В качестве исходного образца мы выбрали бухгалтерскую учетную политику организации — образец 2018 для ООО, ведущего деятельность в сфере общепита и применяющего УСН «Доходы минус расходы» (15%). Затем в предлагаемый пример учетной политики внесли изменения, которые вступают в силу с 01.01.2019. Получившийся результат можно скачать по ссылке.

Когда предприятия утверждают учетную политику

Сначала развеем давно бытующий миф о том, что учетную политику нужно утверждать ежегодно. На самом деле, если нет изменений, то принятую политику надо последовательно применять из года в год — ст. 8 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Для организаций действуют такие сроки в части разработки и утверждения учетной политики:

Ситуация

Учетная политика

Создание новой организации

В течение не более чем 90 дней с даты регистрации (п. 9 ПБУ 1/2008, утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н)

Не позже даты окончания первого для организации налогового периода (п. 12 ст. 167 НК РФ)

Внесение изменений в учетные политики

По общему правилу новая учетная политика утверждается в текущем году и применяется с начала следующего года (пп. 10, 12 ПБУ 1/2008)

  1. В случаях изменения методов НУ или существенного изменения условий работы организации — с начала нового налогового периода (ст. 313 НК РФ)
  2. В случае изменения законодательства — с даты вступления в силу нового НПА

Внесение дополнений в учетные политики

На момент, когда дополнения стали необходимыми (п. 10 ПБУ 1/2008)

В том налоговом периоде, когда изменения стали необходимыми (ст. 313 НК РФ)

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Изменить и дополнить учетную политику — вещи разные! Изменения влекут за собой необходимость ретроспективного пересчета данных за предшествующие изменению годы для отображения в соответствии с ними входящих учетных остатков и отображения данных прошлых лет в обязательной бухотчетности, в то время как дополнения нужны в первую очередь для корректного отражения текущей учетной информации .

Нормы, переходящие с 2018 года (по пунктам)

Следующие положения предлагаемого примера политики предприятия для целей бухучета остались неизменными с предыдущих годов и продолжают последовательно применяться:

  • преамбула и пп. 1-3, т. к. основные нормативные документы, принципы и допущения для формирования учетной политики не изменились;
  • пп. 4-6, т. к. применяемые нормы учета МПЗ в данных аспектах не изменились;
  • пп. 7-14, т. к. применяемые нормы по ОС в данных аспектах не изменились;
  • пп. 15-18, т. к. изложенные в них нормы в отношении НМА решено не изменять;
  • пп. 19, 20, т. к. порядок учета спецоборудования и спецодежды, который используется предприятием, официально не изменялся и по-прежнему актуален для целей бухучета;
  • пп. 21-30, 35, 36, т. к. представленные в этих пунктах нюансы учета товаров, выручки, доходов и расходов остаются актуальными для организации и их не требуется изменять в связи с изменениями законодательства или системы налогообложения;
  • пп. 31-34, т. к. организация формирует и раскрывает в отчетности для бухгалтерских целей резервы по сомнительным долгам, причем применяемый порядок остается актуальным;
  • пп. 37-41, т. к. организация по-прежнему не применяет некоторые положения по бухучету в связи со спецификой своей деятельности и статусом малого предприятия;
  • пп. 42-45, т. к. действующий порядок признания и исправления ошибок, а также внесения изменений в учетную политику остается актуальным;
  • пп. 46-50, т. к. применяемые порядок и формы документооборота остаются актуальными;
  • п. 51, т. к. особый порядок инвентаризации некоторых учетных объектов, применяемый организацией, остается актуальным;
  • пп. 52-62, т. к. организация продолжает использовать принятый организационный порядок в части прав подписи, осуществления внутреннего контроля, документооборота и декларируемой возможности вносить изменения в настоящую учетную политику.

Вариант документа, утверждающего учетную политику, смотрите в статье «Форма приказа об утверждении учетной политики» .

Изменения, которые нужно учесть, если формируется учетка на 2019 год (по пунктам)

В предлагаемом примере учетной политики предприятия на 2019 год изменен (дополнен) единственный момент, касающийся выбора способа бухучета, не закрепленного в существующих нормативных документах. Это сделано путем добавления в приказ п. 63, указывающего на возможность ориентироваться в этом вопросе на требование рациональности, что доступно для организаций, применяющих упрощенные способы бухгалтерского учета.

Вместе с тем юрлицам, не имеющим права на упрощение учета, нужно иметь в виду, что при осуществлении такого выбора им придется следовать иному пункту обновленного с 06.08.2017 (приказ Минфина России от 28.04.2017 № 69н) ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Для них ПБУ 1/2008 в новой редакции предусматривает соблюдение определенной последовательности при рассмотрении образца для подражания (п. 7.1):

  • стандарты МСФО;
  • близкие по смыслу положения федеральных или отраслевых стандартов российского бухучета;
  • существующие рекомендации.

Вышеуказанное нововведение не единственное, внесенное в ПБУ 1/2008 приказом № 69н. Однако их целью является уточнение базовых принципов формирования учетной политики, их увязка с обновившимися положениями закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ и сближение с принципами, на которых основаны стандарты МСФО, а не конкретизация способов бухучета. Поэтому подробнее эти изменения мы рассматривать не будем. Достаточно объемные комментарии к ним приведены в информационном сообщении Минфина России от 02.08.2017 № ИС-учет-9.

Положения, не вошедшие в готовый документ

В связи с тем, что данные сферы деятельности и объекты учета никак не задействованы в деятельности конкретного предприятия, в настоящей учетной политике не раскрыты порядки:

  • признания выручки по работам (услугам) с длительным циклом (п. 13 ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н);
  • пересчета и представления в отчетности статей, выраженных в иностранной валюте (пп. 6, 7 ПБУ 3/2006, утвержденного приказом Минфина России от 27.11.2006 № 154н);
  • учета бюджетного финансирования и прочего целевого финансирования (ПБУ 13/2000, утвержденного приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н);
  • учета НИОКР (ПБУ 17/02, утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 № 115н);
  • учета финансовых вложений (ПБУ 19/02, утвержденного приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н).

О том, на какие аспекты следует обратить внимание, если предприятием также формируется политика для ведения управленческого учета, читайте в статье «Учетная политика для целей управленческого учета» .

Итоги

Готовая учетная политика обладает набором аспектов, характерных именно для той организации, для которой она составлялась. Используя в качестве образца для подготовки учетной политики готовый документ другого предприятия, следует сопоставить и скорректировать положения по каждому пункту. А также учесть те положения, которые могут быть не использованы (не раскрыты) в учетной политике одного предприятия, но должны быть включены в аналогичный документ другого.

Варианты методов налогового учета появлялись в НК РФ постепенно. Само понятие "учетная политика для целей налогообложения" было введено в НК РФ Федеральным законом от 27.07.2006, а принципы ее построения "разбросаны" по различным главам НК РФ. Поэтому не все наши читатели представляют целостную картину и возможности, предоставляемые НК РФ для экономии на налогах. В статье И.А. Баймаковой, эксперта по вопросам налогообложения обобщены положения законодательства о налогах и сборах, влияющие на формирование учетной политики в части налогообложения и предусматривающие налогоплательщику возможность выбора при организации налогового учета.

Учетная политика для целей налогообложения: немного истории

Учетная политика для целей налогообложения появилась значительно позже бухгалтерской. Первое упоминание о необходимости организации учетной политики в целях налогообложения содержалось в главе 21 НК РФ, вступившей в действие с 1 января 2001 года. Затем требования об определении вариантов учета для целей налогообложения появились в главе 25 НК РФ, вступившей в силу с 2002 года, и уже потом в отношении специальных налоговых режимов - с 2003 года. И только Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ в законодательство о налогах и сборах было введено понятие "учетная политика для целей налогообложения".

В соответствии с терминологией, приведенной в пункте 2 статьи 11 НК РФ, под учетной политикой для целей налогообложения понимается выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Учетная политика в целях налогообложения: ее роль и значение

Учетная политика для целей налогообложения появилась значительно позже бухгалтерской, однако недооценивать ее значение было бы неправильно. Ведь именно порядок налогового учета непосредственно влияет на правильность определения сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет, а допущенные ошибки в учете могут стоить очень дорого.

Принципы построения учетной политики в целях налогового учета "разбросаны" по различным главам НК РФ. И зачастую бухгалтеры полагают, что налоговая учетная политика существует только в рамках учета по налогу на прибыль. Вместе с тем анализ норм законодательства о налогах и сборах показывает, что право выбора у налогоплательщика (варианта учета) существует в том или ином виде независимо от применяемой организацией системы налогообложения.

От выбора, сделанного руководством организации при формировании учетной политики, в немалой степени зависят суммы налогов, перечисляемых в бюджет, а также время их уплаты. Следовательно, именно налоговая учетная политика является одним из законных инструментов оптимизации налогообложения, что особенно важно в условиях экономической нестабильности.

В ряде случаев бухгалтерская и налоговая политика взаимозависимы. И только при их продуманном сочетании будет возможна оптимизация налогообложения. Например, если вести речь о налоге на имущество, то следует напомнить, что налоговая база по данному налогу рассчитывается исходя из остаточной стоимости имущества, учитываемого в качестве основных средств, определяемой по данным бухгалтерского учета. Соответственно, на сумму налога, подлежащего уплате в бюджет, оказывает непосредственное влияние порядок организации учета основных средств, определенный в бухгалтерской учетной политике.

Таким образом, в текущей ситуации без грамотно составленного приказа об учетной политике как в части бухгалтерского учета, так и налогообложения не обойтись.

Учетная политика: порядок оформления приказа

При подготовке приказа речь идет об акте руководителя организации, направленного на решение вопросов организационно-распорядительного характера, и, соответственно, форма данного документа зависит от самого руководителя. Кроме того, порядок формирования учетной политики в области бухгалтерского учета и налогообложения регламентирован различными нормативными правовыми актами, в которых не определен порядок оформления документа.

Таким образом, может быть составлен как единый документ, содержащий положения, регулирующие порядок организации бухгалтерского и налогового учетов, так и подготовлены два документа - приказ об учетной политике в части бухгалтерского учета и приказ об учетной политике в части налогообложения.

Приступая к составлению учетной политики в части налогообложения, следует обратить внимание, что нормы законодательства о налогах и сборах не содержат общих требований к ее формированию и раскрытию. Также нормами НК РФ не предусмотрен порядок ее оформления и утверждения.

Только главой 21 НК РФ (п. 12 ст. 167 НК РФ) определен минимальный "набор правил", подлежащих выполнению при формировании учетной политики. В частности, рассматриваемой нормой определено, что учетная политика:

  • утверждается приказами, распоряжениями руководителя организации;
  • применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. При этом для вновь созданных организаций утверждается не позднее окончания первого налогового периода и считается применяемой со дня создания организации;
  • является обязательной для всех обособленных подразделений организации.

Как нетрудно заметить, перечисленные выше требования в целом дублируют нормы, содержащиеся в ПБУ 1/2008 (а ранее - в ПБУ 1/98) в отношении порядка формирования учетной политики для целей бухгалтерского учета, в связи с чем можно сделать вывод, что построение учетной политики как в целях бухгалтерского, так и в целях налогового учетов следует осуществлять по единым правилам.

Рассмотрим основные положения, подлежащие раскрытию в учетной политике в зависимости от применяемых систем налогообложения и видов налогов.

Общий режим налогообложения

Налог на добавленную стоимость

В отношении порядка исчисления и уплаты НДС у налогоплательщиков есть право выбора в случаях, перечисленных в таблице 1.

Таблица 1

Элемент учетной политики

Варианты

Норма НК РФ

Применение освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за 3 предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн рублей

1. Применяется.
2. Не применяется.

п. 1 ст. 145 НК РФ

Отказ от использования или приостановление использования освобождения от НДС в отношении операций, поименованных в пункте 3 статьи 149 НК РФ

1. Применяется.
2. Не применяется.

п. 3 и 5 ст. 149 НК РФ

Порядок определения входящего НДС в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются по налоговой ставке 0 %

Подлежит установлению порядок определения суммы налога, относящейся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются по налоговой ставке 0 %.

п. 10 ст. 165 НК РФ

Момент определения налоговой базы налогоплательщиком-изготовителем товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев (по перечню, утв. постановлением Правительства РФ от 28.07.2006 № 468), при наличии раздельного учета

1. День отгрузки товаров (работ, услуг).
2. День оплаты, частичной оплаты товаров (работ, услуг).

п. 13. ст. 167 НК РФ

Порядок организации раздельного учета при наличии операций, подлежащих налогообложению, и операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 НК РФ, а также порядок вычета НДС в данном случае

Подлежат установлению преимущественные виды расходов, связанные с осуществлением только облагаемых и только необлагаемых операций. В отношении прочих товаров (работ, услуг), имущественных прав суммы НДС принимаются к вычету (учитываются в их стоимости) с учетом пропорции, определяемой исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период.

п. 4 ст. 149 и п. 4 ст. 170 НК РФ

Порядок применения вычета по НДС в случае, когда доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, за налоговый период не превышает 5 % общей величины совокупных расходов на производство

1. Налог распределяется пропорционально отгрузке.
2. Сумма НДС подлежит вычету в полном объеме.

п. 4 ст. 170 НК РФ

Выбор иностранными организациями подразделения, по месту налоговой регистрации которого будут представляться налоговые декларации и уплачиваться НДС в целом по операциям всех находящихся на территории РФ подразделений (представительств, отделений) иностранной организации

По выбору иностранной организации.

п. 3 ст. 144 НК РФ

Порядок ведения книги покупок и продаж

1. На бумажном носителе.
2. В электронном виде.

п. 28 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914.

Налог на прибыль

В обязательном порядке в учетной политике организации в части исчисления и уплаты налога на прибыль должны быть отражены элементы, приведенные в таблице 2.

Таблица 2

Элемент учетной политики

Варианты

Норма НК РФ

В части доходов

Порядок признания доходов и расходов

1. По методу начисления.
2. По кассовому методу. Применение кассового метода допустимо только в случае, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета НДС не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал.

ст. 271-273 НК РФ

Порядок налогового учета доходов по производствам с длительными (более одного года) технологическими циклами

1. Доход признается пропорционально понесенным в отчетном (налоговом) периоде расходам в общих расходах на производство продукта (выполнение работы, оказание услуги).
2. Иным способом.

ст. 316 НК РФ

Порядок признания доходов от сдачи имущества в аренду

1. В качестве реализации товаров (работ, услуг).
2. В составе внереализационных доходов.

ст. 249, 250 НК РФ

В части расходов

Перечень расходов, признаваемых прямыми

Перечень прямых расходов формируется самостоятельно по выбору налогоплательщика исходя из осуществляемого вида деятельности и иных факторов, оказывающих влияние на порядок формирования налоговой базы.

п. 1 ст. 318 НК РФ

Порядок распределения прямых расходов на незавершенное производство и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги)

Самостоятельно устанавливается налогоплательщиком исходя из осуществляемого вида деятельности и с учетом соответствия осуществленных расходов изготовленной продукции (выполненным работам, оказанным услугам).

п. 1 ст. 319 НК РФ

Метод оценки сырья и материалов при их списании


2. По средней стоимости.

п. 8 ст. 154 НК РФ

Метод начисления амортизации

1. Линейный метод. Всегда (даже если в учетной политике предусмотрен нелинейный метод) применяется в отношении зданий, сооружений, передаточных устройств, нематериальных активов, входящих в восьмую-десятую амортизационные группы.
2. Нелинейный метод.

п. 1 ст. 259, ст. 259.1, ст. 259.2 НК РФ

Начисление амортизации по нормам ниже установленных

1. Применяется.
2. Не применяется.

п. 4 ст. 259 НК РФ

Порядок отнесения на расходы электронно-вычислительной техники для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий

1. Начисление амортизации в общем порядке, предусмотренном для основных средств.
2. Признаются материальными расходами налогоплательщика в порядке, установленном подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ.

п. 6 ст. 259 НК РФ

Включение в состав расходов не более 10 % от стоимости капитальных вложений в отношении основных средств, относящихся к I, II и VIII-X амортизационным группам и не более 30 % в отношении основных средств, включенных в III-VII амортизационные группы

1. Применяется (необходимо указывать как конкретный размер процентов, так и категории объектов, в отношении которых премия применяется).
2. Не применяется.

п. 9 ст. 258 НК РФ

Применение специальных коэффициентов к основной норме амортизации:

ст. 259. 3 НК РФ

Не выше 2 в отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности (за исключением основных средств, относящихся к I-III амортизационным группам, при применении нелинейного метода начисления амортизации)

1. Применяется.
2. Не применяется.

Не выше 2 в отношении собственных амортизируемых основных средств налогоплательщиков - сельскохозяйственных организаций промышленного типа (птицефабрики, животноводческие комплексы, зверосовхозы, тепличные комбинаты)

1. Применяется.
2. Не применяется.

Не выше 2 в отношении собственных амортизируемых основных средств налогоплательщиков - организаций, имеющих статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны или туристско-рекреационной особой экономической зоны

1. Применяется.
2. Не применяется.

Не выше 3 в отношении амортизируемых основных средств, являющихся предметом договора финансовой аренды (договора лизинга), налогоплательщиков, у которых данные основные средства должны учитываться в соответствии с условиями договора финансовой аренды/договора лизинга (за исключением основных средств, относящихся к первой-третьей амортизационным группам)

1. Применяется.
2. Не применяется.

Не выше 3 в отношении амортизируемых основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности

1. Применяется.
2. Не применяется.

Порядок учета расходов на приобретение права на земельные участки

1. Признаются расходами отчетного (налогового) периода равномерно в течение срока, который определяется налогоплательщиком самостоятельно и не должен быть менее пяти лет.
2. Признаются расходами отчетного (налогового) периода в размере, не превышающем 30 % исчисленной в соответствии со статьей 274 НК РФ налоговой базы предыдущего налогового периода, до полного признания всей суммы указанных расходов.

п. 3 ст. 264.1 НК РФ

Порядок учета расходов по участию в конкурсе по приобретению лицензий на право пользования недрами

1. В качестве нематериальных активов.
2. В течение двух лет в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

п. 1 ст. 325 НК РФ

Порядок оценки покупных товаров



3. По средней стоимости.

подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ

Порядок формирования стоимости приобретаемых товаров в части расходов на доставку

1. Включаются в цену приобретения товара.
2. Подлежат учету в составе прямых расходов.

ст. 320 НК РФ

Резерв по сомнительным долгам

1. Создается.
2. Не создается.

ст. 266 НК РФ

Резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию

1. Создается.
2. Не создается.

ст. 267 НК РФ

Резерв предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов, для общественных организаций инвалидов и организаций, указанных в абзаце первом подпункта 38 пункта 1 статьи 264 НК РФ

1. Создается.
2. Не создается.

ст. 267.1 НК РФ

Порядок определения доли налога на прибыль, подлежащей уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения

1. С учетом среднесписочной численности работников.
2. С учетом суммы расходов на оплату труда.

п. 2 ст. 280 НК РФ

Налогоплательщиком разрабатываются формы регистров налогового учета, а также порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов. Указанные формы устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

ст. 314 НК РФ

Согласно статье 313 НК РФ система налогового учета в целях исчисления налога на прибыль организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. При этом налогоплательщиком разрабатываются формы регистров налогового учета, а также порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов. Указанные формы устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

Налог на имущество

В соответствии со статьей 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. При этом налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Учитывая, что согласно пункту 1 статьи 375 НК РФ при определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации, бухгалтерский порядок учета основных средств оказывает непосредственное влияние на сумму налога на имущество, подлежащую уплату в бюджет. Напомним, что порядок учета основных средств определен Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н.

Таким образом, при формировании учетной политики в целях бухгалтерского учета следует обратить внимание на следующие аспекты, позволяющие оказать влияние на сумму исчисляемого налога на имущество (см. табл. 3).

Таблица 3

Элемент учетной политики

Варианты

Норма ПБУ 6/01

Установление стоимостного критерия для признания имущества в качестве основного средства

В составе основных средств учитываются объекты стоимостью:
1. Свыше 20 000 руб. за единицу.
2. Менее 20 000 руб. за единицу.

Проведение переоценки

1. Проводится.
2. Не проводится.

Способ начисления амортизации

1. Линейный способ.
2. Способ уменьшаемого остатка.
3. Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.
4. Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Определение срока полезного использования

1. Исходя из ожидаемого срока использования объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью.
2. Исходя из ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта.
3. Исходя из нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта.

Упрощенная система налогообложения

Применение упрощенной системы также представляет налогоплательщикам определенную степень свободы. В таблице 4 рассмотрено, какие варианты поведения для "упрощенцев" допускает глава 26.2 НК РФ.

Таблица 4

Элемент учетной политики

Варианты

Норма НК РФ

Объект налогообложения (за исключением лиц, являющихся участниками договора простого товарищества)

1. Доходы.
2. Доходы, уменьшенные на величину расходов.

ст. 346.16 НК РФ

Порядок ведения книги учета доходов и расходов

1. На бумажном носителе.
2. В электронном виде.

ст. 346.24 НК РФ, п. 1.4 Порядка заполнения книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН (утв. приказом Минфина России от 30.12.2005 № 167н)

Метод оценки сырья и материалов

1. По стоимости единицы запасов.
2. По средней стоимости.
3. По стоимости первых по времени приобретений (ФИФО).
4. По стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

п. 2. ст. 346.16, п. 8 ст. 254 НК РФ

Метод оценки покупных товаров

1. По стоимости первых по времени приобретения (ФИФО).
2. По стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО).
3. По средней стоимости.
4. По стоимости единицы товара.

п. 2.2 ст. 346.17 НК РФ

Кроме того, не следует забывать, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом "доходы минус расходы", вправе уменьшить исчисленную по итогам налогового периода налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, в которых налогоплательщик применял упрощенную систему налогообложения и использовал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (п. 7 ст. 346.18 НК РФ). Также данной категории налогоплательщиков, уплатившим минимальный налог в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 346.18 НК РФ, предоставлено право в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы, в том числе увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее, в порядке, предусмотренном пунктом 7 рассматриваемой статьи.

Система налогообложения в виде ЕНВД

Говорить о порядке формирования учетной политики при применении системы налогообложении в виде ЕНВД, на первый взгляд, крайне просто, так как особо выбирать нечего. Действительно, ведь сумма налога, подлежащая уплате, зависит от вида осуществляемой деятельности, физического показателя, характеризующего данный вид деятельности, а также базовой доходности и коэффициентов, предусмотренных главой 26.3 НК РФ. Соответственно, в подавляющем большинстве случаев необходимость формирования данного приказа в части налогообложения отсутствует.

Вместе с тем, данное утверждение в основном справедливо лишь для организаций, не осуществляющих иных видов деятельности, не переведенных на уплату ЕНВД.

При совмещении ЕНВД с иными режимами налогообложения ситуация меняется в корне.

Во-первых, в соответствии с пунктом 8 статьи 346.18 НК РФ налогоплательщики, переведенные по отдельным видам деятельности на уплату ЕНВД, обязаны вести раздельный учет доходов и расходов по разным специальным налоговым режимам. В случае невозможности разделения расходов при исчислении налоговой базы по налогам, исчисляемым по разным специальным налоговым режимам, эти расходы распределяются пропорционально долям доходов в общем объеме доходов, полученных при применении указанных специальных налоговых режимов.

Во-вторых, согласно пункту 7 статьи 346.26 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей обложению ЕНВД, иные виды предпринимательской деятельности, исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отношении данных видов деятельности в соответствии с иными режимами налогообложения, Следовательно, необходима разработка методики раздельного учета доходов, расходов и иного имущества, подлежащая отражению в приказе об учетной политике. Действующим законодательством данная методика не определена. Лишь в пункте 9 статьи 274 НК РФ сказано, что при совмещении налоговых режимов в случае невозможности разделения расходов организации по видам деятельности они определяются (распределяются) пропорционально доле доходов организации от деятельности, переведенной на уплату ЕНВД, в общем доходе организации по всем видам деятельности.

Однако вопросы возникают не только в части распределения расходов, но и уплаты налога на имущество, а также единого социального налога.

Налог на имущество при совмещении общего режима налогообложения и ЕНВД

При совмещении общего режима налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход необходимо распределить движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве основных средств, на три группы:

  1. имущество, используемое только в деятельности, подлежащей обложению ЕНВД (по данным основным средствам налог на имущество не уплачивается);
  2. имущество, используемое только в деятельности, по которой уплачиваются налоги в соответствии с общим режимом налогообложения (по данным основным средствам налог на имущество уплачивается в полном объеме);
  3. имущество, используемое как в деятельности, подлежащей обложению ЕНВД, так и в иной деятельности (налог на имущество подлежит уплате в части, определенной исходя из соотношения доходов, полученных при осуществлении деятельности, по которой налоги уплачиваются в соответствии с общим режимом налогообложения к общей сумме доходов). Таким образом, в учетной политике подлежит установлению не только порядок раздельного учета имущества, но и метод распределения стоимости имущества, используемого при осуществлении различных видов деятельности, как переведенных, так и непереведенных на ЕНВД.

Следует обратить внимание, что в письме Минфина России от 24.03.2008 № 03-11-04/3/147 разъяснено, что в случае, если имущество организации используется в сферах деятельности как переведенных на уплату единого налога на вмененный доход, так и не переведенных на уплату этого налога, и по данному имуществу невозможно обеспечить раздельный бухгалтерский учет, стоимость имущества следует определять пропорционально сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг), полученной в процессе иной деятельности, в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг) организации.

Однако в письме Минфина России от 14.02.2007 № 03-03-06/2/25 финансовое ведомство допускает возможность распределения стоимости имущества в целях определения налога на имущество иным образом. В частности, в письме отмечено, что "методы распределения стоимости имущества между различными видами деятельности организации, в том числе деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, основанные как на показателях выручки, так и на физических измерителях различных объектов, допускаются в целях налогообложения имущества в связи с отсутствием соответствующего регулирования в Кодексе" . Таким образом, налогоплательщик в учетной политике вправе установить порядок определения стоимости имущества, учитываемого для целей исчисления налога на имущество, с учетом особенностей осуществляемой деятельности и фактического использования имущества.

ЕСН при совмещении общего режима налогообложения и ЕНВД

Еще одним из сложных вопросов является определение налоговой базы по единому социальному налогу при совмещении общего режима налогообложения и специального налогового режима, предусматривающего уплату ЕНВД.

Так как в такой ситуации часть работников (как правило, административно-управленческий и обслуживающий персонал) будет задействована как в деятельности, переведенной на уплату ЕНВД, так и в иной деятельности, налогообложение которой осуществляется в рамках общего налогового режима.

Выплаты в отношении данной категории работников необходимо распределять на две составляющие - выплаты, производимые в рамках деятельности, переведенной на уплату ЕНВД, и выплаты, производимые в связи с деятельностью, не переведенной на уплату ЕНВД. Как правило, методом прямого учета данные выплаты определить не представляется возможным.

В письме Минфина России от 24.03.2008 № 03-11-04/3/147 разъяснен следующий порядок распределения:

"Если с помощью прямого учета невозможно выделить суммы выплат, начисленных работникам (административно-управленческий персонал, младший обслуживающий и другой вспомогательный персонал), занятым в нескольких видах деятельности, то расчет выплат, начисленных таким работникам, производится пропорционально размеру выручки, полученной от видов деятельности, не переведенных на уплату ЕНВД, в общей сумме выручки, полученной от всех видов деятельности.

В таких случаях налоговая база по единому социальному налогу в виде сумм выплат и вознаграждений, исчисленных по удельному весу выручки, полученной от видов деятельности, не переведенных на уплату ЕНВД, в общей сумме выручки, полученной от всех видов деятельности, определяется каждый месяц, а затем путем суммирования налоговых баз по единому социальному налогу за каждый месяц определяется налоговая база, накопленная нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца отчетного периода (года). При этом для исчисления данного удельного веса используются показатели выручки, определяемые за соответствующий месяц".

Данный порядок распределения заработной платы представляется вполне логичным.

Однако учитывая, что предлагаемая методика не регламентирована законодательством, организация вправе применять собственный экономически обоснованный вариант распределения заработной платы в целях исчисления ЕСН.

С учетом изложенного выше, в приказе об учетной политике подлежат установлению:

  • категории работников, занятых исключительно в деятельности, переведенной на уплату ЕНВД, в отношении которых ЕСН не исчисляется;
  • категории работников, занятых исключительно в деятельности, не переведенной на уплату ЕНВД, в отношении которых ЕСН исчисляется в полном объеме;
  • порядок распределения выплат с целью определения суммы ЕСН в отношении работников, занятых в нескольких видах деятельности, как переведенных, так и непереведенных на уплату ЕНВД.

Учетная политика в целях налогообложения: итоги

В заключение необходимо отметить, что "стандартного набора вариантов" элементов учетной политики, оптимального для каждого налогоплательщика, не существует. Во многих случаях выбор метода, позволяющего сэкономить на налогах, влечет за собой усложнение ведения учета - необходимости ведения раздельного бухгалтерского и налогового учетов. Например, такая ситуация будет иметь место в случае применения амортизационной премии в налоговом учете. Следует учитывать, что на формирование учетной политики в целях налогообложения может оказывать влияние целый ряд факторов, к которым могут быть отнесены:

  • размеры ставок налогов, установленных субъектами РФ;
  • вид и/или виды деятельности организации;
  • договорная политика организации;
  • объем производства и реализации;
  • наличие технических возможностей и квалификации бухгалтера, связанных с необходимостью ведения раздельных бухгалтерского и налогового учетов;
  • наличие обособленных подразделений.

Таким образом, "оптимальная" учетная политика для конкретной организации может быть составлена после проведения анализа ее деятельности, постановки перспективных целей и задач, решение которых может быть достигнуто разрабатываемым документом, а также в результате рассмотрения каждого из возможных способов (методов) учета применительно к данной организации.

Где взять форму учетной политики для целей бухучета и налогообложения?

Возьмите примеры учетной политики организации, которые утверждены отдельными приказами: для бухгалтерского учета и для налогового. На базе этих документов можно разработать собственный.

Учетную политику можно оформить отдельными приложениями и утвердить одним общим приказом. Приказ составляется в произвольной форме.

Учетная политика для целей бухгалтерского учета (образец). Услуги

ПРИКАЗ № 56
об утверждении учетной политики для целей бухгалтерского учета

Учетная политика организации (пример) для целей бухгалтерского учета

Учетная политика для целей бухгалтерского учета разработана в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н), ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций» (утверждено приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н), Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению (утверждено приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н), приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

Элементы и принципы учетной политики:

1. Бухгалтерский учет ведется структурным подразделением (бухгалтерией), возглавляемым главным бухгалтером.

2. Бухгалтерский учет ведется автоматизированно c использованием рабочего Плана счетов согласно приложению 1.

Основание: пункт 8 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н.

3. По следующим видам деятельности учет активов и обязательств ведется обособленно:

  • оказание информационных услуг организациям;
  • сдача в аренду офисных помещений;
  • операции с ценными бумагами.

4. Обособленные подразделения организации на отдельный баланс не выделяются.

5. В качестве форм первичных учетных документов используются унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России. При проведении хозяйственных операций, для оформления которых не предусмотрены типовые формы первичных документов, используются самостоятельно разработанные формы. Перечень форм, утвержденный для применения в организации, а также образцы нетиповых документов приведены в приложении 2.

6. Право подписи первичных учетных документов предоставлено должностным лицам, которые уполномочены на это соответствующей должностной инструкцией.

7. Бухгалтерский учет ведется с использованием регистров бухгалтерского учета, перечень и форма которых установлены в приложении 3.

8. Отчетным периодом для составления внутренней промежуточной бухгалтерской отчетности является календарный месяц. В состав внутренней промежуточной бухгалтерской отчетности входит бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах.

Основание: часть 3 статьи 14, часть 5 статьи 13, часть 4 статьи 15 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пункт 49 ПБУ 4/99.

9. Критерий для определения уровня существенности устанавливается в размере 5 процентов от величины объекта учета или статьи бухгалтерской отчетности.

Основание: пункт 3 ПБУ 22/2010, пункт 11 ПБУ 4/99.

10. Инвентаризация имущества и обязательств проводится раз в год перед оставлением годового баланса, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, федеральными и отраслевыми стандартами, регулирующими ведение бухгалтерского учета.

11. Переоценка основных средств не производится.

Основание: пункт 15 ПБУ 6/01.

12. Объект принимается к учету в качестве основного средства, если он предназначен для использования в уставной деятельности организации, для управленческих нужд. При этом должны одновременно соблюдаться условия:

  • объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть свыше 12 месяцев;
  • организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
  • стоимость объекта превышает 40 000 руб.

Основание: пункты 3-5 ПБУ 6/01.

13. Сроки полезного использования основных средств определяются по Классификации основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1.

Основание: пункт 20 ПБУ 6/01, абзац 2 пункта 1 постановления Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1.

14. По основным средствам, предназначенным к использованию для работы в условиях повышенной сменности, срок полезного использования, определенный в соответствии с Классификацией основных средств, сокращается в два раза.

Основание: пункт 20 ПБУ 6/01.

15. Амортизация по всем объектам основных средств начисляется линейным способом.

Основание: пункт 18 ПБУ 6/01.

16 . Предметы со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной
стоимостью не более 40 000 руб. списываются по мере их передачи в эксплуатацию.

Основание: пункт 5 ПБУ 6/01.

17. Затраты на текущий и капитальный ремонт имущества включаются в расходы организации отчетного периода.

Основание: пункт 27 ПБУ 6/01.

18. Единицей учета материально-производственных запасов является номенклатурный
номер материального запаса.

Основание: пункт 3 ПБУ 5/01.

19. Приобретаемые материальные запасы отражаются в учете по фактической себестоимости без использования счета 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей».

Основание: пункт 5 ПБУ 5/01, пункт 80 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н, План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению (утверждено приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н).

20. При выбытии все группы материально-производственных запасов оцениваются по
средней себестоимости.

Основание: пункт 16 ПБУ 5/01.

21. Расходы, отраженные на счете 26 «Общехозяйственные расходы» в течение месяца, полностью списываются по его окончании в дебет счета 90 «Продажи» без распределения по видам деятельности.

Основание: пункт 9 ПБУ 10/99.

22. Расходами, которые относятся на себестоимость оказываемых услуг, признаются:

  • все материальные расходы, кроме общехозяйственных;
  • расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе оказания услуг (кроме административно-управленческого персонала);
  • начисленные суммы взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование;
  • суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым в процессе оказания услуг.

Основание: пункт 9 ПБУ 10/99.

23. Расходы, относимые на себестоимость всех видов оказываемых услуг, формируют финансовый результат от оказания услуг в последний день текущего месяца.

Основание: пункты 16 и 18 ПБУ 10/99.

24. Единицей учета финансовых вложений является серия.

Основание: пункт 5 ПБУ 19/02.

25. Затраты связанные с приобретением финансовых вложений, не превышающие уровень существенности, установленный в пункте 8 настоящей Учетной политики, признаются
прочими расходами.

Основание: пункт 11 ПБУ 19/02.

26. Текущая рыночная стоимость финансовых вложений, по которым можно определить рыночную стоимость, корректируется ежеквартально.

Основание: пункт 20 ПБУ 19/02.

27. Финансовые вложения, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, подлежат отражению в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности на отчетную дату по первоначальной стоимости.

Основание: пункт 21 ПБУ 19/02.

28. Все группы финансовых вложений, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, при списании оцениваются по первоначальной стоимости каждой единицы финансовых вложений.

Основание: пункт 26 ПБУ 19/02.

29. Проверка на обесценение финансовых вложений в целях создания резерва под обесценение финансовых вложений проводится ежегодно.

Основание: пункт 38 ПБУ 19/02.

30. Отчисления в резерв по сомнительным долгам производятся ежеквартально.

Основание: пункт 70 Положения, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н, пункты 6 и 7 ПБУ 1/2008.

31. Для расчета резерва на оплату отпусков используется следующий порядок:

  • оценочное обязательство в виде резерва на оплату отпусков определяется на последнее число каждого квартала;
  • сумма резерва рассчитывается как произведение количества не использованных всеми сотрудниками организации дней отпусков на конец квартала (по данным кадрового учета) на средний дневной заработок по организации за последние шесть месяцев с учетом начисленных взносов на обязательное страхование.

Основание: пункт 5 ПБУ 8/2010, пункт 7 ПБУ 1/2008.

32. Курсовые разницы по операциям с иностранной валютой учитываются на счете 91
«Прочие доходы и расходы» по мере совершения операций и по окончании каждого
месяца.

Основание: пункт 7 ПБУ 9/99, пункт 7 ПБУ 3/2006, План счетов бухгалтерского учета
и Инструкция по его применению (утверждено приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н).

33. Выручка от реализации отражается в учете:

  • в отношении информационных услуг - по факту оказания услуг на дату
    подписания акта об оказании услуг;
  • в отношении доходов от сдачи в аренду нежилых помещений - ежемесячно.

Основание: пункт 12 ПБУ 9/99.

34. Разницы, обусловленные различиями в ведении бухгалтерского и налогового учета, отражаются на счетах бухгалтерского учета по мере их появления, обособленно по каждому отклонению на основании первичных учетных документов.

Основание: пункт 3 ПБУ 18/02.

35. Текущий налог на прибыль определяется на основе данных, сформированных в
бухгалтерском учете в соответствии с пунктами 20 и 21 ПБУ 18/02.

Основание: пункт 22 ПБУ 18/02.

36. Перечень должностных лиц, имеющих право на получение денежных средств под отчет, приведен в приложении 4. Срок представления авансовых отчетов по суммам, выданным под отчет (за исключением сумм, выданных в связи с командировкой), - 30 календарных дней. По возвращении из командировки сотрудник обязан представить авансовый отчет об израсходованных суммах в течение трех рабочих дней.

37. График документооборота утверждается приказом руководителя. Соблюдение
графика контролирует главный бухгалтер.

Основание: пункт 8 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н.

38. Для составления промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности
применяются формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках согласно
приложению 1 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.

Образец учетной политики (для целей налогообложения). Услуги на ОСНО

Закрытое акционерное общество «Альфа»

ПРИКАЗ № 85
об утверждении учетной политики для целей налогообложения

Учетная политика ООО (пример) для целей налогообложения

на 2017 год

Налог на прибыль организаций

Порядок ведения налогового учета

1. Ведение налогового учета возлагается на бухгалтерию, возглавляемую главным бухгалтером.

2. Налоговый учет вести обособленно от бухгалтерского в самостоятельно разработанных
регистрах налогового учета. Перечень регистров налогового учета приведен в
приложении 1.

3. Учет доходов и расходов вести методом начисления.

Основание: статьи 271, 272 Налогового кодекса РФ.

Учет амортизируемого имущества

4. Срок полезного использования основных средств определяется по минимальному
значению интервала сроков, установленных для амортизационной группы, в которую
включено основное средство в соответствии с классификацией, утверждаемой
Правительством РФ. В случае реконструкции, модернизации или технического
перевооружения срок полезного использования основного средства увеличивается до
предельного значения, установленного для амортизационной группы, в которую было
включено модернизируемое основное средство.

Основание: постановление Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации
основных средств, включаемых в амортизационные группы», пункт 1 статьи 258
Налогового кодекса РФ.

5. Срок полезного использования основных средств, бывших в употреблении,
определяется равным сроку, установленному предыдущим собственником,
уменьшенному на количество лет (месяцев) эксплуатации данных основных средств
предыдущим собственником. Норма амортизации по бывшим в употреблении основным
средствам определяется с учетом срока полезного использования, уменьшенного на
количество лет (месяцев) эксплуатации предыдущими собственниками.

Основание: пункт 7 статьи 258 Налогового кодекса РФ.

6. Срок полезного использования объекта нематериальных активов определяется исходя
из срока действия патента, свидетельства, а также исходя из срока полезного
использования, обусловленного соответствующим договором. По нематериальным
активам, по которым определить срок полезного использования невозможно, применяется срок, равный 10 годам.

Основание: пункт 2 статьи 258 Налогового кодекса РФ.

7. Амортизацию по всем объектам амортизируемого имущества (основным средствам и
нематериальным активам) начислять линейным методом.

Основание: пункты 1 и 3 статьи 259 Налогового кодекса РФ.

8. Амортизационная премия не применяется. Амортизация начисляется в общем порядке.

Основание: пункт 9 статьи 258 Налогового кодекса РФ.

9. Норма амортизации основных средств, являющихся предметом договора лизинга,
определяется с учетом специального коэффициента в размере 3 (за исключением
основных средств, относящихся к первой-третьей амортизационным группам).

Основание: подпункт 1 пункта 2 статьи 259.3, пункт 3 статьи 259.3 Налогового кодекса
РФ.

10. Резерв на ремонт основных средств не создается. Расходы на ремонт основных средств признаются для целей налогообложения в составе прочих расходов в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, в сумме фактических затрат.

Основание: статья 260 Налогового кодекса РФ.

11. Налоговый учет операций с амортизируемым имуществом осуществляется с
применением налогового регистра, форма которого установлена в приложении 2.

Основание: статья 313 Налогового кодекса РФ.

Учет материалов

12. В стоимость материалов, используемых в хозяйственной деятельности, включается
цена их приобретения (без учета НДС и акцизов), комиссионные вознаграждения,
уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы,
расходы на транспортировку, суммы, уплачиваемые организациям за информационные и
консультационные услуги, связанные с приобретением материалов.

Основание: пункт 4 статьи 252, пункт 2 статьи 254 Налогового кодекса РФ.

13. При выбытии материалы оцениваются по методу средней стоимости.

Основание: пункт 8 статьи 254 Налогового кодекса РФ.

14. Налоговый учет операций по приобретению и списанию материалов осуществляется
на соответствующих субсчетах к счету 10 «Материалы» в порядке, определенном для
целей бухгалтерского учета.

Основание: статья 313 Налогового кодекса РФ.

Учет затрат

15. К прямым расходам на оказание услуг относятся:

  • все расходы на приобретение материалов, используемых в процессе оказания услуг,
  • кроме общехозяйственных и общепроизводственных материальных затрат;
  • расходы на оплату труда персонала, непосредственно участвующих в процессе оказания услуг;
  • суммы страховых взносов во внебюджетные фонды, начисленные на заработную плату
  • персонала, участвующего в процессе оказания услуг;
  • суммы начисленной амортизации по основным средствам, непосредственно
  • используемым в процессе оказания услуг.

Основание: пункт 1 статьи 318 Налогового кодекса РФ.

16. Прямые расходы, осуществленные в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме
относятся на уменьшение доходов от реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства.

Основание: пункт 2 статьи 318 Налогового кодекса РФ.

17. Отчисления в резерв по сомнительным долгам производятся ежеквартально.
Инвентаризация дебиторской задолженности в целях создания резерва проводится по
состоянию на последний день отчетного квартала. Максимальный размер резерва по
сомнительным долгам составляет 10% от выручки без учета НДС. Учет операций по
начислению и использованию резерва осуществляется в регистре налогового учета, форма которого установлена в приложении 3.

Основание: статья 266 Налогового кодекса РФ.

18. Резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию не
создается.

Основание: статья 267 Налогового кодекса РФ.

19. Налоговый учет расходов на оплату труда осуществляется в регистрах налогового
учета, форма которых установлена в приложении 4.

Основание: статья 313 Налогового кодекса РФ.

20. Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков не создается.

21. Резерв предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год не создается.

Основание: статья 324.1 Налогового кодекса РФ.

22. Проценты по заемным средствам включаются в расходы в пределах ставки
рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,8 раза, по рублевым обязательствам и
умноженной на коэффициент 0,8 по валютным обязательствам.

Основание: статья 269 Налогового кодекса РФ.

23. Расходы на приобретение права на заключение договора аренды на земельные участки признаются расходами отчетного (налогового) периода в размере, не превышающем 30 процентов налоговой базы предыдущего налогового периода, до полного признания всей суммы указанных расходов.

Основание: пункт 3 статьи 264.1 Налогового кодекса РФ.

24. При реализации и ином выбытии ценных бумаг их списание производится по
стоимости единицы.

Основание: пункт 9 статьи 280 Налогового кодекса РФ.

25. Доходы и расходы от сдачи имущества в аренду признаются внереализационными
доходами и расходами.

Основание: пункт 4 статьи 250, подпункт 1 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ.

26. Доходы и расходы, относящиеся к нескольким отчетным периодам, распределяются
равномерно в течение срока действия договора, к которому они относятся. В случае если
дату окончания работ (оказания услуг) по договору определить невозможно, период
распределения доходов и расходов устанавливается приказом руководителя организации.

Основание: пункт 1 статьи 272, пункт 2 статьи 271, статья 316 Налогового кодекса РФ.

27. Учет доходов и расходов от реализации вести в регистрах налогового учета, форма
которых установлена в приложении 5.

Основание: статья 313 Налогового кодекса РФ.

28. Учет внереализационных доходов и расходов вести в регистрах налогового учета,
форма которых установлена в приложении 6.

Основание: статья 313 Налогового кодекса РФ.

Порядок расчета авансовых платежей

29. Уплату ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль производить исходя
из одной трети фактически уплаченного квартального авансового платежа за квартал,
предшествующий кварталу, в котором производится уплата ежемесячных авансовых
платежей.

Основание: пункт 2 статьи 286 Налогового кодекса РФ.

30. Для определения сумм авансовых платежей и налога, подлежащих уплате по
местонахождению обособленных подразделений, использовать показатели удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества и среднесписочной численности
работников.

Основание: пункт 2 статьи 288 Налогового кодекса РФ.

Налог на добавленную стоимость

31. Обособленные подразделения нумеруют счета-фактуры в пределах диапазона
номеров, выделяемых головной организацией.

Основание: подпункт «а» пункта 1 приложения 1 к постановлению Правительства РФ от
26 декабря 2011 г. № 1137.

32. Учет освобожденных от НДС операций по реализации ценных бумаг ведется на
субсчетах бухгалтерского учета обособленно. Прямые затраты на осуществление данного
вида деятельности учитываются на субсчете «Операции с ценными бумагами» к счету 91
«Прочие доходы и расходы». Косвенные затраты учитываются на субсчете «Затраты не
реализацию ценных бумаг к распределению» к счету 26 «Общехозяйственные расходы».
Совокупные расходы на реализацию ценных бумаг в целях расчета 5-процентного барьера расходов на необлагаемую деятельность определяются как сумма прямых и
соответствующей доли косвенных затрат.

Основание: подпункт 12 пункта 2 статьи 149, пункт 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

33. Доля косвенных затрат, относящаяся к необлагаемым операциям, определяется
пропорционально выручке от необлагаемой деятельности в общей сумме выручки от всех видов деятельности. Распределение косвенных затрат и расчет совокупных расходов на освобожденную от НДС деятельность осуществляется в регистре налогового учета, форма которого установлена в приложении 7.

Основание: пункты 4, 4.1 статьи 170 Налогового кодекса РФ, письмо ФНС России от 22 марта 2011 г. № КЕ-4-3/4475.

34. В целях ведения раздельного учета операций, облагаемых НДС, и операций,
освобожденных от налогообложения, к счету 19 открываются субсчета:

  • 19-1 «Операции, облагаемые НДС», на котором учитываются суммы налога, предъявленные поставщиками по товарам (работам, услугам), используемым в деятельности, облагаемой НДС. Суммы налога, учтенные на субсчете 19-1, принимаются к вычету в порядке, установленном статьей 172 Налогового кодекса РФ, без ограничений.
  • 19-2 «Операции, освобожденные от налогообложения», на котором учитываются суммы налога, предъявленные поставщиками по товарам (работам, услугам), используемым в деятельности, не облагаемой НДС. Суммы НДС, принятые к учету на субсчете 19-2, в течение квартала к вычету не принимаются.
  • 19-3 «Операции, облагаемые НДС и освобожденные от налогообложения», на котором учитываются суммы налога по товарам (работам, услугам), используемым в деятельности, облагаемой НДС и одновременно в освобожденной от налогообложения.

Основание: пункт 4 статьи 149, пункты 4, 4.1 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

    Налоговый учет - это система обобщения информации для определения НБ на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК.

    Цель налогового учета заключается в исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

Этапы учётного процесса

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно. Налогоплательщик вправе выбирать варианты ведения налогового учета, конечной целью которого является определение налоговой базы по налогу на прибыль: - на основании бухгалтерских регистров; - на основании данных первичных документов.

В задачи налогового учета входи сбор следующей информации:

    о суммах доходов и расходов в текущем отчетном (налоговом) периоде;

    о доле расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем отчетном (налоговом) периоде;

    о сумме расходов будущих периодов, подлежащих отнесению на расходы в следующих отчетных (налоговых) периодах;

    о создаваемых резервах;

    о сумме задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Одной из главных задач налогового учета является определение сумм платежей в бюджет и задолженности перед бюджетом по налогу на прибыль на определенную дату.

Все эти данные должны быть подтверждены первичными учетными документами, включая справку бухгалтера, аналитические регистры налогового учета, а так же расчетами налоговой базы.

Аналитические регистры налогового учета представляют собой сводные формы систематизации данных за отчетный или налоговый период без распределения по счетам бух. учета идолжны содержать: - наименование регистра; - период составления; - измерители операций (в денежном и натуральном выражении); - наименование хозяйственных операций; - подпись составляющего и ее расшифровку.

Учетная политика

У организаций возникла необходимость формировать учетную политику в целях налогообложения, в которой устанавливается порядок ведения налогового учета.

Учетная политика в целях налогообложения представляет собой совокупность правил и методов, позволяющих обобщать информацию для определения налоговой базы по налогу на прибыль.

Используются методы группировки оценки имущества организации и ее обязательств, правила погашения стоимости имущества, распределения доходов и расходов по отчетным (налоговым) периодам и др.

Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода. А при изменении законодательства о налогах и сборах - не ранее чем с момента вступления в силу изменений законодательства. Изменения и дополнения в учетную политику для целей налогообложения вводятся также при переходе организации на новые виды деятельности.

Порядок оформления учетной политики для целей налогообложения

    Учетная политика организации для целей налогообложения утверждается соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

    В приказе выделяются организационные и методические приемы и способы ведения налогового учета с обязательной ссылкой на статью НК РФ.

    Порядок отражения новых видов деятельности в налоговом учете следует зафиксировать в приказе о внесении дополнений в учетную политику.

    В приложениях к приказу об учетной политике следует привести:

Положение о документообороте;

Перечень и формы аналитических регистров налогового учета;

Перечень бухгалтерских регистров, применяемых для налогового учета;

Перечень объектов основных средств, по которым, при исчислении сумм амортизации, применяются специальные коэффициенты и др.


Close