1. 1. ВИКТОРИНА«ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ВОДЕ?»Подготовительная группаГБОУ црр д/с №26Подготовила: воспитательГонтаревская Марина Николаевна
  2. 2. Вы слыхали о воде?Говорят, она везде!В луже, в море, в океане,И в водопроводном кране.Как сосулька замерзает,В лес туманом заползает,Ледником в горах зовется,Лентой серебристой вьется.Мы привыкли, что вода –Наша спутница всегда!Без нее нам не умыться,Не наесться, не напиться.Смею вам я доложить:Без нее нам не прожить!
  3. 3. Какие три состояния воды вы знаете?(жидкое, твердое, газообразное)
  4. 4. Какими свойствами обладает вода?(Не имеет цвета, запаха, вкуса, не имеетпостоянной формы, растворяет некоторыевещества)
  5. 5. Не конь, а бежит, не лес, ашумит. (река) Посреди поля лежит зеркало:Стекло голубое, рама зеленая(озеро, пруд) Назовите самое древнее иглубокое озеро в мире, котороенаходится на территории нашейстраны (Байкал) Без досок, без топоров,Через речку мост готов. (лед) Он без рук, он без ног,Из земли пробиться смог,Нас он летом, в самый знойЛедяной поит водой (родник) Как можно еще назвать родник(ключ, источник) Много этого добра возле нашегодвора,А рукою не возьмешь и домой непринесешь. (туман) Где чаще всего бывает туман (надрекой, в низине, где много воды) Шириною широко, глубиною глубоко,День и ночь о берег бьется.Из него вода не пьется,Потому что не вкусна –И горька и солона. (море) Как называют самое соленое море(мертвое море) Ребята, сейчас я перечислю названияморей. Какого цвета моря несуществует: Черное, Белое, Красное,Зеленое, Желтое. Что такое ламинария (морскаякапуста, водоросль)Конкурс загадок
  6. 6. Угадай морских животных по картинкам.
  7. 7. Назовите известный вам водный транспорт (катер, лайнер,лодка, паром, танкер, траулер)
  8. 8. Назовите водные виды спорта (водные лыжи, серфинг,виндсерфинг, парусный спорт)
  9. 9. Физкультминутка-игра «Море волнуется»
  10. 10. Воспитатель: Вода – самое большое богатство, без которого ниодин человек не сможет прожить более 3-х – 5-ти дней. Но иногдалюди забывают про это богатство.Воду надо беречь от загрязнения и экономить.О чем говорят изображенные знаки?
  11. 11. «Сказка ложь, да в ней намек».Кто из водяных жителей утащил Дюймовочку? (Жаба)
  12. 12. Где нашел свой ключик Буратино?(в пруду)
  13. 13. Кто спасался от лисы в полынье? (Серая шейка)
  14. 14. В какой сказке речка была молочной? (гуси-лебеди)
  15. 15. Образ воды в музыке и живописи.Как называется картина Виктора Васнецова, на которойизображена девушка на камне?(Аленушка)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ

ПРЕДМЕТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА №58 г.ТОМСКА

Конкурсная разработка внеклассного мероприятия:

Экологическая викторина "Вода и её обитатели"

Предназначена для обучающихся 1-4 классов

Разработала:Уртамова

Елена Николаевна

учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 58 г.Томска

Томск-2016

Экологическая викторина "Вода и её обитатели".

Цель: создать условия для знакомства учащихся с различными водными объектами.

Задачи:

Предметные УУД :

развивать умение анализировать услышанную информацию, совершенствовать умения давать характеристику объекту, совершенствовать умение выстраивать последовательность событий.

Метапредметные УУД :

Познавательные: обеспечить развитие у учащихся умений сравнивать, группировать, выделять нужное, анализировать.

Регулятивные: содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу, развивать наблюдательность к слову, обогащать словарный запас учащихся, развивать творческие способности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; согласованность при работе в группе; умение выражать свои чувства, содействовать развитию у детей умений общаться, развитие речевых умений, монологической и диалогической речи.

Личностные УУД : создать условия для формирования положительного отношения к природе, понимать и принимать нравственные ценности, как доброта, ответственность за животный и растительный мир природы родного края, воспитывать экологическую культуру.

Технологии: информационно-компьютерная технология, педагогика сотрудничества, здоровьесберегающая технология, элементы РКМЧП, групповая технология, игровое обучение.

Методы : словесные (беседа, диалог, монолог), наглядные, практические; объяснительно-иллюстративные, поисково-исследовательские;

Приемы: заполнение кроссворда, «верные и неверные утверждения», прем «точка зрения», определение сказки по главному герою, отгадывание главного героя по музыкальному фрагменту.

Формы организации : фронтальная, групповая, индивидуальная.

Планируемый результат : учащиеся должны иметь представления о водных объектах своего края; научиться отстаивать личную позицию.

Оборудование: ноутбук, мультимедиа проектор, белый проекционный экран, колонки; литровая банка с водой, пипетка.
Оформление: красочный заголовок мероприятия; мультимедиа презентация «Вода, вода, кругом вода…», книжно-иллюстративная выставка «Чистый голос воды»; запись фрагмента мультфильма «Катерок» (Союзмультфильм, 1970 г.) с песней «Синяя вода» (сл. Ю. Энтина, муз. В. Шаинского, исп. А. Ведищева и детский хор студии «Спутник»); запись мультфильма «Берегите воду» (Экран, 1982 г.) презентация проекта Сороквашиной Светланы.
Ход мероприятия

Вода!
Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами…
Ты самое большое богатство на свете…
Антуан де Сент-Экзюпери

-
Здравствуйте, ребята! 22 марта отмечается праздник – Всемирный день воды. Впервые он был объявлен в 1994 году по предложению Международной ассоциации водопользователей.

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае,
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда
!

Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить –
Без воды нам не прожить!
Рыжова Н. Волшебная вода
Сегодня мы отправляемся в путешествие вместе с героем мультфильма «Катерок» маленьким катерком «Чижик». В нашем путешествии мы посетим несколько островов. На каждом из этих островов вы, ребята, будете отвечать на мои вопросы или знакомиться с водными обитателями. Итак, в путь!

Конкурс 1. Загадочный остров
На Загадочном острове много воды, поэтому жители этого острова подготовили для вас, ребята, загадки о воде и различных водных объектах
.

Вопросы к кроссворду:
1.
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу.

(Вода)
2.
Все обходят это место:
Здесь земля, как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи…
Нет опоры для ноги.

(Болото)
3.
В земле живёт,
И бежит, и бьёт,
Чистый да свежий –
И никто в земле сырой

Его не удержит.
(Родник)
4.
Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем - не найдём.

(Роса)
5.
Глядятся в него молодые рябинки,

Цветные свои примеряя косынки.

Глядятся в него молодые берёзки,

Свои перед ним поправляя причёски.

И месяц и звёзды –

В нём всё отражается...

Как это зеркало называется?

(Пруд)
6.
Не перина, не подушка,
Положить его под ушко
Не получится никак –

Над тобой оно плывёт,
В даль туманную зовёт.

(Облако)
7.
Говорю я брату:

- Ох, с неба сыплется горох!

- Вот чудак, - смеётся брат, -

Твой горох ведь это...

(Град)

В выделенных клетках по вертикали получилось слово – ВОДОПАД.
Вниз летит воды каскад!
Это милый водопад!
Это место, где вода
Вниз торопится всегда.

Через край крутых обрывов
Вниз летит с огромной силой.

Водопад всегда шумит:
То тихонечко журчит,
То ревёт раскатом грома,
Под собой создав каньоны.
Андреева-Доглядная М. Водопад

ЭТО ИНТЕРЕСНО


Наша планета Земля – планета воды. Более 2/3 поверхности Земли занимают воды океанов, морей, озёр и льдов, поэтому из космоса наша планета выглядит голубой. Кажется, что беспокоится не о чем – уж чего-чего, а воды хватает. Но странная вещь: не всякую воду мы пьём. Со времён первых мореплавателей самым ценным грузом на корабле была пресная вода. Чем же объяснить жажду человечества при таких огромных запасах воды?
Дело в том, что большая часть воды – это солёная вода морей и океанов, которую пить нельзя. Часть пресной воды надёжно «заморожено» в ледниках и в виде пара содержится в атмосфере. Поэтому готовой к употреблению доступной пресной воды, которая находится в реках, озёрах и под землёй очень мало. Если всю воду Земли представить в виде литровой банки с водой, то, набрав оттуда пипеткой воды, мы увидим доступные пресные воды планеты. А их, как вы можете убедиться сами, очень мало. (Ведущий показывает литровую банку с водой и пипеткой набирает оттуда воду).

Региональная специфика:

На территории Российской Федерации находится много водоемов, в том числе и озер. Самыми крупными из них являются: озеро , Ладожское озеро, Онежское озеро, Чудское озеро, озеро Ильмень, Хантайское озеро, Сегозеро, Кулундинское озеро и Телецкое озеро. Крупнейшим хранилищем пресной воды в России выступает и озеро . В озере Байкал содержится 1/5 всей пресной воды в мире и 3/4 всей пресной воды России. Самое большое и глубокое пресное озеро планеты - это озеро Байкал . Озеро находится в , на территории и . Площадь озера составляет 31 500 кубических метров. Байкал – это глубокое озеро, по глубине оно стоит на первом месте. Глубина составляет более 1640 метров. На материке Евразия объем воды в озере Байкал больше только в Каспийском море. Байкал тянется на 636 километра, в ширину озеро достигает 80 километра.

Кулундинское озеро расположено неподалеку от города Славгорода в Алтайском крае. Озеро находится на 99 метрах выше уровня моря. Глубина везде примерно одинаковая – 5 метров. Площадь всего озера равна 600 квадратным километрам. Озеро довольно мелкое, но совсем высохнуть ему не дают впадающие в него реки. Это река Кулунда и река Суетка. Подпитывают озеро и ручьи. Летом вода в озере быстро прогревается. Температура обычно равна 26 градусам тепла.

Телецкое озеро площадью равное 230.8 квадратных километров является самым крупным озером Алтая. Озеро названо так по имени племени телеутов. Иногда Телецкое озеро именуют младшим братом озера Байкал . Озеро самое большое на Алтае. Глубина озера составляет 330 метров. В озеро впадает много рек и ручьев. Из озера течет лишь одна река Бия.

В Томской области насчитывается 18,1 тыс. рек, ручьёв и др. водотоков, общей протяжённостью около 95 тыс. км, в том числе - 1620 рек протяжённостью более 10 км (суммарная длина этих рек составляет 57,2 тыс. км). Главной водной артерией является река Обь. Протяжённость Оби в пределах области составляет 1065 км. Основные притоки Оби, впадающие в неё на территории Томской области: Томь, Чулым, Чая, Кеть, Парабель, Васюган, Тым.

Сейчас в России пока нет недостатка пресной воды. Во многих мировых странах проблема недостатка воды стоит очень остро. Нехватка воды в России и в мире ожидается в ближайшем будущем. Исследователями приводятся следующие цифры. К 2050 году пресной воды людям будет предоставляться в четыре раза меньше по сравнению с 20 веком. Ученые выяснили, что к 20 годам 21 века один миллиард человек будет ощущать острую нехватку воды.

Катерок «Чижик» снова отправляется в путь.
(Просмотр фрагмента из мультфильма «Катерок»).


Конкурс 2. Остров Водных животных
На этом острове есть озеро, в котором живут разные животные. Давайте познакомимся с ними поближе. (Дети отгадывают загадки о животных пресных водоёмов, а ведущий рассказывает о них).
1. В водных зарослях живёт,
Страшный хищник пресных вод,
Рыбу ест, лягушек тоже,
Угадайте, это кто-же?
(Щука)

Щука – самый известный и крупный хищник наших водоёмов. Недаром её зовут «водяным волком». В отличие от настоящих волков щука охотится не стаями, а в одиночку. Она караулит добычу в засаде, спрятавшись среди водных зарослей, а затем неожиданно набрасывается на проплывающую мимо беспечную рыбку. Пасть щуки – очень страшное оружие. Зубы у неё острые и загнуты назад. Морда похожа на крокодилью. Из такого капкана добыче уже не вырваться. Щуку часто называют подводным санитаром, так как она питается не только живой, но и мёртвой рыбой. Щуки – долгожительницы. Некоторые из них доживают до 100 лет.

В водах Оби и ее многочисленных притоках водятся крупная щука и судак, окунь, язь, налим, елец, осетровые, плотва и караси, что привлекает сюда множество рыбаков.

2. Рыба полосатая,

Хищная, опасная,

Ловит маленьких мальков,

Красный цвет у плавников! (Окунь)

На теле окуней отчётливо видны чёрные и белые полоски, за это в народе их называют «матросиками» или «морячками». Плавники и хвост у них красного цвета. Окуни в отличие от щук охотятся стаями. Они загоняют в круг свою добычу, а затем хватают сбившихся в панике в плотный ком мальков. Главная их пища - мелкая рыбёшка и икра; крупные окуни любят раков.

3. Все движутся вперёд,
А он наоборот,
Он может два часа подряд.
Всё время пятиться назад.(Рак)

У раков пять пар конечностей. Четыре из них – это ходильные ноги, а пятая пара – клешни. Своими клешнями рак защищается и ловит добычу. Усами он ищет себе дорогу. Пятиться назад ему помогает хвост. У каждого рака имеется своя отдельная нора или даже несколько нор, вырытых в стенке берега. В реках с каменистым дном, раки укрываются под камнями, делая под ними углубления. При опасности, а также на зимовку, они закапываются в ил. Живут раки очень долго - не один десяток лет. Всеядны, но кормятся, в основном, мёртвыми животными, попавшими в воду. Раки могут жить только в чистой воде. Если люди будут беречь водоёмы от загрязнений, то в них будут обитать раки.

4. У воды живёт плутовка
И скрывается так ловко,
Что беднягам мухам, мошкам
Не уйти от этой крошки.(Лягушка)

Весной в прудах и болотах слышно, как поют лягушки. В это время проходят лягушачьи свадьбы. Немного позднее на водных растениях можно увидеть икру лягушек, из которой потом появляются головастики – личинки лягушек. Сначала они совсем не похожи на взрослых лягушек. Но постепенно у них вырастают лапки, исчезает хвост, и они становятся лягушатами. Лягушки приносят большую пользу в природе: поедают комаров, очищают воду, являются кормом для речных птиц, а ещё лягушки украшают реку своим пением – кваканьем.

В Томской области лягушек обнаружили только в пойме Оби и её крупных притоков – Чулыма, Кети, Парабели и др.. В средней тайге (Нарым) отмечена максимальная численность – 422 особей/га на пойменных островах с обилием водоёмов. Южнее, в Колпашевской пойме численность ниже в 13 раз.

5. Есть такой на свете жук –
Может в воду прыгнуть вдруг.
Но не тонет жук-храбрец,
Плыть умеет…(Плавунец)

По названию этого жука можно догадаться, что он хороший пловец. Этот жук – хищник. Сам маленький, а питается головастиками и мальками рыб.
6. Кровь пью,
А жизнь даю.(Пиявка)

Пиявок с древности использовали для того, чтобы убрать «излишки» крови и понизить кровяное давление. Сейчас это делают редко. Раньше во многих странах медицинских пиявок вылавливали и специально разводили тоннами. Вспомните Дуремара из сказки про Буратино, который ловил в пруду пиявок и продавал их. Пиявки, живущие в водоёмах, присасываются медленно. Поэтому, во время купания, бояться их не стоит. К тому же медицинские пиявки сейчас встречаются редко, а другие виды пиявок к человеку не присасываются. Кровь жертвы в кишечнике пиявок переваривается долго, поэтому они способны на длительные голодовки. Медицинские пиявки уже более 30 веков спасают человечество от болезней. В наши дни гирудотерапия возвращает себе былую славу, и совершенно обоснованно. широко используется в качестве эффективного метода лечения и в томских санаториях, например, в санатории «Синий утес».

7. Я в пруду живу,
На себе свой дом ношу.(Прудовик)


Прудовые улитки (прудовики) живут в прудах, небольших озерах или в затонах рек, где, особенно в тихий солнечный день, они оживленно ползают по дну или по прибрежной растительности. Также они часто плавают на поверхности водоёма, повиснув на поверхностной водяной плёнке. Питаются растениями. С помощью мускулистого языка, покрытого шипиками, они скоблят стебли и листья подводных растений. В случае опасности прудовики прячутся в раковину.

8. В воде родится,
А воды боится.(Стрекоза)

Летом над водой можно увидеть много летающих стрекоз. Эти насекомые живут на суше, но размножаются в воде. На водные растения в стоячих или медленнотекущих водоёмах они откладывают свои яйца. Из них потом появляются личинки стрекозы – наяды. Они очень опасные хищники. Охотятся на головастиков, мальков рыб, личинок других насекомых.

ЭТО ИНТЕРЕСНО


Человек может без пищи прожить около сорока дней, а без воды – лишь трое суток. Даже неприхотливый верблюд не может прожить без воды больше восьми дней. В 525 году до н. э. при переходе через Ливийскую пустыню в страшных мучениях погибло от жажды пятидесятитысячное войско персидского царя Камбиза II – войско, которое не мог одолеть ни один враг. Вот что значит вода в жизни человека!

Продолжаем наше путешествие на катерке.
(Просмотр фрагмента из мультфильма «Катерок»).

Конкурс 3: Остров Водных растений


На этом острове есть небольшой, заросший разными водными растениями пруд. Совершим прогулку на пруд.
На берегу пруда топко. Вода стоит у самой поверхности. Здесь заросли различных осок. Это осока острая. Осоку острую некоторые ботаники ещё называют изящной из-за красивых длинных листьев. Листья у неё длинные, тёмно-зелёные и очень острые. Они крепкие и жёсткие – как лезвия. На краях – мелкие зубчики. Такие листья сорвать невозможно – обрежешь руку.

Посмотрим подальше от берега. Там на ровной водной глади можно увидеть красивые водяные белые лилии. Лилии вернее называть кувшинками, потому что плоды у них похожи на маленькие крыночки-кувшинчики. У них круглые кожистые плавающие листья. Лилии – как часы: к вечеру закрывают цветки и окунаются под воду, а утром снова появляются на поверхности и раскрываются. Лилии растут вперемежку с жёлтыми кубышками. У них листья в отличие от листьев лилий не круглые, а с заострённым кончиком. Ни лилии, ни кубышки в букеты рвать не стоит, так как эти растения редкие. К тому же они, в отличие от наземных цветов, в вазе с водой стоять всё равно не будут, а сразу завянут.
Недалеко от берега можно увидеть растение, которое вы наверняка знаете. Это рогоз широколистный. Он хорошо известен по чёрно-коричневым початкам, которые образуются к осени на верхушке стебля. В народе его часто называют камышом, но это неправильно. В одной известной песне есть такие слова: «Шумел камыш, деревья гнулись». Это, скорее всего, о рогозе. Так как камыш шуметь не может, а вот широкие листья и толстые трубчатые стебли рогоза, колышимые ветром, могут издавать шум.

А это камыш озёрный. Он отличается от рогоза – стебли у него без листьев, как трубки, заострённые и закрытые с верхнего конца. На стебле-трубке сбоку как бы прилеплена кисточка тёмно-коричневых сухих плёнчатых цветков. Среди плёнок – тычинки и пестики.

Всю поверхность пруда покрывает тоненькая зелёная плёнка. Это заросли ряски – самого маленького цветущего растения. Ряска представляет собой зелёный лист около 1 см в диаметре, от которого снизу отходит небольшой корешок. Ряска идёт в пищу свиньям, курам и уткам («утиная трава»). Она относится к числу ценнейших кормовых, пищевых и лекарственных растений.

У нас в библиотеке есть много книг о воде, водных растениях и животных. (Ведущий делает обзор книг с выставки «Чистый голос воды»). Все эти книги вы, ребята, можете взять почитать домой.


ЭТО ИНТЕРЕСНО


Тело взрослого человека на 70 процентов состоит из воды. Ещё больше воды в теле ребёнка. При весе 40 килограммов в нем 34 килограмма воды. Вода есть в каждой клетке нашего организма, во всех тканях и органах. Больше всего воды содержится в крови человека. Меньше всего воды в костях.

Катерок «Чижик» вновь спешит продолжить свой путь.
(Просмотр фрагмента из мультфильма «Катерок»).

Конкурс 4. Сказочный остров
На этом острове собрались герои сказок, которые сами живут в воде или сюжет сказки связан с водой.
1. Какая рыба исполняла желания Емели?
(Щука, «По щучьему велению»)
2. Как зовут одного из героев мультфильма «Лунтик и его друзья», который следит за порядком в пруду?
(Пескарь Иванович)
3. Какая рыбка исполняла желания старухи в одной из сказок Александра Сергеевича Пушкина?
(Золотая рыбка, «Сказка о рыбаке и рыбке»)
4. Героиня какой сказки Андерсена жила в море, а мечтала жить на берегу?
(«Русалочка»)
5. В какой русской народной сказке главный герой не послушался сестры, и вода его наказала?
(Иванушка выпил воды из копытца и превратился в козлёночка; «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
ЭТО ИНТЕРЕСНО


Вода жизненно необходима всем живым существам на Земле: животным, растениям и человеку. Ребята, а вы любите воду? Для чего вам нужна вода? (Чтобы пить и мыться).
Кроме утоления жажды и мытья воду люди используют и для других целей.
Так, большое количество воды применяется в промышленности, особенно при изготовлении бумаги. Для производства целлюлозно-бумажному комбинату требуется столько воды, сколько необходимо для населения крупного города. Ведь для получения 1 тонны бумаги необходимо потратить 20 тысяч литров воды.
Вода нужна и в сельском хозяйстве для полива растений и для питья животных.
Реки, озёра и моря используются в качестве транспортных путей, ведь по ним ходят корабли и пароходы.
С помощью воды получают электрическую энергию. Для этого на крупных реках строят плотины и в них размещают гидроэлектростанции (ГЭС). Эти станции производят электроэнергию, которая по проводам поступает к нам в дома.


Нам пора снова отправляться в путь.
(Просмотр фрагмента из мультфильма «Катерок»).

Конкурс 5. Музыкальный остров


Здесь живут сказочные герои, которые любят петь. Отгадайте, кто они. (Звучат фрагменты песен. Нужно отгадать героя и название сказки или мультфильма).
1. Песня лягушки-путешественницы. (В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница»).
2. Песня черепахи Тортилы.
(А. Н. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»).
3. Песня о лягушке-царевне.
(Русская народная сказка «Царевна-лягушка»).
4. Песня водяного.
(Мультфильм «Летучий корабль»).
5. Песня Капитошки.
(Мультфильм «Капитошка»).

Обычно о воде, особенно о пресной, не задумываются тогда, когда её много. Монгольская пословица гласит: «Человек не ценит воду, пока не иссякнет источник». И ведь, действительно, мы не слишком-то бережем воду, иногда плохо закрываем водопроводный кран. А ведь из неплотно закрытого крана за сутки вытекает 15 литров воды!
Вот как об этом написал поэт С. Я. Маршак:
Стали жить по новой моде,
Завели водопровод.
Речка спятила с ума –

По домам пошла сама!

А бывало, с перезвоном
К берегам её зелёным
Шли девицы за водой
По улице мостовой.

Подходили к речке близко,
Речке кланялися низко,
Здравствуй, речка – наша мать!
Дай водицы нам набрать!

А теперь иной невежа
Захотел водицы свежей –
Шевельнул одной рукой –

И вода бежит рекой!

Бережливым будь с водой!
Шевельни опять рукой.
И как только воду взял,
Хорошенько кран закрой!

(Просмотр мультфильма «Берегите воду»).

Ответьте на вопросы:
1. Куда делась вода из реки?
2. Что случилось с рыбами?
3. Что мы должны делать, чтобы такое не случилось на самом деле?
Представьте себе, что вдруг на Земле кончилась вода. Что тогда произойдёт, ребята? (Всё живое погибнет).
Ребята, давайте будем беречь воду: закрывать краны дома, не мусорить на водоёмах и, конечно же, хвалить и благодарить воду. Ведь как говорится: Без воды и ни туды, и ни сюды!

Спасибо за внимание! До новых встреч, ребята!



Литература
1. Вершинина Т. А., Воронина Т. В., Комогорцева М. В. и др. Подводный мир / Т. А. Вершинина, Т. В. Воронина, М. В. Комогорцева и др. ; художн. А. Н. Сичкарь, Л. В. Корнилова. – М. : РОСМЭН-ПРЕСС, 2005. – 72 с. : ил.
2. Герасимов В. П. Животный мир нашей Родины: Пособие для учителей / В. П. Герасимов. – М. : Просвещение, 1977. – 191 с. : ил.
3. Лопатина, А., Скребцова, М. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. Лопатина, М. Скребцова. – М. : Амрита-Русь, 2007. – 256 с. – (Образование о творчество).
4. Некрасов, И. Б. Капля камень долбит [Текст] / И. Б. Некрасов // Читаем, учимся, играем. – 2003. – № 12. – С. 83-87.
5. Парамонова, В. И. Кладовая природы [Текст] / В. И. Парамонова // Читаем, учимся, играем. – 2008. – № 12. – С. 91-95.
6. Петров В. В. Растительный мир нашей Родины: Книга для учителя / В. В. Петров. – М. : Просвещение, 1991. – 207 с. : ил.
7. 1000 весёлых загадок для детей. – М. : АСТ, 2008. – 382 с.
8. Шустов С. У воды и под водой / С. Шустов. – Нижний Новгород: Доброе слово, 2012. – 112 с. : ил. – (Иллюстрированная энциклопедия о природе России).

Елена Николаевна Чернопазова
«Вода, вода, кругом вода…». Викторина о воде для учащихся начальных классов.

Викторина о воде для учащихся начальных классов.

«Вода, вода, кругом вода…»

Цели: закрепить у учащихся знания, полученные на уроках окружающего мира;

развивать познавательную активность детей, воображение, коммуникативность;

умение работать в команде.

Ход викторины

1. Организационный момент.

2. Беседа о воде. Сообщения детей.

3. Конкурсы: Загадочный

Название рыб (сообщения детей)

Где используют воду

Сказочная

Конкурс Капитанов

Конструктор

Путаница

Песенный

4. Подведение итогов. Награждение.

1. Организационный момент.

Ученики делятся на команды, дают им «водное» название, выбирают капитанов команд.

2. Беседа.

Как вы думаете, много ли воды на Земле?

(Слайд 3). Посмотрите на глобус. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный - голубой. А все потому, что этой краски на нем больше, чем белой, зеленой, коричневой. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты. Общая их площадь в 2.5 раза превышает территорию суши.

Сколько всего океанов?

Какие? Перечислите их названия.

Кроме океанов, что ещё нанесено синим цветом?

Какие моря вы знаете?

(Слайд 4).Такой видят космонавты Землю из космоса. Вода занимает 3/4 поверхности земного шара и слой их имеет среднюю толщину около 4 км. Вода повсюду. И не случайно древние люди представляли себе Землю плавающей в океане на трёх китах - так много воды на планете, что она кажется главным её элементом. Толстый слой воздуха окутывает сплошной оболочкой весь земной шар. И в воздухе находится много воды, пара, облаков, туч и т. д.

А под землёй текут реки?

(Слайд 5).Огромные скопления льда находятся у Северного и Южного полюсов. Там лед на суше и в океане.

Как живут там белые медведи, нерпы, пингвины и др. животные?

(Слайд 6).В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. Тело медузы на 90-95% состоит из воды. Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Вода входит с состав крови, которая разносит по всему организму питательные вещества. Испаряясь с поверхности нашей кожи, вода регулирует температуру нашего тела. Вода необходима нашему организму для удаления разных вредных веществ. Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в ее пополнении. Например, человеку в сутки требуется более 2 литров воды (часть ее он выпивает, а часть содержится в пище).

(Слайд 7). Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нем влагу. Вода содержится во всех частях растений. Вспомни, как много сока в плодах - арбузе, апельсине, лимоне. Этот сок - вода с растворенными в ней различными веществами. Но даже в сухих семенах растений есть вода, хотя не в таком большом количестве.

Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.

Но вода не только «поит», но еще и кормит - по морям и океанам днем и ночью плывут тысячи рыболовных судов.

Вода «добывает» электрический ток, работая на электростанциях. Вода моет всех людей, города, машины, дороги. А еще вода - это самая большая и удобная дорога. По ней днем и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров.

Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни конфеты, ни лекарства, - ничего не сделать без воды.

Вот она какая, вода!

3. Конкурсы

«Загадочный»

На свете нет её сильнее.

На свете нет её буйнее,

В руках её не удержать

И на коне не обогнать.

Летит сова по синему небу

Крылья распластала,

Солнышко застлала.

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем – не найдём.

Висит за окошком кулёк ледяной,

Он полон капели и пахнет весной.

(Сосулька)

На поверхность с мамой всплыл,

Он позавтракал слегка.

За минуту сразу выпил

10 литров молока.

(Китёнок)

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

В огне не горит,

И в воде не тонет.

Одеяло белое,

Не руками сделано,

Не ткалось и не кроилось-

С неба на землю свалилось.

Что за звёздочки сквозные

На пальто и на платке,

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь – вода в руке?

(Снежинки)

Удивительный ребёнок:

Только вышел из пелёнок.

Может плавать и нырять,

Как его родная мать.

«Названия рыб»

Команды вспоминают названия рыб.

ОТВЕТЫ: окунь, сиг, налим, карась, судак, корюшка, акула, форель, сом, скат, белуга, угорь, тунец, треска, камбала, лосось и тд. Есть рыбы, опасные для человека: белая акула, пиранья, рыба-фугу, скорпена, маринка, скат-хвостокол. Они доставляют людям неприятности и даже могут стать причиной смерти. Для своей защиты рыбы используют шипы, зубы, яд и даже электрический ток.

Сообщения детей о рыбах, опасных для человека (белая акула, скат, пиранья, рыба-фугу).

Где используют воду?»

Человек может прожить несколько дней без еды, а вот без воды он не обойдётся.

Вопрос: для чего ещё, кроме питья, нужна вода человеку?

Для чего нужна вода?

«Сказочная»

Вспомните и назовите сказки о воде и водных обитателях.

«Конкурс Капитанов»

Сказка-загадка «Вода и воздух».

Загадка-вопрос: Почему раньше в океане и в воздухе никто не жил?

Ответы детей: Для жизни нужны и воздух, и вода.

«Конструктор»

За 3 минуты необходимо составить новые слова, используя только буквы, имеющиеся в слове ВОДОМЕРКА.

Ответы детей: вода, море, рак, дом, река и т. д.

«Путаница»

Посмотри на эти 7 слов, в которых перепутались буквы.

Вопрос: Какие рыбы в них спрятались?

Ущка щука

Лимна налим

Кьсраа карась

Нукоь окунь

Бовал вобла

Лптвол плотва

«Песенный»

Вспомнить и пропеть как можно больше песен о воде.

«Жил отважный капитан…»

«Ты -морячка, я -моряк…»

«По синему морю, к зелёной Земле…»

«Море зовёт, волна поёт…»

«Море, море, мир бездонный…»

Форма проведения: игра-викторина.

Цель. Формирование понятия о необходимости защиты водных ресурсов страны.

Задачи:

  • систематизировать знания учащихся о значении воды в жизни человека, формировать понятие о необходимости защиты водных ресурсов планеты;
  • развивать речь, мыслительные процессы учащихся;
  • пробудить интерес к самостоятельному решению экологических проблем, воспитывать бережное отношение к воде и водоёмам нашей планеты.

Оборудование: презентация , рисунки детей, карточки слов, жетоны.

Ход занятия

I. Орг. начала занятия.

Здравствуйте, сегодня мы проведём экологическую игру-викторину. В ходе игры вы будете получать жетоны, по которым в конце мы подведём итог.

А чему будет посвящена наша игра, вы узнаете из загадки.

Загадка:

Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без...

– Чему будет посвящена наша игра?

– Как вы догадались, что это вода?

(Вода – это жизнь.)

Если мы откроем экологический календарь, то мы увидим, что в нашей стране воде посвящены следующие праздники: (дети читают)

Слайд 1

Экологический календарь

– К концу нашего занятия мы должны ответить:

– А сейчас мы дадим нашим командам название.

– Скажите почему нашу планету космонавты назвали голубой? (3/4 части поверхности земного шара занимает вода)

Команда 1 «ВОДА»

– Как называют водную оболочку нашей планеты? (Гидросфера. Гидро – это вода, сфера – это шар.)

Команда 2 «ГИДРОСФЕРА»

Слайд 2

Водную оболочку Земли называют – гидросфера.

II. Основная часть.

1 – конкурс «Загадкино»

Отгадать загадки на тему «водоёмы».

    Он без рук, он без ног
    Из земли пробиться смог,
    Нас он летом, в самый зной,
    Ледяной поит водой. (Родник.)

    Шириною широко,
    Глубиною глубоко,
    День и ночь
    О берег бьётся.
    Из него вода не пьётся,
    Потому что не вкусна –
    И горька, и солона. (Море.)

    К маме-речке бегу
    И молчать не могу.
    Я её сын родной,
    А родился – весной. (Ручей.)

    Не вода, не суша –
    На лодке не уплывёшь
    И ногами не пройдёшь. (Болото.)

    Посреди поля лежит зеркало:
    Стекло голубое, рама зелёная. (Пруд или озеро.)

    Чуть дрожит на ветке
    Лента на просторе,
    Узкий кончик в роднике,
    А широкий в море. (Река.)

    С высоты большой срываясь,
    Грозно он ревет
    И, о камни разбиваясь,
    Пеною встает. (Водопад)

2 конкурс «Рекорды».

  1. Самая длинная река в мире? (Нил)
  2. Самая полноводная река планеты? (Амазонка)
  3. Самый большой океан? (Тихий)
  4. Самый маленький океан? (Северный Ледовитый)
  5. Самое глубокое озеро мира, где содержится 1/5 всех мировых запасов пресной воды и 80% всей пресной воды нашей страны? (Байкал)
  6. Материк, на котором содержится 80% пресной воды нашей планеты? (Антарктида)

Слайд 3

Главное хранилище пресной воды – ледники Антарктиды.

Слайд 4

Озеро Байкал.

– Послушайте стихотворение и скажите, почему вода является наиважнейшая составляющая жизни на нашей планете.

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.

Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся.
Средь высоких стройных елей
Рушится потоком селей.
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда.

Без неё вам не умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить.

– Так почему вода является наиважнейшая составляющая жизни на нашей планете?

(ответы детей)

Обобщение по слайдам.

Слайд 5

Вода – наиважнейшая составляющая жизни на нашей планете.

Вода входит в состав клеток и тканей любого животного и растения.

Слайд 6

Вода поит.

Слайд 7

Вода кормит.

Слайд 8

Вода моет.

Слайд 9

Вода – среда обитания организмов.

Слайд 10

Вода – транспортная система.

Слайд 11

Вода используется для получения электроэнергии.

ФИЗМИНУТКА

Игра “Вода – не вода”

Правила игры. А) Если названное слово обозначает то, что содержит воду (водопад) –встать. Б) Если предметы или явление имеет косвенное отношение к воде (дельфин) – поднять руки. В) Если предмет и ли явление, не имеют никакой связи с водой (часы) – хлопают в ладоши.

Слова. Облако, кораблик, лужа, ветер, камень, дельфин, огонь, море, песок, компот, рак, телевизор, солнце, озеро, вулкан, книга, приток, лава, чай, океан, ручка, снег.

3 конкурс – «Знаете ли вы?

  1. Сколько процентов площади занимает вода на поверхности нашей планеты? (71%, 30%, 50%)
  2. На сколько процентов человек состоит из воды? (70%, 39%, 55%)
  3. Сколько необходимо воды человеку в день? (2 литра)
  4. Сколько может выпить верблюд за один раз? (250 литров)
  5. Самая крупная река нашего края? (Томь)
  6. Река которая поит наш город? (Чумыш)

4 конкурс – «Вода и здоровье»

Назовите как человек использует воду в лечебных целях:

  • минеральная вода
  • настои трав
  • закаливание
  • морская вода
  • радоновые и солевые ванны
  • утренняя роса

5 конкурс – «Экологический»

Назовите экологические проблемы водных ресурсов России:

  1. загрязнение бытовыми сточными водами
  2. загрязнение промышленными стоками
  3. бытовой мусор
  4. загрязнение от водного транспорта
  5. загрязнение при аварии нефтеналивных танкеров
  6. браконьерство
  7. неразумная добыча полезных ископаемых (гравий, песок – обмеление)
  8. сплав древесины отвод воды для нужд городов, сельского хозяйства (каналы)

– Почему же появились такие праздники, почему стало необходимо охранять воду?

Слайд 12

Экологический календарь

Обобщение ответов.

– Бурное развитие промышленности привело к значительному загрязнению водоёмов.

Слайд 13

Загрязнение рек мусором.

Слайд 14

Загрязнение рек промышленными стоками.

Слайд 15

Нефтяное загрязнение.

Такое обращение с водой приводит к экологическим катастрофам.

Слайд 16

Гибель животных.

Слайд 17

Пересыхание рек

Слайд 18

Ухудшение качества питьевой воды. 5 тысяч человек ежегодно умирают от употребления некачественной воды.

Воды на земле и много, и мало. Её много в морях, океанах, но морская солёная вода непригодна для питья, а так же в сельском хозяйстве и для многих технических производств.

Пресной воды существенно меньше и треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Ограниченные запасы пресной воды ещё больше сокращаются из-за их загрязнения.

Послушайте шуточное стихотворение Б. Заходера «Течет река».и скажите о чём напоминает нам автор?

Ученики читают стихотворение

Первый ученик:

Течет река издалека...
Течет река...
Течет река...
Как хорошо, когда река
И широка, и глубока!
Над ней – пышнее облака,
Свежей дыханье ветерка,
Стройней и выше лес над ней,
И луг прибрежный зеленей!

Второй ученик:

Течет река... Течет река...
Поит поля и города,
Несет и лодки, и суда,
И рыбы ходят в глубине,
И раки ползают на дне...
Ты хороша, река, весной,
И осенью, и в летний зной!
Купанье! Что за благодать!
Кому, попробуй, передать!
Приятней плыть в живой волне
Ребятам или ребятне?
Вся живность счастлива вполне!

Третий ученик:

Но что такое? Караул!
Нет, нет, никто не утонул,
Нет, нет, как раз наоборот,
На мель садится пароход
Средь бела дня, какой скандал!
Наверно, лоцман маху дал!
Да нет, далеко до буйка,
Тут глубока была река.

Четвертый ученик:

Была. Вот именно – была.
Была, да видимо, сплыла.
Ах, реку мы не узнаем...
Река становится ручьем!
Уже и лодки на мели...
Пловцы вдруг посуху пошли.
А рыбы? В горе и тоске
Бедняжки бьются на песке.
Так что же с ней стряслось, с рекой?
Увы, друзья, ответ такой:
Дошкольник Сидоров Иван,
Забыл закрыть на кухне кран.
Вы скажете: какой пустяк.
Пустяк. Добро б ручей иссяк,
А то вон из-за пустяка
Пропала целая река!

Обсуждение

– Почему в реке исчезла вдруг вода?

– Что случилось после того, как в реке стало меньше воды?

– Не расходуйте воду напрасно! Берегите её!

Слайд 19

Берегите воду!

Капает из крана: В сутки теряется до 24 литров воды.

Течёт из крана тонкой струйкой: Суточные потери – до 150 литров.

Подтекает в туалете: за сутки в канализацию уходит до 2 000 литров.

В городе теряется: в сутки более 80 мил.литров, в месяц – более 2 млрд.литров.

5 конкурс – «Народной мудрости»

Давно люди заметили, что вода – это жизнь, поэтому про воду народ сложил много пословиц. Продолжите… Как понимаете эти пословицы?

  • Вода – мать полей, а без матери не проживешь. (китайская пословица)
  • Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнет колодец (английская пословица)
  • Капля за каплей – образуется озеро, а перестанет капать, образуется пустыня. (узбекская пословица)

Какие ещё пословицы вы знаете о воде?

Слайд 20

Сент-Экзюпери: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. Ты – самое большое богатство на свете».

– Что можете сделать вы чтоб наши реки не мелели?

Свои пожелания людям нашей планеты вы выразили через свои рисунки, которые вы нарисовали дома, готовясь к нашей игре. Расскажите, что вы хотели сказать.

(Рассказы детей)

III. Итог.

– Чему мы посвятили нашу игру?

– Какой вывод вы для себя сделали?

Рефлексия

– Встаньте те, кому понравилась игра, прикрепите капельки воды на доску? Вот сколько много воды мы сможем сберечь вместе, если каждый из вас сбережёт хоть одну каплю.

– Подведем итог (подсчёт жетонов). Награждение.

Викторина «Вода»

Цели мероприятия:

активизация знаний учащихся по теме "Гидросфера",

развитие познавательного интереса к предмету.

Участники: команды 6-х классов, в жюри можно взять учащихся старших классов.

Оформление: карта полушарий; репродукции картин художников, иллюстрации, фотографии, на которых изображены реки, озёра, водопады и пр.

Ход мероприятия

Если на карту Земли посмотреть -

Земли на Земле всего одна треть.

Но странный вопрос возникает тогда:

Планета должна называться "Вода"? (Усачёв А. А.)

Вода не имеет ни цвета, ни вкуса, ни запаха. Нельзя сказать, что она необходима для жизни, она - сама жизнь. Именно наличие водной оболочки отличает нашу планету от всех других планет Солнечной системы. Вода - одно из главных богатств на Земле, поэтому мы должны беречь её.

Цель нашей викторины: посмотреть, что вы знаете о гидросфере. Участвуют команды 6-х классов. В жюри - ученики старших классов (представить).

Наш первый конкурс - приветствие. Дома команды должны были придумать название, девиз и эмблему. Всё оценивается по 1 баллу, кроме того, жюри может добавить 1 балл за оригинальность или слаженность ответа команды.

Ведущий: второй конкурс "Разминка", команды по очереди отгадывают загадки, получая за каждый правильный ответ по 1 баллу. Если команда не отгадала, то ход переходит к следующей команде.

Много лет в горах подряд снег идёт и сыплет град.

Слой осадков тех велик, а зовут его::: (ледник).

Он зовётся::..(океан).

Все обходят это место: здесь земля, как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи, нет опоры для ноги. (Болото)

Бьёт источника фонтан, струя до поднебесья.

В соседях с ним живёт вулкан, фонтан вам тот известен. (Гейзер)

Он без рук, он без ног из земли пробиться смог,

Нас он летом, в самый зной, ледяной поит водой. (Родник)

Он студёною водой прожурчал в траве густой.

Приняла его река - беглеца из родника. (Ручей)

Шириною широко, глубиною глубоко,

День и ночь о берег бьётся, из него вода не пьётся,

Потому что не вкусна - и горька, и солона. (Море)

Чуть дрожит на ветерке лента на просторе,

Узкий кончик в роднике, а широкий - в море. (Река)

Рядом, рядом острова, не один, да и не два,

А десятки, сотни сотен, жить в соседстве им охотней.

Все родные, как никак. Значит здесь::.. (архипелаг)

С высоты большой срываясь, громко он ревёт.

И, о камни разбиваясь, пеною встаёт. (Водопад)

Ведущий: третий конкурс называется "Узнай силуэт". Каждой команде выдаётся конверт с рисунками силуэтов рек и озёр нашей страны (5-6 силуэтов). Вы на листочках должны написать их названия, время выполнения - 3 минуты, за каждое правильно отгаданное название - 1 балл.

Ведущий: четвёртый конкурс - викторина "Самый-самый". Команды отвечают по очереди, за каждый правильный ответ ставится по 1 баллу.

Самый большой материк? (Евразия)

Самый большой океан? (Тихий)

Самая глубокая впадина Мирового океана? (Марианская)

Самое глубокое озеро мира? (Байкал)

Самая полноводная река мира? (Амазонка)

Самая длинная река мира? (Нил)

Самый большой остров в мире? (Гренландия)

Самый большой полуостров? (Аравийский)

Самый маленький океан? (Северный Ледовитый)

Самый маленький материк? (Австралия)

Самое мощное течение в Мировом океане? (Западных ветров)

Самое солёное море Мирового океана? (Красное)

Самый широкий пролив? (Дрейка)

Самый высокий водопад? (Анхель)

Ведущий: пятый конкурс - разгадывание ребусов. Зашифрованы названия рек: Висла, Ока, Дунай, Нева; время - 2 минуты; за каждый отгаданный ребус ставится по 1 баллу.

Ведущий: наш шестой конкурс называется "Путешествие по карте". Команда должна провести груз морским путём из Санкт-Петербурга во Владивосток. Лучшей будет команда, которая выберет наиболее короткий и удобный путь и опишет его в своём судовом журнале. Время работы - 5-7 минут. Оценка - 5 баллов. Капитан команды должен уметь показать выбранный командой путь по карте у доски.

Ведущий: девятый конкурс называется "Геологика". Суть его заключается в том, что по названным определениям вы должны отгадать географический термин или понятие: например, затяжной, проливной, слепой, грибной, тёплый, холодный, кислотный:.. (дождь). Балл присуждается той команде, которая первой даст правильный ответ:

Материковый, вулканический, песчаный, коралловый, речной, морской, необитаемый:.. (остров).

Жесткая, мягкая, мутная, прозрачная, пресная, солёная, проточная, стоячая, минеральная, газированная, дождевая, талая, морская, родниковая, речная::. (вода).

Подземная, бурная, широкая, спокойная, узкая, извилистая, горная, судоходная, молочная, людская:: (река).

Звуковая, световая, воздушная, взрывная, ударная, электрическая, магнитная, длинная, короткая, сейсмическая, ветровая, морская:: (волна).

Атмосферное, плавное, быстрое, холодное, тёплое, глубинное, поверхностное, ветровое, стоковое::. (течение).

Ведущий: последний десятый конкурс - викторина. Команды по очереди отвечают на вопросы, за которые получают по 1 баллу:

Какой полуостров на севере нашей страны сам говорит о своей величине? (Ямал)

Какие два моря в Росси противоположны по географическому положению, температуре воды и названию? (Чёрное и Белое)

В какое озеро нашей страны впадает 336 рек, а вытекает только одна? (Байкал)

На каком из материков нет ни одной реки? (Антарктида)

Мы часто говорим "безбрежное море". А есть ли действительно море без берегов? (Да, в Атлантическом океане Саргассово море)

Какой пролив разделяет два моря, два океана, два материка, два полуострова и две страны? (Берингов)

Я сам - вода, по воде и плаваю. (Лёд)

Река, к которой всё время стремился доктор Айболит? (Лимпопо)

В каком состоянии воды в природе больше всего? (В жидком)

Почему пресная вода в природе не иссякает? (Круговорот воды)

В каком море не утонет даже не умеющий плавать человек? (В Мёртвом море-озере)

Назовите самые длинные в мире коралловые острова. (Большой Барьерный риф у берегов Австралии)

Какой из океанов не омывает Россию? (Индийский)

Какое море на западе нашей страны в древности называлось "Янтарным" за обилие в нём янтаря? (Балтийское)

Название какой реки, прославленной Цезарем, вошло в выражение, означающие принятие бесповоротного решения? (Рубикон)

На льду какого озера в апреле 1242 года состоялось Ледовое побоище? (Чудского)

Устье какой великой реки находится точно на экваторе? (Амазонки)

Какая река дважды пересекает экватор? (Конго)

Назовите самое высокогорное озеро мира, расположенное в Андах. (Титикака)

Назовите единственное на земном шаре озеро, у которого одна половина содержит пресную воду, а другая - солёную. (Балхаш)

Ведущий: А теперь, пока жюри подводит итоги, мы послушаем весёлые стихи на внимание:

Каждый с детства твёрдо знает:

Ангара в Байкал впадает.

(Не впадает, а вытекает)

Знает каждый капитан:

Волга - это океан.

(Не океан, а река)

Шесть океанов на планете.

Согласны все же с этим дети?

(Шесть материков, а не океанов, океанов - четыре)

Слышу подсказку я с места дружка,

Что Эверест - большая река.

(Не река, а гора)

Знать ребята вам пора,

Что Байкал у нас - гора.

(Не гора, а озеро)

На пруду есть развлеченье:

На спине плыть по течению.

(Не на пруду, а на реке, течение только там)

Подведение итогов, награждение.

Список использованной литературы:

Агеева ёлая география на уроках и праздниках. - М.: ТЦ "Сфера", 20с.

Иванова и поурочное планирование по географии, 6 класс . - М.: "Экзамен", 20с.

Касаткина: занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6-8 классах. - Волгоград: "Учитель", 20с.

Кондратюк материалы по географии. - М.: ТЦ "Сфера", 20с.

Тарасов. Весёлый урок. - Смоленск.: "Русич", 19с.


Close