Кладбище
Первое афинское кладбище
Πρώτο Νεκροταφείο Αθηνών

37°57′47″ с. ш. 23°44′16″ в. д.
Страна Греция
Город Афины
Дата основания

Расположение

Кладбище расположено в центральной части Афин , за античным комплексом Олимпейон и Панатинаикосом , в конце улицы Анапафсеос (Улица Покоя).

История

Первое кладбище открыто в 1837 году и очень скоро стало местом захоронений известных граждан Греции.

На кладбище находятся три церкви: две православные - в честь св. Феодора и св. Лазаря Четверодневного; одна - католическая. Имеются отдельные участки для захоронений протестантов и иудеев.

Известные личности, похороненные на кладбище

  • Меркури, Мелина , актриса
  • Шлиман, Генрих , археолог
  • Шлиман, София , его жена, благотворительница
  • Папандреу, Андреас
  • Папандреу, Георгиос , политический деятель, премьер-министр Греции
  • Вуюклаки, Алики , актриса
  • Катина Паксино , актриса
  • Сеферис, Йоргос , поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе
  • Аверофф, Георгиос , предприниматель
  • Дассен, Жюль , кинорежиссёр
  • Канарис, Константин , политический деятель, премьер-министр Греции
  • Ксантос, Эммануил , один из основателей тайного общества Филики Этерия, готовившего всегреческое и всебалканское восстание против Османской империи
  • Далианидис, Яннис , актёр
  • Митропанос, Димитрис , музыкант
  • Христодул , Архиепископ Афинский и всея Эллады
  • Демис Руссос , популярный певец

Ссылки

  • Исторический очерк (греч.)
  • Справка о кладбище (англ.)
Валвис, Димитриос

Димитриос Валвис (греч. Δημήτριος Βάλβης Месолонгион, 1808 - Афины, 1892) - греческий юрист и политик 19-го века. В 1886 году, на короткий промежуток времени, стал Премьер-министром Греции. Брат Премьер-министра Греции Зиновиоса Валвиса.

Георгантис, Николаос

Николаос Георгантис (греч. Νικόλαος Γεωργαντής, 1833 г., Афины, Греция - 1947 г., Афины, Греция) - греческий скульптор начала 20-го века.

Дамаскин (архиепископ Афинский)

Архиепи́скоп Дамаски́н (греч. Αρχιεπίσκοπος Δαμασκηνός, в миру Дими́триос Папандре́у, греч. Δημήτριος Παπανδρέου; 3 марта 1891, Дорвица (ныне - в номе Этолия и Акарнания) - 20 мая 1949, Афины, Греция) - епископ Элладской православной церкви, c 1941 года до своей кончины - Архиепископ Афинский и всея Эллады. Временный правитель («регент») Греции до возвращения короля Георга II в страну. Премьер-министр Греции (в октябре 1945 года). Праведник мира.

Дзойтакис, Георгиос

Георгиос Зоита́кис (греч. Γεώργιος Ζωιτάκης ; 3 марта 1910 - 21 октября 1996) - греческий генерал, участник хунты Чёрных полковников, в 1967-1972 годах - регент Греции вместо отправившегося в добровольное изгнание короля Константина II.

Диомидис, Александрос

Александрос Диомидис (греч. Αλέξανδρος Διομήδης Афины 22 января 1875 - Афины, 11 ноября 1950) - греческий юрист, экономист, писатель и академик. Был директором Национального банка Греции и первым директором Банка Греции.

В 1950 году стал Премьер-министром Греции

Заимис, Александрос

Алекса́ндрос Заи́мис (греч. Αλέξανδρος Ζαΐμης; 9 ноября 1855, Афины, Греция - 15 сентября 1936, Вена, Австрия) - греческий государственный деятель, президент Греции (1924-1929) с перерывом, неоднократно занимал должность премьер-министра Греции.

Золотас, Ксенофон

Ксенофон Золотаса (греч. Ξενοφών Ζολώτας, 26 марта 1904, Афины - 10 июня 2004, Афины) - греческий экономист, председатель Банка Греции, временно исполнял обязанности премьер-министра Греции.

Кафандарис, Георгиос

Георгиос Кафандарис (греч. Γεώργιος Καφαντάρης; 13 октября 1873, Анатолики Франгиста, Эвритания - 28 августа 1946, Афины) - греческий юрист и политик XX века. Был Премьер-министром Греции чуть более одного месяца в 1924 году.

Колокотронис, Теодорос

Тео́дорос Колокотро́нис (греч. Θεόδωρος Κολοκοτρώνης; 3 апреля 1770 - 4 февраля 1843, Афины) - один из выдающихся греческих инсургентов, сын клефта и сам клефт. Отец премьер-министра И. Г. Колокотрониса и полковника П. Колокотрониса.

Кумундурос, Александрос

Александрос Кумундурос (греч. Αλέξανδρος Κουμουνδούρος; 1817, полуостров Мани, - 26 февраля 1883, Афины) - греческий государственный деятель.

Маврокордатос, Александр

Маврокордато Александр (греч. Αλέξανδρος Μαυροκορδάτος; 1791-1865) - деятель греческого восстания.

Митропулос, Димитрис

Дими́трий Митро́пулос (греч. Δημήτρης Μητρόπουλος, англ. Dimitri Mitropoulos; 18 февраля (1 марта) 1896, Афины - 2 ноября 1960, Милан; похоронен в Афинах) - греческий и американский дирижёр, пианист и композитор.

Михалакопулос, Андреас

Андреас Михалакопулос (греч. Ανδρέας Μιχαλακόπουλος Патры, 17 мая 1875 - Афины, 7 марта 1938) - греческий политик первой половины 20-го века. Был Премьер-министром Греции в период 1924-1925 годов.

Панграти

Пангра́ти (греч. Παγκράτι) - район в юго-восточной части Афин. Панграти граничит с общинами периферийной единицы Центральные Афины Вирон и Кесариани и районами Колонаки и Мец.

Археологический памятник Керамик (Керамейкос ) включает в себя часть стены Фемистокла, Дипилонские ворота, Священные ворота, помпейон, кладбище, надгробную плиту Гегесо и другие хорошо известные достопримечательности.


В районе Керамейкос с древних времён селились гончары , поскольку сюада воды маленькой речки Эридан в избытке приносили хороший глинистый раствор. Эти гончары (и бронзовщики) считали своим покровителем афинского героя Керама – сына Диониса и Ариадны. Таким образом, название района могло произойти как от имени этого бога, так и от слова «гончар» (греч. «Κεραμείς» – «керамик»).

Фемистоклова стена была в спешке построена в 478 году до н.э. для защиты Афин от спартанцев. Из-за нехватки материала были использованы, в том числе, каменные памятники с могил. Стена окружила весь город, разделив район Керамейкос на две части – внутреннюю и внешнюю. Внутренний Керамейкос , защищённый стенами, превратился в жилой квартал, тогда как внешний Керамейкос остался кладбищем. Это разделение упоминается в записях древнегреческого филолога Исихия Александрийского (V в. до н.э.), философа Платона (IV в. до н.э.), историка Фукидида (V в. до н.э.) и философа Плутарха (I в. н.э.)

Вид на Керамик с юго-восточной стороны. На переднем плане руины пантейона, на заднем — церковь Святой Троицы

Кладбище Керамейкос

Самые старые захоронения Керамика датируются Бронзовым веком , когда здесь было лишь болото. В Субмикенский период (1100 – 1000 до н.э.) кладбище продолжало разрастаться, а к югу от него, в более сухом месте, стали строиться дома. В Геометрический период (1000 – 700 до н.э.), а, особенно, в Архаичный период (700 – 480 до н.э.), количество захоронений заметно увеличилось.

В античные времена в Греции было запрещено хоронить людей в черте города, поэтому естественным образом кладбища формировались вдоль дорог, ведущих за его пределы. Сразу за Дипилорнскими воротами по обеим сторонам от Панафинейского и Священного трактов находилось официальное кладбище Афин , которое, как и остальные в округе, именовали Керамик (или Керамейкос), но официально оно носило название «Общественное кладбище» (δημόσιον σῆμα). Оно образовалось, приблизительно, в IX веке до нашей эры и использовалось до конца Римского периода (146 год до н.э. – 330 год н.э.). На нём хоронили, в основном, заслуженных афинян, причём за счёт города. Именно на общественном кладбище за Дипилонскими воротами афинский полководец Перикл произнёс свою знаменитую похоронную речь в память о тех, кто погиб в первый год Пелопоннесской войны (431 – 404 год до н.э.).

На кладбище Керамик были похоронены многие знаменитые греки – например, сам Перикл, государственный деятель Клисфен, политик Солон, философы Зенон и Хрисипп, военачальники Формион и Хаврий. Однако здесь находили последнее пристанище не только афиняне, но и метеки – переселенцы из других частей Греции. Самых состоятельных хоронили на «Могильной улице» (οδός τον ταφον)

Первые захоронения Керамика представляли собой простые курганы, однако, около VIII века до н.э. люди стали окружать эти курганы небольшими заграждениями, на которые они устанавливали в качестве памятников огромные вазы (до 1,5 метров в высоту). Эти вазы по названию ворот именуются теперь «Дипилонскими вазами » (самая знаменитая из них – Дипилонская амфора). У ваз не было дна, чтобы возлияния шли прямо в могилу. Вазы украшались, в основном, геометрическими мотивами – треугольниками, клетками, зигзагами, но позже на них наносились также стилизованные изображения людей и животных. Редко и весьма метафорически на Дипилонских вазах изображали и сам обряд погребения. Наиболее интересные вазы можно увидеть в Национальном археологическом музее Афин и в музее Керамик.

Ещё через некоторое время богатые афиняне стали устанавливать на могилах не вазы, а статуи покойных (часто в наисках), достигавших иногда реальных размеров человека. Самый впечатляющий памятник был найден в апреле 2002 года. Это была статуя молодого человека, датирующаяся, приблизительно, VI веком до н.э., сделанная, возможно, так называемым «Дипилон-мастером», создавшим также некоторые другие скульптуры, найденные в округе. Позже на статуях стали высекать эпиграммы.

Со второй половины V века до н.э. афиняне перестали так открыто демонстрировать своё богатство, и между 430 – 338 годами до н.э. над могилами стали устанавливать небольшие памятники , часто в форме маленького храма с описанием прощания умершего со своей семьёй. В 317 году до н.э. вся показная роскошь была запрещена правителем Афин Деметрием Фалерским и на могилах начали устанавливать простые маленькие колонны .

Колонны — памятники

После захоронения или кремации родственники совершали возлияния на могиле, а затем возвращались домой, где члены семьи умершего должны были пройти сложный очистительный ритуал. Древние греки верили, что всё, имевшее контакт с умершим, было загрязнено, и должно быть очищено. После этого члены семьи раз в год обирались на могиле для ритуальной трапезы в честь покойного.

Наиболее известными надгробными памятниками являются (подробнее про них см. ниже):

Надгробная плита Дексилея – двадцатилетнего молодого человека, убитого в Коринфской войне в 394 году до н.э. (оригинал стоит в музее Керамик). Номер 18 на карте ниже.

Наиск Гегесо (Ηγησούς), номер 34 на карте.

Надгробный рельеф сестёр Деметрии и Памфилии (номер 20 на карте).

Мраморный бык с могилы Дионисия из Коллита (район Афин). Создан около 345 года до н.э.; номер 23 на карте.

Ворота и дороги квартала Керамик

В античные времена Афины защищала огромная стена с 15 воротами , среди которых главными были Дипилонские ворота (Δίπυλο – «двойная конструкция») в северо-западной её части. Это были единственные в Афинах двойные ворота, причём рядом с ними находился ещё один вход в город, называемый «Священные ворота ». Оба прохода были больше остальных и у обоих взимались пошлины. Сами ворота находились в углублениях в стене (см. карту ниже), из-за чего штурмующий их неприятель был вынужден сначала преодолевать внешний проход, затем попадал в узкое место, где атаковался с трёх сторон, в том числе, с четырёх восьмиметровых башен. В сравнении с площадями перед другими воротами, площадь перед Дипилонскими воротами размером 22 х 47,40 метра была самой большой. Эти ворота и площадь были построены такими крупными, поскольку именно здесь, в помпейоне («процессионном здании», см. ниже), на восходе собирались жители Афин для участия в Панафинейской процессии, завершавшей Панафинейские игры – самое крупное празднество в году. Эта процессия шла отсюда по Панафинейской дороге через агору и поднималась в Акрополь, где деревянной статуе Афины дарили новые одежды (пеплос), сотканные и сшитые афинянками.

Реконструкция помпейона, стены, ворот и небольшой части кладбища

Дорога, начинавшаяся у Дипилонских ворот, называлась просто «Дромос » (Δρόμος в переводе «дорога»), хотя она была больше известна как «Панафинейская дорога». В северо-западном направлении она вела к академии Платона и далее в ном Беотия, а в юго-восточном – к агоре и к Парфенону. Ширина дороги была более 20 метров.

Поскольку пересечение Дипилонских ворот обычно означало конец или начало длинного пути, на площади перед ними стоял алтарь Зевса , алтарь Гермеса – покровителя путников и дорог и алтарь Акамаса – местного героя, почитаемого жителями Керамика. С другой стороны ворот, уже в городе, слева стоял дом-фонтан , в котором уставшие путники могли освежиться.

Священная дорога (Ιερά οδός) соединяла Афины с городом Элевсин, находящемся в 20 километрах к северо-западу. У Священных ворот собиралась процессия, шедшая затем в этот город на Элевсинсике мистерии, отмечавшие начало и конец лета.

Улица Пирея (Οδός Πειραιώς), главная улица Афин, также проходила сквозь квартал Керамик, но сейчас она лишь ограничивает археологический памятник с севера. Открыта только малая часть этого квартала, хотя раньше он был намного больше, и, по некоторым данным, доходил даже до агоры.

Наложение карты на современный квартал Керамик

В конце VI века выдающиеся здания квартала Керамик были забыты и вновь открыты лишь в 1863 году , когда афинский рабочий случайно обнаружил каменную стелу. В том же году при короле Георге I (1845 — 1913) начались археологические раскопки. До 1913 года работы проводились Греческим археологическим обществом, после — Немецким археологическим институтом. Раскопки продолжаются до сих пор.

Во время строительства станции метро Керамейкос было найдено более 1000 отдельных захоронений IV – V веков до н.э. и общая могила с телами людей, умерших от чумы в 430 году до н.э. (тогда умерла треть населения Афин).

Сейчас археологический памятник Керамик занимает площадь более 16 гектаров . Он находится на 8-9 метров ниже уровня современной улицы Эрмоу (Ερμού), что позволяет туристам ходить по Афинам Классического периода (V-IV вв. до н. э.).

Следует иметь в виду, что все стоящие на открытом воздухе памятники и надгробные плиты являются копиями . Их оригиналы хранятся в музее Керамика (слева от входа) и в Национальном археологическом музее. Афин

Карта квартала Керамик


Кликните чтобы увеличить

1а, 1б, 1в – стена
Хорошо сохранился участок стены длиной около 200 метров шириной около 2,5 метров и высотой 1 метр.

2 Священные ворота (Η ιερά πύλη) с двумя башнями

3 Дипилонские ворота (Το Δίπυλο) с четырьмя башнями
Ворота, построенные в стене Фемистокла в 478 году до н.э. из камней и кирпичей были разрушены. Теперь можно увидеть руины ворот, построенных в конце IV века до н.э. Они были полностью сделаны из каменных блоков; кроме того были, толще, чем оригинал и имели башенки.

Дипилонские ворота были открыты и изучены Археологическим обществом в 1872-1874 годах.

алтари

внешние ворота

4 дом-фонтан (Η Κρήνη)

5, 5а, 5б, 5в канал и болото (появилось в конце IV века до н.э.).

6 Помпейон (Το Πομπείο)
Помпейон был местом, в котором подготавливалась Панафинейская процессия. Здесь же хранилась деревянная овца, на которой лежал пеплос для Афины когда его несли в Акрополь. Помпейон был построен между Священными и Дипилонскими воротами около V века до н.э. – тогда, когда Афины восстанавливались после Пелопоннесской войны, из-за чего он более непритязательный, нежели здания, построенные во время расцвета Афин в V веке до н.э. Через мраморную пропилею (ворота) помпейона можно было попасть в большой двор, по периметру окружённый ионическими колоннами. Молодёжи, видимо, было скучно ожидать здесь начало процессии, поэтому они вырезали на стенах свои имена (например, такую надпись можно увидеть возле двери в юго-восточном углу двора). На западной и северо-западной сторонах помпейона находились столовые , в которых участники фестиваля могли поесть после возвращения процессии. Античная надпись гласит, что гекатомба – мясо ста быков, принесённых в жертву Афине – должно делиться и раздаваться в Керамейкосе, что подтверждается обнаружением большого количества костей перед Дипилонсиким воротами. Полы в столовых были сделаны из простых камней, и лишь в зале номер 6 была обнаружена небольшая мозаика , изображающая драку животных. Это одна из самых ранних орнаментальных греческих мозаик (сейчас находится в музее Керамик).

Классический Помпейон был разрушен в 86 году до н.э . во время нападения на Афины римского военачальника Луция Корнелия Суллы (стоит обратить внимание на каменные ядра, заброшенные сюда во время обстрела из катапульты). Во II веке н.э. на его месте было построено хранилище, разрушенное во время нападения герулов в 267 году. В IV веке здесь возвели «торговый центр» — две длинные стоа и ворота. Впоследствии, в Римский период, здесь стояли жилые дома и мастерские гончаров.

7 зона к северу от Дипилонских ворот (Η περιοχη βορεια του Δίπυλου)

8а, 8б, 8в дома к югу от Священных ворот (Η περιοχη νοτια της ιερας πυλης).
Вероятно, здесь стояло так называемое «здание Z», чьё античное название неизвестно. Оно было построено около 435 года до н.э. в углу, образованном городской стеной и Священными воротами. Оно перестраивалось, по крайней мере, четыре раза, разрушаемое землетрясениями и во время осад Афин. Первоначально это было обычное здание, ничем не отличавшееся от других домов Классического и Эллинистического периодов. Здесь была кухня, столовая для мужчин и женская половина, располагавшиеся вокруг двора с колодцами.

Во время третьей перестройки в IV веке до н.э., после того, как здание пятьдесят лет простояло заброшенным, его функции изменились. Здесь было вырыто несколько дополнительных колодцев, а большие комнаты разделены на маленькие каморки. Обнаруженные в них керамические грузы для ткацких станков свидетельствуют о том, что дом был превращён в мастерскую . Кроме того, здесь были найдены сотни фрагментов кружек и тарелок, и их количество намного превышало потребности обычного домохозяйства.

В те времена ткачеством занимались рабыни. В этом доме они, по-видимому, занимались также развлечением мужчин (в классических комедиях бордели часто упоминались в связи с районом Керамик).

В музее Керамик можно посмотреть найденные в доме Z грузы для станков, статуэтки богинь, серебряный медальон с изображением Афродиты и глиняный чайничек.

9 могила Антемокрита (Τάφος Ανθεμοκρίτου)
Антемокрит был проповедником, убитым вскоре после начала Пелопоннесской войны в греческом городе Мегара. Круглая гробница принадлежала, вероятно, роду Кирикон (Κηρύκων).

10, 11, 11а стелы посланников (Στήλες των Πρέσβεων)
10 – мраморная колонна, стоящая на пирамидальном основании из четырёх ступеней. Она посвящена посланнику Пифагору из города Селимбрия (середина V века до н.э., согласно надписи на колонне). На основании выбита надпись:
Προξενίας άρετῆς τε χάριμ προ<γ>όνων τε καὶ αὐτοῦ
ἐνθάδ΄ Ἀθηναῖοι Πυθαγόρην ἔθεσαν
υἱὸν δημοσίαι Διονυσίο∙ ἱππόβοτον δὲ
πατρίδα Σαλυβρίαν ἵκετ’ ἄχος φθιμένου
11 стела на могиле посланника с острова Корфу, умершего в Афинах в 431 году до н.э.

Стела посланника с острова Корфу

12 южный холм (νότιος λοφος)

13 святилище (ιερο)

13а акведук (υδραγωγός)

14 тритопатреон (Τριτοπατρείον)
Тритопатреон это храм для вознесения молитв тритопатрам – трём божествам, которые были предками людей. Также считалось, что в тритопатреоне обитали души умерших предков. Здание было опознано по надписям в нижней части северного и южного углов: «ΗΟΡΟΣ ΙΕΡΟΝ ΤΡΙΤΟΠΑΤΡΕΩΝ ΑΒΑΤΟΝ» и «ΗΙΕΡΟΝ ΤΡΙΤΟΠΑΤΡΕΩΝ». Построено, вероятно, в V веке до н.э.

15 тумулус (Τύμβος, курган)

16 архаический пьедестал (αρχαικό βαθρο)

17 кирпичный погребальный зал (Πλινθινο ταφικό κτιομα)

18 захоронение Форикион (Ταφικός περίβολος Θορικίων)
Семейная гробница рода Лисаниев из города Форико. Здесь стоит большой памятник Деклксию

Памятник Деклисию

19 угловая терраса (Γωνιακό άνδηρο)
Как свидетельствует надпись на пьедестале, здесь покоится актёр Макареос (Μακαρέως)

20 семейная гробница сестёр Деметрии и Памфилии (Περίβολος Δημητρίας και Παμφίλης)
Это было последнее роскошное захоронение до запрета, наложенного в 317 году до н.э.

Наиск сестёр

21 склеп жителей Мессины (Περίβολος των Μεσσηνιων)

22 семейная гробница Гераклиотона (Περίβολος των Ηρακλειωτών)
Высокая стела, с обнаружения которой начались археологические работы в Керамейкосе, обозначала место захоронения граждан мегарской колонии Гераклеи Понтийской. Это были, в основном, зажиточные люди, бежавшие в Афины от тирана Клеарха (363-352 гг. до н.э.). Слева от стелы установлен памятник Коралле (Κοραλλίου), жене афинского трагика Агатона (Αγάθωνος). Она изображена протягивающей руку своему мужу; позади неё стоит служанка, а у её ног лежит маленькая собачка. Справа от стелы стоит памятник самому Агатону.

23 склеп Дионисия из Коллита (Περίβολος Διονυσίου εκ Κολλυτού)
Это один из самых впечатляющих памятников, который выглядит как бык, стоящий на высоком пьедестале. На архитраве и ниже на пьедестале выгравированы две эпитафии.

24 семейная гробница Лисимахидоу (Περίβολος Λυσιμαχίδου)
Стена длиной 16 метров и высотой 4 метра, на которой стоит мраморная статуя лежащей собаки из группы молоссов.

Слева направо: наиск Кораллы, стела Гераклиотона, памятник Агатону, склеп Дионисия с быком, гробница Лисимахидоу с собакой

25 семейная гробница Перона (Περίβολος των Πέροη)

26 наиск Аристонаута (Ναϊσκος Αριστοναύτη)
Наиск Аристонаута, сына Архенаута (Ἀρχεναύτο) из Алая (Ἁλαιεύς), относится к самому концу Классического периода (320 год до н.э.). Он выполнен в виде маленького храма с массивным пьедесталом и небольшим архитравом (перекладина с треугольной «крышей»). Надпись на архитраве раскрывает имя, родство и происхождение умершего человека. Аристонаут изображён участвующим в битве – по-военному одетым и в соответствующей позе. Его голова повёрнута, и он как бы смотрит на стоящих перед его могилой. Стиль этого наиска неизвестного автора является переходным от Классического к Эллинистическому. Он сделан из пентелийского мрамора и в высоту насчитывает 2,48 метра (высота скульптуры 1,55 метра). Наик был найден под улицей Пирея и сейчас выставлен в Национальном археологическом музее Афин.

27, 28, 29 гробницы (Ταφικοί περίβολοι)

30 надгробный камень на могиле Зосиви (Επιτύμβια στήλη του Σωσιβίου)

31 гробница Дафны (Τάφος του Δάφνου)

32 святилище Гекаты (Τέμενος της Εκάτης)

33 семейная гробница Самаки (Περίβολος του Σαμάκιου)

34 семейная гробница Корива из Мелити (Περίβολος του Κοροίβου εκ Μελίτης)
Здесь стоит три памятника IV века до н.э. В центре находится высокая стела Корива, чьё имя выбито под двумя розетками. Под стелой похоронен не только он сам, но и его дети, внуки, правнуки – до пяти поколений. Справа от неё стоит памятник внуку греческого историка Кледема (Κλειδήμου). Слева же находится наиск Гегесо (Ηγησούς) – одна из лучших погребальных стел Аттики, дошедших до наших дней. Вероятно, Гегесо была женой Корива.

Слева направо: наиск Гегесо, стела Корива, памятник Кледему

Наиск Гегесо из пентелийского мрамора создал, по всей видимости, скульптор Каллимах в 410-400 годах до н.э. Он насчитывает 1,56 метра в высоту и 97 сантиметров в высоту. На нём изображена состоятельная афинская женщина, одетая в хитон и гиматий, которая сидит на стуле с вытянутыми на подставочку ногами. В левой руке она держит открытую шкатулку, в правой – украшение (сейчас его не видно). Напротив неё, слева, стоит служанка. На стеле выгравировано «ΗΓΗΣΩ ΠΡΟΞΕΝΟ» — то есть, «Гегесо, дочь Проксена». Этот наиск можно посмотреть в Национальном археологическом музее Афин.

В памятнике афиняне старались подчеркнуть идеальную роль семьи в контексте общества. Таким образом, стела Корива представляет всех мужчин его рода, хотя их имена даже не записаны на ней, а наиск Гегесо – всех женщин.

35 гробница выходцев из городка Потамоу (Περίβολος των Ποταμίων)

36 семейная гробница тирана Афин Аристиона (Περίβολος του Αριστίωνος; умер в 86 году до н.э.)

36а тумулус (Τύμβος, курган)

37 могила Эфколина (Τύμβος της Ευκολίνης)

38 амфора Олимпих (Λουτροφόρος του Ολυμπίχου)

38а надгробный камень на могиле Эффиро (Επιτύμβια στήλη του Ευφήρο)

39 семейная гробница Антиоаэ (Περίβολος της Αντιδόαεως)

39а семейная гробница Амфареты (Περίβολος της Αμφαρέτης)
Наиск Амфареты V век до н.э., на котором изображена женщина, оплакивающая смерть своего малолетнего внука.

40 семейная гробница военачальника Аристомаха (Περίβολος της Αριστομάχης)

41 захоронение (Ταφικός περίβολος)

42, 43 эллинистические захоронения (Ελληνιστικοί ταφικοί περίβολοι)

44 классическое погребальное здание (Κλασικό ταφικό κτίσμα)

45, 45а раннее классическое погребальное здание (Πρώιμο κλασικό ταφικό κτίσμα)

46 захоронение Синопа (Ταφικός περίβολος των Σινωπέων)

47 эллинистическое погребальное здание (Ελληνιστικό ταφικό κτίσμα)

48 римское погребальное здание (Ρωμαικό ταφικό κτίσμα)

49 дорога в Элевсин (Όρος τες οδού τες Ελευσινάδε)

50 мост через реку Эридан (Γέφυρα του Ηριδανού)

51 старый мост через реку Эридан (Παλαιότερη γέφυρα του Ηριδανού)

52 берег реки Эридан (Όροι στον Ηριδανό)

53 тумулус (Τύμβος, курган)

54 гробница Классического периода (Λάκκος προσφορών κλασικών χρόνων)

55 гробница Миртис (Τύμβος της Μύρτης), девочки, умершей от чумы около 430 года до н.э.

56 могила астронома Клеомеда (Ταφικός περίβολος του Κλεομήδους), I век н.э.

57 могила Феониха (Ταφικός περίβολος του Θεωνίχου)

58 высохший приток реки Эридан (Προθεμιστόκλεια κοίτη του Ηριδανού)

58а пифос (Πίθος) – амфора с широким горлом

58б эллинистический храм (Ελληνιστικός ναίσκος)

58в лаборатория (Εργαστήριο)

59 тумулус (Τύμβος, курган)

60 круглый бассейн (Κυκλικό λουτρό)

61а, 61б, 62, 62а здания возле круглого бассейна (Κτίρια κοντά στο κυκλικό λουτρό)

63 гробница лакедаимонцев (Τάφος των Λακεδαιμονίων)
Маленькая мраморная колонна на могиле лакедаимонцев (спартанцев), павших в бою против афинян под предводительством Фрасибула в 403 году до н.э. В правом углу по часовой стрелке записаны имена погибших.

64 погребальные помещения к западу от лакедаимонцев (Ταφικό κτίσματα δυτικά των Λακεδαιμονίων)

65 гробница (Ταφικό οικοδόμημα στον τρίτο όρο)

66 самые новые погребения на Дромосе (Νεώτερο ταφικό κτίσμα στο Δρόμο)

67 мастерские к югу от Дромоса (Εργαστήρια νότια του Δρόμου)

68 резервуары для воды (Υδατοδεξαμενές)

69 мраморный саркофаг (Μαρμάρινη σαρκοφάγος)

70 мастерские на северном крае Дромоса (Εργαστήρια στη βόρεια παρυφή του Δρόμου)

Достопримечательности поблизости: церковь Святой Троицы, музей Исламского искусства, промышленный музей Технополис, церковь Богоматери Пантанасса, греческая агора

Полезная информация о кладбище и квартале Керамик в Афинах

Местоположение:

Район Исторического треугольника; к северу от Парфенона

Как добраться:

Станция метро ΣΤ.ΘΗΣΕΙΟΥ (Thissio) на линии 1 (зелёной)
Станция метро ΣΤ.ΚΕΡΑΜΕΙΚΟΥ (Kerameikos) на линии 3 (голубой)

Адрес:

Греция, Афины, улица Ermou 148
Ermou 148, Athens (Αθήνα), Greece (Ελλάδα)

Название на греческом:

Κεραμεικός

Название на английском:

Kerameikos
Keramikos
Kerameikos cemetery

Время работы :

Ежедневно, с 8:00 до 20:00

Телефон:

(+30 210) 346 35 52 (где 30 — телефонный код Греции, а 210 – код Афин)

Сайт:

E-mail:

Координаты:

37.978283, 23.718611 (вставьте эти координаты в строку поиска карт гугл и увидите реальное положение кладбища и квартала Керамейкос)
GPS: 37°58’41.8″N 23°43’07.0″E

Отзывы:

Надписи только на греческом, английском и немецком.

Давненько я не писала ничего про кладбища... досадное упущение, которое необходимо восполнять. На самом деле, материала у меня набралось предостаточно, а вот свободного времени, увы, не так много. Но в эти выходные у меня наконец-то дошли руки до фотографий, сделанные во время нашей поездки в Грецию этим летом.


Поехать в Афины и не посетить самое знаменитое кладбище города я, естественно, не могла. Правда, времени на осмотр у меня было не так уж много, поэтому удалось прогуляться только по главным аллеям и посмотреть самые знаменитые и популярные местные достопримечательности.

Первое Афинское кладбище ровестник всех остальных популярных монументальных европейских кладбищ. Оно было открыто в 1837 году. С тех пор кладбище так же как, например, Стальено, является последним пристанищем для всех самых-самых достойных жителей Греции, ну или для просто богатых...

Афинское кладбище расположено практически в центре, по крайней мере до него достаточно просто, если не учитывать тридцатиградусный афинский летний зной, добраться пешком от центральных станций метро. В надежде застать немного утренней прохлады, мы пришли туда около 10 утра, однако, вся прохлада вероятно закончилась тремя часами ранее.

Уже на входе бросается в глаза полное отсуствие таких популярных в Италии мрачных галерей. Афинское кладбище, по крайней мере летним жарким днем, совершенно лишено полагающейся кладбищу мрачности. Наоборот, наполнное солнечным светом и зеленью деревьев, оно утопает в белоснежном мраморе памятников и склепов. Последние скорее напоминают древнегреческие храмы в миниатюре. Картину дополняет невероятно громкий звон цикад и аромат благовоний....

Кладбище является действующим, однако современникам приходится считаться с довольно жесткими правилами. В связи с тем что греческая православная церковь запрещает кремацию, место на первом кладбище сильно ограничено. Захоронение позволяется делать только на 3 года, после чего тело изымается и перезахоранивается в оссуарий, тем самым освобождая место для следующего...


вид на центральный вход с главной аллеи

Другая особенность главного греческого кладбища это, как можно было ожидать, его символизм. Несмотря на присутствие вполне универсальных кладбищенских символов 19-го века, таких как ангелы или плакальщицы. Большая часть надгробий в какой-то мере отражает древнегреческие традиции и архитектуру. Это особенно интересно, потому что данное кладбище было открыто практически сразу после избавления от гнета Османской империи. Насколько я успела заметить за нашу короткую поездку, несколько столетий турецкой оккупации довольно сильно повлияли на особенности современной греческой кухни, в особенности что касается сладостей.





Как легко заметить по снимкам, многие декоративные элементы имеют тысячалетнюю историю. Здесь мне следует заметить что в Афинах располагаются руины одного из старейших кладбищ в мире - Керамейкоса. Там можно увидеть сохранившиеся надгробия и скульптуры относящиеся к периоду с III тысячелетия до н. э. до древнеримской эпохи. У меня есть большая папка фотографий этих надгробий и когда-нибудь я и до нее доберусь.. а пока, вам придется поверить мне на слово... Вот, например, подобные плиты, как на снимках внизу, были крайне популярны еще до нашей эры. А вот ангелы, это уже современная интерпритация. В те далекие времена, на подобных плитах как правило изображали самого усопшего, а также самых близких к нему людей. При чем фреска передает непосредственно момент "последней беседы" как если бы усопший был бы жив. Моего описательного таланта не хватило, для того чтобы передать, хотя бы примерно, вид древнегреческих надгробных камней. Поэтому я решила, что лучше один раз увидеть...


Типичные плиты Керамейкоса. Самая левая изображает девушку сидящую на стуле и рассматривающую ожерелье из шкатулки, которую держит служанка. Такая композиция должна намекать на благородное происхождение усопшей. Конец 5го века до н.э.
Две другие стеллы имеют очень типичные украшения в верхней части. Правый камень изображает сосуд. К сожалению, найти объяснение значения такого сосуда мне не удалось. Несмотря на то что часть статей описывает подобные сосуды, как погребальные урны. В данном случае форма скорее напоминает амфору для напитков или благовоний, нежели погребальный сосуд (последние имели гораздо более широкое горлышко).

По всей видимости, в 19 веке таких фантазий люди допустить уже не могли. Поэтому скульпторы ограничились ангелами и плакальщицами. Хотя, как несложно заметить, мотивы декора верхней части стеллы сохранились.



Амфоры, колонны, фениксы и даже сфинксы... Все это наследие древних культур.






Помимо, традиционных метафор, встречаются и вполне общеевропейские символы, о которых я неоднократно писала в моих опусах о Миланском или Генуэзском кладбищах.

Например, песочные часы как скоротечность времени.



Следующая скульптурная композиция, судя по эпитафии, была создана по заказу французской семьи для их несвоевременно ушедшего сына. Даже без знания франзузского, смысл надписи интуитивно понятен.

Нашлась и довольно популярная для италии композиция "прощания близких с умершим".

Ну и, конечно, ангелы....


На следующей композиции жена умершего пожелала видеть себя. Странно с моей современной точки зрения, но довольно популярно в 19 веке.


Очень красивое кресло с совами...


И очень специфичный генерал с труднопроизносимым именем и очень суровым обликом...

Но жемчужиной афинского кладбища безусловно является "Спящая" над могилой Софии Афендаки работы одного из самых известных скульпторов современной греции - Яннулиса Халипаса. Скульптор имел очень трагическую судьбу, о которой стоит прочитать (ссылка на вики).

Кажется что девушка просто уснула, и ее естественная расслабленная поза никак не отождествляется с окоченелостью мертвеца. Именно поэтому данная работа может быть отличным примером погребальной культуры классицизма, согласно которой смерть есть вечный сон без сновидений. "Спящая дева" - это последняя работа Халипаса до его личной жизненной трагедии. Он завершил скульптуру в 1978 году незадолго до того как у него была диагностирована шизофрения.


Это памятник на могиле известного греческого коммерсанта и филантропа -

Глава шестая.

Афинские кладбища и погребальные обычаи

Для великого человека весь мир - гробница.

Из надгробной речи Перикла. Фукидид. Книга вторая

Керамик, район гончаров, является также территорией древнего кладбища. Оно расположено к западу от Агоры. Часть античного кладбища занимает раскоп германских археологов. Первое кладбище - самое интересное из возникших после восстановления независимости Афин. Оба кладбища содержат самые трогательные образцы искусства той эпохи.

По древнему афинскому обычаю мертвых хоронили за пределами городских стен. Павших на войне обычно хоронили там, где они погибли, но в начале V века до н. э. мертвых стали привозить домой и устраивать им государственные похороны на общем кладбище за городскими стенами, в Керамике.

Историк Фукидид, описывая зиму 431/30 года до н. э., конец первого года войны со Спартой, рассказывает, как афиняне проводили публичные похороны первых жертв войны:

Той же зимой афиняне совершили по обычаю предков от имени города торжественную церемонию погребения воинов, погибших в первый год войны. Останки павших за три дня до погребения по обычаю выставляются в разбитом для этого шатре, и всякий приносит своему близкому дар, какой пожелает. При погребении останки везут на повозках в кипарисовых гробах - на каждую филу по одному гробу с останками погибших из этой филы. Несут еще одно покрытое ковром пустое ложе для пропавших без вести, тела которых после битвы нельзя было найти и предать погребению. Любой из граждан и чужеземцев имеет право присоединиться к похоронной процессии. Участвуют в погребальной церемонии также и женщины, оплакивая на могиле своих близких. Павших хоронят в гробнице полиса, находившейся в красивейшем предместье города. Здесь афиняне всегда хоронят погибших в бою, за единственным исключением павших при Марафоне, которым был воздвигнут могильный курган на самом поле битвы как дань их величайшей доблести.

Так афиняне создали прецедент могилы неизвестного солдата. Описанное Фукидидом было прелюдией к знаменитой надгробной речи Перикла, произнесенной с высокой трибуны над общей могилой.

Не всегда похороны были так хорошо организованы. При строительстве станции метро в Керамике (которая в конце концов так и не была построена) бульдозер вскрыл массовое захоронение, которое содержало останки приблизительно ста пятидесяти мужчин, женщин и детей, сброшенных кое-как в одну большую яму. Эксперты датировали останки промежутком между 430 и 420 годами до н. э., временем начала войны между Афинами и Спартой. В своем рассказе об этой войне Фукидид упоминает чуму, разразившуюся в Афинах в 430-429 годах до н. э., когда население Аттики теснилось в городе, а спартанская армия опустошала долину:

Враги находились всего лишь несколько дней в Аттике, когда в Афинах появились первые признаки заразной болезни, которая, как говорят, уже раньше вспыхивала во многих местах… Но никогда еще чума не поражала так молниеносно и с такой силой и на людской памяти нигде не уносила столь много человеческих жизней… Это постигшее афинян бедствие отягчалось еще наплывом беженцев из всей страны, и особенно страдали от болезни вновь прибывшие. Жилищ не хватало: летом приходилось жить в душных временных лачугах, отчего люди умирали в полном беспорядке. Умирающие лежали друг на друге, где их заставала гибель, или валялись на улицах и у колодцев, полумертвые от жажды. Сами святилища вместе с храмовыми участками, где беженцы искали приют, были полны трупов, люди умирали и там. Сломленные несчастьем, люди, не зная, что им делать, теряли уважение к божеским и человеческим законам. Прежние погребальные обычаи теперь совершенно не соблюдались: каждый хоронил своего близкого как мог. Иные при этом даже доходили до бесстыдства, за неимением средств (так как им уже раньше приходилось хоронить многих родственников): так, некоторые складывали покойников на чужие костры и поджигали их, прежде чем люди, поставившие костры, успевали подойти; другие же наваливали принесенные с собой тела поверх уже горевших костров, а сами уходили.

Можно не сомневаться, что массовое захоронение, которое вскрыл бульдозер, как раз и относится к тому времени, когда свирепствовала чума.

Но чума была причиной нарушения не только устоявшихся похоронных обычаев. Фукидид, который сам болел чумой, но выжил, рассказывает, что на следование обычаям влияло моральное состояние горожан. Видя, как чума стирает все социальные различия, знатность и богатство утрачивают смысл, люди старались жить одним днем, растрачивая деньги и получая столько удовольствий, сколько могли.

Из книги Занимательная Греция автора Гаспаров Михаил Леонович

Афинские праздники Все эти мраморные храмы, украшенные скульптурами знаменитых ваятелей и картинами знаменитых живописцев, были построены не затем, чтобы стоять понапрасну. К ним сходились люди, чтобы чтить богов праздниками.Помните: жители города Тарента хвастались,

автора Прозоров Лев Рудольфович

Глава 3 Обычаи скандинавов Вот что пишет справедливо признаваемый ведущим «антинорманнистом» XIX в. С. Гедеонов в своем капитальном труде «Варяги и Русь»:«Длинные волосы были (у германцев и скандинавов. – Л. П.) отличительным знаком свободного мужа, бритая голова –

Из книги Кавказская Русь [Где кровь Русская пролилась, там и Земля Русская] автора Прозоров Лев Рудольфович

Глава 5 Обычаи славян У русского читателя в массе сложился образ древнего славянина с волосами едва ли не до плеч, перехваченными выше бровей тесемкой, с бородой лопатой и т. д. В ряде исторических романов – Б. Васильев «Вещий Олег», Ю. Никитин «Ингвар и Ольха» – бородатые

Из книги Повседневная жизнь викингов IX–XI века автора Будур Наталия Валентиновна

Глава семнадцатая ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ Человеческая жизнь очень недолга, и рано или поздно наступает смерть. В разные эпохи люди по-разному относились к смерти, отсюда и разное отношение к погребальному обряду.Представления о смерти и Ином мире тесно связаны с

Из книги История Древней Греции в биографиях автора Штоль Генрих Вильгельм

29. Ификрат, Хабрий и Тимофей Афинские Афиняне, со времени освобождения своего Фразивулом, вспоминая о прежнем своем могуществе и величии, ревностно старались подняться из состояния слабости и немощи, в которое впали при неблагоприятных обстоятельствах. В этих видах

Из книги Повседневная жизнь охотников на мамонтов автора Аникович Михаил Васильевич

Глава 16 Смерть и погребальные обряды Существует одна - очень важная - особенность архаического сознания. Первобытный человек практически не воспринимал идею «естественной» смерти. Кто-то умер? Значит, на него «навели порчу», околдовали. Или сам умерший не был

автора Хаммонд Николас

2. Афинские тираны Писистрат, бежав из Афин со своей партией и казной, поселился в богатой стране между Македонией и Фракией, сперва в основанном им Рекеле (поблизости от Энеи), а позже около горы Пангей. Подобно знатному афинянину Мильтиаду, ставшему около 556 г.

Из книги История Древней Греции автора Хаммонд Николас

4. Афинские успехи При Писистратидах Афины приобрели контроль над Элевтерами, Платеей и Гисиями – небольшими государствами на границе Афин и Фив. Не желая вступать в Беотийскую лигу, те предали себя в руки Афин, заключив с ними военный союз и получив некоторые

Из книги История Древней Греции автора Хаммонд Николас

3. Афинские поражения и Никиев мир, 424–421 гг Летом 424 г., когда афинская армия вернулась из Мегариды, полководцы откликнулись на авансы некоторых демократов в городах Беотии, которые просили о помощи ради установления демократического режима по всей Беотии. Было

Из книги Жизнь древнего Рима автора Сергеенко Мария Ефимовна

Глава десятая. Погребальные обряды В римских погребальных обрядах нашла выражение смесь самых разнообразных чувств и понятий: древняя вера в то, что душа человека и после смерти продолжает в подземном царстве существование, подобное тому, что и при жизни, тщеславное

Из книги История Персидской империи автора Олмстед Альберт

Афинские астрономы более позднего периода И все же следующим крупным астрономом, который, подобно Демокриту, объединил метеорологию и географию в своей астрономии, был афинянин по имени Эвктемон. Он провел свои собственные наблюдения за изменением положений планет и

Из книги Цивилизация Древнего Рима автора Грималь Пьер

Из книги Всемирная история. Том 1. Каменный век автора Бадак Александр Николаевич

Погребальные обычаи О том, как развивались и каков был характер первобытных религиозных представлений и обрядов, складывавшихся у людей верхнего палеолита, много говорят и верхнепалеолитические погребения.Наиболее ранние погребения верхнего палеолита обнаружены в

Из книги Ограбленная Европа: Вселенский круговорот сокровищ автора Мосякин Александр Георгиевич

ГЛАВА 10 КЛАДБИЩА СОКРОВИЩ Первой германской территорией, на которой программа захоронения получила небывалый размах, в силу географического положения стала Восточная Пруссия, где тайники начали строить еще весной 1943 года. А когда летом 1944-го война приблизилась к

Из книги Рассказы Геродота о греко-персидских войнах и еще о многом другом автора Гаспаров Михаил Леонович

Как афинские женщины пряжками закололи бойца Если встать на афинском акрополе и с самого края обрыва посмотреть на юг, то сперва увидишь внизу кучу желтых глинобитных городских домиков, лепящихся друг к другу у подножия холма;потом, за городской стеной, - зеленую

Из книги Иисус и его мир [Новейшие открытия] автора Эванс Крейг


Быть в Греции и не посетить кладбище непростительно. В каждой стране надо хоть раз заглянуть на кладбище, как элитное, так и для простого народа. Они ярче многих слов говорят о культуре и местных обычаях, чем все туристические аттракционы вместе взятые. Ну, и отличия от наших традиций чувствуются тут сильнее всего. Поэтому вперед, на кладбище, куда не ступает нога простого туриста.

В Афинах самым интересным является отнюдь не древнее кладбище в Керамикосе, где похоронены известные философы и писатели еще Древней Греции (собственно, не похоронены, поскольку их надгробия или исчезли, или были перенесены в музеи, а все, что сохранилось, является муляжом для туристов), а старое так называемое Первое Афинское кладбище, где хоронили греческую элиту начиная с 19-го века. Быть похороненным на Первом кладбище так же престижно, как в Москве на Новодевичьем или в Париже на Пер-Лашез. Да и по внешнему виду кладбище напоминает именно Пер-Лашез, с его монументальными надгробиями, статуями и склепами.

// sindzidaisya.livejournal.com


Найти его довольно легко, потому что оно находится в переулках за Олимпийским стадионом близко в центру города, но, разумеется, вдали от туристических троп и сюда не водят экскурсии. А зря, но видимо, такова местная культура.

// sindzidaisya.livejournal.com


На входе вяло погрозили, чтобы ничего не фотографировал, но угрозы оказались чистой формальностью. И хотя внутри я снимал на телефон, мне никто ничего больше не сказал. По сути это кладбище - музей под открытым небом, с множеством оригинальных и даже странных скульптур. Только вход бесплатный.

// sindzidaisya.livejournal.com


У самого входа находится участок или т н кладбище митрополитов и архимандритов, высших сановников греческой церкви.

// sindzidaisya.livejournal.com


Надо сказать, оно производит впечатление. Скорее напоминает кладбище мусульманской элиты где-нибудь в Стамбуле своими высокими митрами на каждом надгробии. У мусульман на стелах сановников обычно сверху ставят чалмы и фески. Тут на церковном участке на надгробиях поставлены большие мраморные тиары.

// sindzidaisya.livejournal.com


Напротив начинаются тоже необычные захоронения, совершенно не те, какие можно было бы ожидать от православного кладбища. впрочем, православие тут, во всяком случае, не похоже на русское.

// sindzidaisya.livejournal.com


Таково, например, надгробие бывшего знаменитого премьер-министра Андреаса Папандреу недалеко от ворот.

// sindzidaisya.livejournal.com


Или другая огромная стела - со знаками зодиака. Вообще же мотивов и прямых копирований древнегреческих мифов, легенд и героев тут очень много. И если вы их немного знаете, то догадаться, о чем идет речь, легко.

// sindzidaisya.livejournal.com


Распознать, что имелось в виду, когда ставили иное надгробие, невозможно. Для этого надо либо знать историю современной Греции, где отметился сей персонаж, либо подробности его личной жизни.

// sindzidaisya.livejournal.com


Другие надгробия более естественные, но тоже необычные.

// sindzidaisya.livejournal.com


Без ангелов не обошлось.

// sindzidaisya.livejournal.com


Тяга к статуям тут естественна, и я не уверен, что это стоит столь же дорого, как было бы у нас. Во-первых, традиция, во-вторых, материал этот дешев и общедоступен. Почти все из мрамора, который буквально лежит под ногами, тогда как у нас его надо доставлять издалека.

// sindzidaisya.livejournal.com


Некоторые могилы представляют собой семейные склепы. Одни закрыты на замок, другие открыты, но заглянув туда, вы увидите замурованное дно, иногда довольно глубокое, или стенные ниши за плитами, куда вставляют гробы.

// sindzidaisya.livejournal.com


Но чу! Поворачиваешься, а тут несут гроб, проходит похоронная процессия. Все, как на самом деле.

// sindzidaisya.livejournal.com


Поворачиваешься, а могила напротив разрыта. Неужели мертвецы встали и вышли из могил?

// sindzidaisya.livejournal.com


Но если они и вылезли, то челюсть с зубами точно потеряли. Видите, вот там, на камне внизу под фонарем? Приятного аппетита.

// sindzidaisya.livejournal.com


Поэтому сохраняйте тишину.

// sindzidaisya.livejournal.com


В некоторых склепах весьма просторно, на Пер-Лашезе бы позавидовали.

// sindzidaisya.livejournal.com


В некоторых, наоборот, собралась такая толпа, что яблоку негде упасть.

// sindzidaisya.livejournal.com


Некоторые сюжеты весьма замысловаты.

// sindzidaisya.livejournal.com


Другие, напротив, более чем ясны в своих намеках на семейное положение умерших.

// sindzidaisya.livejournal.com


Странным образом это монументальное надгробие мальчика в гольфах и шортах напоминает фильм "Темный дворецкий", где был такой же герой.

// sindzidaisya.livejournal.com


Генералы в форме, не поддающейся идентификации.

// sindzidaisya.livejournal.com


Голые ангелы.


Close