непосредственно храмом. Третья, западная часть церкви – пристройка 1882 года, без особых украшений.

Интересны росписи XI, XIII-XX веков. Самыми ценными являются фрески из второй церкви (XIII в), где изображены сцены из жизни Иисуса и 89 библейских праздников (всего 240 персонажей). Впечатляют как изображения святых (покровителя Болгарии Иоанна Рильского, Петки Тырновской), так и портреты правителей Второго Болгарского царства (Калояна и его жены Десиславы). Каждый образ индивидуален и довольно реалистичен: черты лица, эмоции, роскошные одеяния, мелкие детали. Интересно, что уникальная портретная техника, в которой выполнены бояновские фрески, больше нигде не встречается.

Боянская церковь (Боянската църква) открыта ежедневно с 9.30 до 17.30 летом и с 9.00 до 17.00 зимой.
Стоимость: 10 лв (около 5 €), студенты и школьники – 2 лв.
Как добраться: находится в8 кмот Софии, в селе Бояна. Из Софии ходит автобус № 64 до остановки "Бояна".

Самой древней считается восточная часть – однокупольный храм X века с полукруглой апсидой, построенный в виде равноконечного креста. Центральное место занимает двухэтажный «Калоянов храм» XIII века. Сама церковь находится на верхнем этаже, а внизу располагаются небольшая часовня и склеп, где захоронены родовитые бояре. Храмовый фасад украшен красивыми керамическими изразцами. На западе Боянской церкви расположен лишенный какого-либо декора двухэтажный притвор XIX века.

В самой старой части, на северной стене и внизу апсиды сохранились фрагменты фресок XI-XII веков. Остальной храм украшен великолепными работами изографов Василия и Дмитрия, выполненными в середине XIII века, настенными росписями XIV-XVI веков и фресками 1882 года. В 1981 году, когда болгары отмечали 1300 лет своей государственности, в стране отчеканили памятные монеты. На одну из них поместили изображение Боянской церкви.

Храм открыт для туристов ежедневно: с апреля по октябрь с 9.30 до 17.00, с ноября по март с 9.00 до 17.00. Посещение платное.

История Боянской церкви

Первая Боянская церковь была возведена в X веке и посвящена святителю Николаю и святому Пантелеймону. В начале XIII столетия феодальный владетель севастократор Калоян выступил в роли ктитора и пристроил к старому храму новую каменную церковь в два этажа.

В 1259 году местные мастера расписали храм и на одной из стен оставили упоминание о ктиторе. Кроме того, церковь украсили изображениями Калояна и его жены Десиславы. По имени ктитора храм стали называть «Калояновым». Последнюю пристройку возвели в XIX веке. Примечательно, что она была сделана исключительно из камня, когда как в ранних зданиях строители использовали и камень, и кирпич.

Настенные росписи

Первые росписи в Боянской церкви появились, когда Византийскую империю захвалили крестоносцы. В этот период значительно возросло влияние региональных художественных школ. Настенные росписи старинного болгарского храма выполнены в традициях византийских мастеров и считаются одними из лучших образцов средневекового искусства. Самые старые росписи сопровождают надписи на греческом языке.

Фрески Боянской церкви отличают резкие контуры, жесткость рисунка и уплощенность изображения. Благодаря этому, болгарским изографам удалось добиться особенной выразительности портретов. Средневековые живописцы мастерски передали на фресках человеческие эмоции, наделив исторических и библейских персонажей серьезностью, мягкостью и душевностью. Интересно, что каждый созданный ими образ имеет собственный характер. Кроме того, люди разного статуса изображены в одежде и окружении предметов, характерных для своего социального слоя и времени.

На стенах помещены фигуры Девы Марии и Святого Пантелеймона, а на нартексе – 18 сцен из жизни святителя Николая. Кроме ктитора и его жены, на северной стене можно увидеть портреты правителя Второго Болгарского царства Константина I Тиха и царицы Ирины.

Как добраться

Боянская церковь расположена в юго-западном пригороде Софии – Бояне, на улице Боянско езеро, 3. Из города сюда ходит автобус № 64.

Боянская церковь – часть мирового культурного наследия.

Боянская церковь - памятник болгарской средневековой архитектуры и живописи.

Решением ЮНЕСКО с октября 1979 года в Люксоре (Египте) она была включена в Список мирового культурного наследия ЮНЕСКО под номером 42.

В 1996 году в цикле документальных программ «Сокровища мира» немецкая программа 3-САТ показала фильм о Боянской церкви по заказу ЕС при содействии ЮНЕСКО.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ

Боянская церковь, известная как один из самых совершенных и полностью сохраненных памятников восточно-европейского средневекового искусства, находится в 8 км от Софии, в селе Бояна в подножии гор Витоша, откуда церковь и получила свое имя – Боянская церковь, среди огромных деревьев в утонувшем в зелени дворе.

Расположенная в предместьях Софии, Боянская Церковь состоит из трех пределов.

Восточная церковь была построена 10-ом столетия, затем в начале 13-ого столетия расширена Себастократором Калояном, который приказал установить рядом с ней второе двух-этажное здание. Фрески в этой второй церкви, выполненные в 1259 году, являются одними из наиболее ценных средневековых изображений. Ансамбль закончен третьей церковью, построенной в начале 19-ого столетия. Все вместе представляет собой один из наиболее законченных и совершенных комплексов памятников восточноевропейского средневекового искусства.

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ

История храма Святого Николая и Святого Пантелеймона возвращает нас к далекому Х веку, когда на этом месте была построена небольшая церковь. Само село Бояна было крепостью, известной под именем Батил. В ХІ веке существовало укрепление, которое играло важную роль в войнах с Византией.

Позднее, в ХІІІ веке, по воле севастократора Калояна – владетеля Средеца (это средневековое имя Софии), старая церковь была расширена, рядом с ней воздвигнута новая двухэтажная церковь, обе были богато разукрашены. В начале ХІХ века к так называемой «Калояновой церкви» была добавлена еще одна пристройка.

АРХИТЕКТУРА

Церковь состоит из трех частей, построенных в различные эпохи. Самая старая – восточная - представляет собой небольшую однокупольную церковь ХІ века, построенную согласно местным традициям.

Вторая часть - двухэтажная, плотно прилегает к западному фасаду старой церкви и стилево связана с ней. Надпись на северной стороне нижнего этажа гласит следующее: “Воздвигнута на средства, и с большой любовью Калояна… в лето 6767 – 1259 г. Нижний этаж был гробницей местных бояр и непосредственно связана с часовней, а верхняя часть - церковь. Третья, самая западная часть церкви представляет собой позднюю пристройку с ХІХ века (1882 г.) без особой художественной стоимости.

СТЕНОПИСИ

Боянская церковь получила мировую известность, прежде всего, благодаря уникальным стенописям с 1259 года - дело неизвестного иконописца периода Второго болгарского царства (12-14 вв.), являющих собой одну из самых ценных коллекций средневековой живописи.

Стенописи в Боянской церкви - из трех разных эпох- ХІ, ХІІІ и ХІV-ХV веков. То, что придает им высокую художественную стоимость - это изображения с 1259 года. Сценами или в отдельности исписаны 240 фигур, 89 сцен и композиций. Среди них самым древними считаются изображения Святого Иоанна Рильского Чудотворца (Небесного покровителя Болгарии), Святой Петки (Параскевы) Тырновской, ктиторов и владетелей Второго болгарского царства царя Константина-Асена Тихого и царицы Иоанны, Калояна и Десиславы, которые были ктиторами церкви, т.е. на их средства была построена и изрисована церковь.

Калоян изображен как высокий мужчина с черной бородой и усами. На голове у него корона, украшенная синими драгоценными камнями и жемчугом, как этого требовал установленный этикет. В руках он держит модель храма, который подносит Богу - это символическое выражение того, что Калоян потратил и украсил на свои средства церковь. Десислава изображена как молодая, стройная женщина. Одета она в длинную до земли золотистую одежду, украшенную концентрическими окружностями и вписанными в них львами. Голова Десиславы увенчана короной, богато украшенной красными и зелеными драгоценными камнями и жемчугом. Портреты севастократора Калояна и его жены Десиславы - одни из самых замечательных примеров болгарской живописи.

Боянская церковь – один из немногих сохранившихся средневековых памятников, свидетельство значимого вклада болгарского монументального изобразительного искусства этого периода в европейское культурное наследство.

Церковь Святого Пантелеймона или, как её еще называют, Боянская церковь - небольшой, но тем не менее очень любопытный храм находится в Бояне, пригороде столицы Болгарии, неподалеку от подножия горы Витоша. Здание это строилось в несколько этапов: восточная часть (самая старая) появилась не позднее X-XI вв. и представляла собой небольшую часовню. В XIII веке к ней, по указанию царя Калояна, пристроили двухэтажный храм, а спустя еще несколько столетий, в XX веке, к архитектурному комплексу добавился еще и двухэтажный западный притвор.

Церковь Святого Пантелеймона является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, здесь находятся уникальные по своим художественным качествам фрески, являющиеся, по мнению многих исследователей, одними из лучших образчиков изобразительного искусства периода средневековья. Здесь сохранились настенные росписи двух периодов: XI-XII вв. и 1259 года. Ранние фрески выполнены в суховатой манере (впрочем, традиционной для того времени) византийского стиля и сопровождены надписями на греческом языке. Но более интересными представляются фрески второго периода: в 1259 году они были нанесены на стены прямо поверх старых, и являются общепризнанным шедевром мировой живописи.

В общей сложности на стенах храма Св. Пантелеймона изображено почти девяносто сцен из Священного Писания. Очень часто встречается фигура Иисуса Христа (больше 20 раз). Здесь мы видим его в разном возрасте и различных жизненных ситуациях, что символизирует его трудный путь и препятствия, которые он преодолел, чтобы принести людям любовь и прощение. Также на стенах церкви можно увидеть изображения святого Пантелеймона, святого Николая (храм был посвящен ему какое-то время), Девы Марии, покровителя церкви царя Калояна и его жены – Десиславы.

Уникальность фресок этой церкви заключается в том, что они были написаны в стиле острохарактерной живописи. Все герои крайне индивидуализированы и среди сотен лиц не встретишь ни одного повторяющегося: каждый образ выражает свой характер и свои эмоции. Эти фрески также тяготеют к реализму в отображении действительности: люди разных социальных слоев здесь нарисованы в одежде и в окружении предметов, традиционных для своего статуса и времени, в которое жили.


Close