Еще лет пять назад спиннинговой приманки, которую мы сейчас называем "глиссером ", не было даже в проекте. Теперь она занимает свое законное место в ассортиментном ряду английской компании Gordon Griffiths, да и среди продукции менее известных на мировом рыболовном рынке брэндов можно найти глиссеры в почти оригинальном обличии. Ну а о самоделках - и говорить не приходится...

На что клюет лучше - на глиссер или на поппер?

Вопрос не настолько тривиален или даже глуп, как кому-то может показаться. Если отвечать коротко и буквально, то на поппер клюет лучше. Я, ради интереса, специально сравнивал, причем на разных рыбах. Однако нет смысла использовать глиссер в тех комфортных по проводке условиях, где проходит поппер. Глиссер - это приманка для ловли в "щавелевом супе", как иногда называют участки водоемов, где большая часть поверхности покрыта водорослями. Каждому свое - здесь это применимо на сто процентов.

Прошлым летом я ловил щуку на торфяниках пол Егорьевском, в том числе и на глиссер. Очень много пустых поклевок. Я что-то не так делаю?

Щука и окунь яростно атакуют глиссер и попадаются с большинства поклевок только во время жора, который, увы, случается редко. Обычно же соотношение между "фактами внимания" и пойманными "хвостами" примерно четыре-пять к одному. Под "фактами внимания" мы понимаем не только собственно поклевку, но выходы хищника за приманкой, при которых до контакта дело не доходит. Просто при ловле на поверхности мы замечаем гораздо больше таких эпизодов, чем в случае, когда дело происходит ниже.

Но и полноценных (контактных) поклевок, которые не заканчиваются ничем, при ловле на глиссер бывает больше. чем на приманки других типов. Все же одинарный крючок - не всегда выдерживает конкуренцию со стороны тройника, когда речь идет о соотношении между пустыми и результативными поклевками. Ну и издержки конструкции глиссера таковы, что приходится рассчитывать только на один одинарник. Я как-то изготовил глиссер с двумя одинарными крючками - помимо основного в хвостовой части, там был еще один крючок, размером поменьше, который располагался спереди - также вертикально. Поймал на тот глиссер пять щук, четыре из них - на задний крючок, одна - села на оба сразу.

Так что с невысоким КПД глиссера по реализации поклевок надо смириться и утешать себя тем, что на эту приманку можно результативно ловить там. где почти никакая другая - не применима. Тем более что это и в самом деле так.

Глиссер во время своего движения по воде напоминает плывущую мышь.
Может, на него таймень будет ловиться?

Более того, в одном из вариантов глиссера от Aise он исполнен в мышином цвете и с мышиным хвостом... Я сам всего в своей жизни поймал пару таймешат - и не на мышь, и не на глиссер. Но вот от нескольких моих более искушенных по этой части знакомых слышал такое мнение, что считающийся традиционный вариант искусственной мыши, когда кусок пробки обклеивают мехом, это далеко не обязательно. Варианты с "лысой" мышью - не хуже. Если так, то почему бы и нет? Тем более что есть глиссеры, у которых вместо одинарника подвесной тройник. Понятно, что по щуке в заросшем "жабовнике" такие едва ли будут работать, а вот по тайменю или ленку - очень даже может быть.

Я поймал-таки в днепровских плавнях щуку на похожую на глиссер американскую приманку
в виде пластмассовой ложки с "бахромой" вместо хвоста.
Как она в сравнении с глиссером?

Это ни что иное, как Moss Boss от фирмы Heddon. Так получилось, что с этой американской приманкой я познакомился уже после того, как стал ловить на глиссер. Но потом - была возможность сравнить одно и другое в действии.

По проходимости по "зловредной" траве глиссер и "Мосс Босс" показывают примерное равенство. По количеству поклевок - у американской незацепляйки даже небольшое преимущество. Но оно с лихвой съедается крайне низкой реализацией этих поклевок. У глиссера, как мы заметили, она тоже не высока, но у "Мосс Босс" - и того ниже. Помнится, как Николай Садков в угодьях дельтинской базы "Лебедь" был так раздосадован тотальной незацепляемостью этой приманки (имеется в виду за рыбу), что мы с ним пошли на принцип - не успокоимся, пока не поймаем. Поймали-таки - окуня, но после полутора десятков холостых контактов... А вот басс на "Мосс Босс" садится более гарантированно. Это и не удивительно - ведь приманка позиционируется в первую очередь с прицелом на этого хищника.

Глиссеров в нашем городе в продаже не видел. Поэтому, по рекомендации из Интернета, сделал пару штук сам,
но не твердых, а из поролона. На первой же рыбалке шуки порвали их в клочья.
Значит, все-таки глиссер обязательно должен быть "бронебойным"?

Про глиссеры из поролона я, помнится, сообщал в одном из форумов сети Интернет. Возможно, кто еще делился аналогичным опытом. Дело в том, что самый первый глиссер, на который я поймал рыбу, был и в самом деле из поролона. Форма - та же, что и у ставшего позже обычным твердого глиссера, вклеенный одинарник, а снизу со смешением назад подклеена свинцовая пластинка. Изготовить такой глиссер можно за десять минут, ну а слабая живучесть - это больше вопрос философский. Ловим же мы на ту же поролонку или на "резину" и не особо сокрушаемся, когда приманка убивается на первой же поклевке.

Короче говоря, мягкий глиссер имеет полное право на жизнь. Да и утверждать, что он в неизбежном порядке умирает после одной-двух поклевок, было бы неправильно. Есть у меня глиссер из поролона, на который поймано "хвостов" шесть или семь, и он не нуждается даже в косметическом ремонте. Как раз этот глиссер - на фото с окунем. Плюс еще ближайшие аналоги мягкого глиссера - американские силиконовые незацепляйки Snag Proof - они тоже, конечно, страдают от зубов, но за одну себя такая приманочка "кладет" в среднем десяток щук. Неплохой показатель для мягкой "резины", не правда ли?

Купил в прошлом году глиссер, весь разноцветный такой, изготовленный, кажется, в Питере.
А он минимум на каждом третьем забросе переворачивается крючком вниз. Так в чем же тогда смысл?

Глиссер - только с виду предельно прост конструктивно. На самом же деле до сих пор большинство попыток сделать эту приманку, как "на коленке", так и поточно, заканчивались неудачей. Тот, питерский, я знаю - действительно красивый, но не более. Саму идею дискредитирует.

Несколько лет назад, когда специалисты фирмы Aise экспериментировали с глиссерами, прежде чем начать их серийное производство, была поставлена задача: при забросе в густую траву глиссер должен минимум в восьми случаях из десяти выходить из нее чистым. Далеко не сразу, но цель была достигнута.

Проходимость глиссера во многом определяется эксцентриситетом (т. е. степенью смещения) центра тяжести. Если центр тяжести расположен не достаточно низко, то приманка при забросе часто падает крючком вниз и тут же собирает на себя траву. Расположение центра тяжести заметно зависит и от крючка - его размера и толщины проволоки. Учтите это, если надумаете делать глиссер своими руками.

Прочитал в журнале про глиссеры, сделал пару штук из пенопласта.
Только получились они длинными и тонкими какими-то. На такие клевать будет?

В одной из своих книжек я упомянул про бескрючковую обманку, которая используется в ловле в сильно заросших местах. Она играет вспомогательную роль: забрасывая обманку в самых непролазных направлениях, мы заставляем щуку себя обнаружить, провоцируя ее на атаку, затем тут же ставим настоящую приманку...

Первый раз идея глиссера возникла как раз в ассоциации с той самой обманкой, которая по своей форме была похожа на толстый карандаш с зауженными концами. Если такую "несъедобность" щука так часто пытается съесть, то, прикрепив к сигарообразному телу крючок и сделав с помощью свинцовой подгрузки так, чтобы он торчал вверх, можно получить рабочую приманку с необходимыми свойствами. Однако ту идею я сам так и не довел до готового изделия, переключившись по каким-то причинам на более широкий вариант с плоской нижней частью. Но вот пару экспериментальных образцов глиссеров с длинным веретенообразным телом, сделанных в Иванове, видел. Дальше них дело, как я понял, не пошло, хотя у такого варианта глиссера однозначно должна быть перспектива.

Года три, как я увлекаюсь ловлей на разные незацепляйки по траве. Мой фаворит - спиннер-бейт.
Стоит ли осваивать еще и ловлю на глиссер - не будут ли эти два вида приманок дублировать друг друга?

Оба этих типа приманок действительно объединяет их принадлежность к большой, но очень разношерстной категории "незацепляйки". Области же применения того и другого довольно существенно различаются, и отличия чем-то даже напоминают ситуацию, обыгранную в басне про лису и журавля.

Спиннер-бейт работает, пусть и в основном не глубоко, но в толще воды, глиссер же - на поверхности, с редкими погружениями в "окна". Спиннер-бейт наиболее оправдан среди разреженной осоки, затопленных кустов и деревьев, глиссер же имеет показания к применению больше там, где трава лежит на поверхности, причем трава самая разная, в том числе и такая "зловредная", по которой спиннер-бейт не проходит. И, что не менее важно, успех ловли на глиссер зависит от модели поведения рыбы - хищник должен быть настроен атаковать чисто поверхностные приманки. Ведь часто бывает так, что щука или окунь прекрасно ловятся на "вертушку" или мелководный воблер, но никак не реагируют на поппер. Так и с глиссером. Соответственно, если отталкиваться от настроя хищника, то спиннер-бейт - он поуниверсальнее будет. Тем не менее...

Имеет ли смысл непосредственно перед глиссером поставить пропеллер от базз-бейта?

Идея очень даже правильная. Что-то аналогичное имеется в модельном ряду фирмы Arbogast - там есть приманка, выполненная по типу поппера, но с дельта-лепестком (так принято называть "пропеллер от базз-бейта") впереди. В том, что такое сочетание очень хорошо работает, мне уже довелось убедиться.

Особенность дельта-лепестка в том, что он, шлепая своими лопастями по поверхности, почти не собирает на себя водоросли. Сочетание двух незацеп-ляюшихся элементов будет обладать высокой проходимостью и при этом, в отличие от "голого" глиссера, давать очень заметный шумовой эффект. Если вам доводилось ловить на базз-бейт, вы хорошо понимаете, о чем идет речь. И хищнику весь этот грохот определенно нравится, особенно когда он придерживается агрессивного настроя в своем поведении, пускаясь в погоню за приманкой с большого расстояния. Единственное необходимое условие: дельта-лепесток должен быть легким, чтобы не нарушать баланс глиссера.

Те глиссеры, что я видел в магазинах и на выставке, наверное, крупноваты для ловли нашего подмосковного окуня.
Стоит ли сделать их уменьшенные копии - специально для "спортивных" окуней?

У меня так получилось, что по-настоящему рабочими из примерно десятка глиссеров, которые я сделал своими руками, оказались те, что были среднего (5-7 см) размера. На пару "спортивно-окуневых" (длиной по 3 см) глиссеров удалось поймать всего несколько соответствующих "хвостиков".

Впрочем, уловистость каждого конкретного самодельного глиссера, как я заметил, сильно зависела от малейших нюансов его центровки и каких-то необъяснимых моментов. Потому даже два внешне очень схожих глиссера давали очень разные результаты. Могло просто так получиться, что мои мини-глиссеры оказались в числе неудачно исполненных, и сама по себе идея глиссеров малого размера отнюдь еще не исчерпана.

К. Кузьмин

Хочу рассказать про небольшой проект выходного дня, глиссер на радиоуправлении, собранный с сыном знакомой, которому 11 лет, его зовут Клим. Далее - текст авторства юного самоделкина:

Привет, этот аэроглиссер придельно прост:
сзади у него два обычных коллекторных двигателя с оранжевыми трехлопастными винтами для гоночных квадракоптеров. Плата управления, двигатели, держатель для батареек и пульт были взяты из поломанной радиоуправляемой машинки, вроде такой:

Кстати пульт тоже поломался и мы сделали свой на его плате:


А вот и сам аэроглиссер:








Крышка из пенопласта и держится на магнитиках, . Можно найти и меньшее количество.

Весь список материалов:
- Пенополистерол для корпуса глиссера
- Прессованный пенопласт - остатки упаковки монитора для кабины
- Р/У машинка с пультом (не важно какая) - донор деталей
- Проволока (не обязательно) - ограждение палубы
- Нитка (не обязательно) - ограждение палубы
- Два пропеллера - приводят глиссер в движение
- Немного проводов - для подключения двигателей и антенны
- Деревянная палочка - для крепления двигателей
- Пару кабельных стяжек - для крепления двигателей к палочке
- 4 магнита - для крепления кабины к палубе

И далее несколько слов от меня, опишу детали конструкции.
Думаю у многих детей были или есть радиоуправляемые машинки, и из-за общей хлипкости конструкции они довольно быстро выходят со строя. Но затратив совсем немного времени можно вместе с ребенком переделать одну, поломанную игрушку в другую - работающую.
Из нерабочей машинки мы взяли плату управления, держатель для двух батареек ААА и два электродвигателя. В машинке было два абсолютно одинаковых двигателя, один - привод на задние колеса, второй - для руления. У рулевого двигателя убрали ненужный нам уже резистор и с помощью суперклея приклеили на оба двигателя пропеллеры (ссылка в шапке поста). В комплекте к пропеллерам были 3 втулки, пригодилась с наименьшим диаметром.
Из обрезков экструдированного пенополистирола (остался от утепления дома) вырезали корпус будущего корабля. Подойдет так же и пенопласт, но от него будет гораздо больше мусора, вырезать лучше на улице. Из пенопластовых деталей упаковки монитора (две части склеены термоклеем) сделали кабину, в которой будут размещены батарейки и плата управления. Чтобы кабина была легкосъёмной, закрепили её с помощью 4-х неодимовых магнитов, приклеили их термоклеем (главное приклеить правильной стороной). Антенну Клим решил установить на носу глиссера, это было правильное решение, для балансировки веса.
Так как диаметр лопастей довольно большой - 130 мм, двигатели установили на двух концах деревянной рейки, чтобы не мешали друг другу. Надежно закрепили двигатели с помощью пластиковых стяжек.
Пульт управления так же был поломан, поэтому избавились от его корпуса, на куске макетной платы установили четыре кнопки и припаяли их к плате пульта. В оригинале там были дорожки на плате, по которым скользили металические контакты на «руле» и «ручке газа» и замыкали их. Получился довольно брутального вида пульт управления (с ним лучше не появляться в метро, аэропорту или людных местах) но главное - он работает. Левая пара кнопок управляют левым двигателем (вперед/назад), а правая - правым двигателем. Управление как у танка - чтобы двигаться вперед - надо нажать две кнопки «вперед» слева и справа. Если нажать с одной стороны «вперед», а с другой - «назад» - глиссер развернется на месте.

И в конце - небольшое видео, показывающее как получившийся глиссер плавает (в ванне, на открытой воде пока погода не позволила испытать):

Планирую купить +10 Добавить в избранное Обзор понравился +60 +119

Эта приманка, предназначенная для ловли в самых густых дебрях водной растительности, появилась относительно недавно. У глиссеров есть свои поклонники, а есть и противники. Первые ловят на глиссер довольно успешно и считают эту приманку лучшей для данных условий, вторые, напротив, не видят в ней ничего особенного и даже сетуют по поводу огромного количества пустых поклевок на глиссер.

Сей факт отрицать, конечно, не стоит, но разве дело в этом? Глиссер позволяет ловить там, где не работает ни одна приманка, а дальнобойность этой приманки не оставляет шансов на конкуренцию резине на офсетнике и им подобным!

Из-за своей узкой специализации глиссеры пока еще не так широко распространены среди рыболовов.

Видимо, по этой причине купить глиссер в магазине практически невозможно. Лишь периодически на прилавках появляются глиссеры фирмы Aise (фото), совсем редко - какой-нибудь другой фирмы. Поэтому приходится изготовлять эту чудесную приманку самому.

Существует, по меньшей мере, три-четыре способа изготовления глиссеров (вырезание из пластика, твердого пенопласта и даже отливка). Мы рассмотрим наиболее простой и быстрый способ - сделаем деревянный глиссер.

Прочность дерева такова, что приманка может выдержать не одну сот­ню щучьих поклевок. А плотность дерева (имеется в виду твердые породы: клен, бук, яблоня) близка к плотности воды, что обуславливает меньшую последующую огрузку приманки, ведь глиссер должен быть медленно тонущим.

Для изготовления глиссера в качестве материалов нам понадобятся: брусочек древесины твердой породы, свинец, одинарный крючок № 3/0–4/0, эпоксидная смола, быстросохнущая нитрокраска. А также инструменты, такие как: ножовка, острый перочинный нож, негрубый напильник или точильный камень, наждачная бумага средней зернистости.

От брусочка шириной 3,5–4 см и толщиной 2–2,5 см отпиливаем заготовку длиной в полторы ширины бруска (фото 1). Важно, чтобы древесина была не пересушенной - такая очень тяжело обрабатывается. И не допускайте наличия сучков, трещин и т. п.

На заготовке фломастером рисуем контур будущей приманки, по форме чем-то напоминающую тело лягушки без лапок. Затем ножовкой по металлу спиливаем углы.

Но тело глиссера имеет скосы не только с боков, но и снизу, и сверху. Поэтому на боку опиленной заготовки рисуем что-то вроде эксцентричного овала, более узкая часть которого расположена в головной части будущего глиссера, а более толстая - в хвосте, там, где будет располагаться крючок. Затем точно так же ножовкой отпиливаем излишки древесины.

После чего острым ножом состругиваем углы и придаем заготовке вид, максимально приближенный к готовой приманке. Далее негрубым напильником, а затем наждачной бумагой окончательно убираем и зашлифовываем все неровности.

Чтобы глиссер правильно располагался в воде (крючком строго вверх) и при этом медленно тонул, его необходимо огрузить. Для этого в нижней части приманки сверлится два неглубоких отверстия, в которые затем закладывается свинец и заливается эпоксидной смолой.

Выбор крючка для глиссера - очень важный момент. От того, какого он размера и как расположен, напрямую зависит число результативных поклевок. Если крючок слишком мал или прижат к телу приманки, то холостых поклевок вам просто не счесть…

Для нашего глиссера мы возьмем одинарный крючок (можно офсетный, только выпрямив его ступеньку) размера 3/0–4/0. Если длины цевья не хватает, то удлинить его можно с помощью кусочка проволоки, как это делается при изготовлении поролонок.

Строго посередине, на глубину примерно две трети, ножовкой делается пропил под крючок. Крючок вставляется в пропил, и затем все заливается смолой. После высыхания излишки затвердевшего клея счищаются наждачкой.

Покрасить глиссер можно любой быстросохнущей нитрокраской. Важно нанести несколько слоев краски, чтобы покрытие было более прочным. Цвет лучше выбрать такой, чтоб приманку было заметно на фоне окружающей среды. Я предпочитаю красить глиссеры в белый или красный цвет. Дополнительным элементом привлечения хищника может стать небольшой твистер, подсаженный на крючок приманки.

В 1971 г. на основе международной классификации гоночных судов, предусмотренной новыми Правилами соревнований по водно-моторному спорту, был разработан проект и в дальнейшем освоена серийная постройка глиссера класса R2. Напомним, что на глиссеры этого класса устанавливаются двигатели с рабочим объемом цилиндров от 1000 до 1500 см³; никаких ограничений по обводам подводной части корпуса, размерам кокпита, весу и размерениям судна в Правилах нет.


увеличить, 2200х1298, 260 КБ
1 - буксирная скоба; 2 - рулевая колонка; 3 - ветровое стекло; 4 - огнетушитель ОУ-2;
5 - педаль газа; 6 - сиденье; 7 - двигатель «МЗМА-412»; 8 - обтекатель; 9 - смеситель;
10 - редуктор; 11 - бензобак; 12 - гребной вал; 13 - аккумулятор;
14 - кронштейн гребного вала с водозаборником; 15 - подштурвальная доска.

Наш глиссер выполнен по трехточечной схеме с передним расположением спонсонов. Для использования аэродинамической подъемной силы на днище поставлены «воздушные ловушки» - шайбы, являющиеся продолжением в корму (на длине 850 мм) внутренних стенок спонсонов.

Центральная продольная балка выполнена обтекаемой; переборка безопасности отделяет оборудованный в носовой части балки кокпит водителя от моторного отсека. Перед кокпитом установлено ветровое стекло, моторный отсек закрывается съемным обтекаемым капотом с воздушным стабилизатором. К комингсам - стенкам продольной балки - капот крепится в корме резиновым жгутом, а в носовой части - защелками.

В кокпите на наклонной носовой панели расположены штурвал и приборы, на днище (на подушке) закреплены педаль управления газом и огнетушитель, на пайол укладываются мягкая подушка сиденья водителя и весло-гребок.

Аварийная плавучесть глиссера обеспечивается тем, что спонсоны набраны из листового пенопласта (δ=60 мм) марок ПС-I и ПС-IV.

Проведенные испытания показали, что обладает хорошими устойчивостью на курсе и поворотливостью. Скорость хода составила 110 км/час (на прямой) при номинальной мощности двигателя 75 л. с. Отметим, что полученная скорость обеспечивает результаты, превышающие норматив мастера спорта в этом классе судов. Испытания н доводка глиссера перед запуском его в серию выполнялась почетным мастером спорта Л. Ф. Грациановым.

Для возможности постройки глиссера своими руками силами коллективов спортсменов-водномоторников приводим основные чертежи и краткое описание конструкции. Отметим, что разработка конструктивных чертежей велась исходя из условия обеспечения минимального веса корпуса при сохранении достаточного запаса прочности на скорости 125 км/час.

глиссера


увеличить, 2288х1855, 316 КБ

Таблица плазовых ординат

Линия № шпангоута
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Высоты от ОЛ, мм
Комингс (стенка балки) - 323 361 378 388 391 381 355 320 276 242
Палуба в ДП 290 325 337 373 333 313 286 255 221 185 160
Днище 280 243 212 177 143 114 102 100 100 100 100
Борт - ЛБ 290 257 227 192 158 125/233 214 196 179 160 147
- - 187 120 63 15 - - - - -
- - 148 75 30 0 - - - - -
Батокс - 284 308 318 312 294 271 240 208 175 154
Линия А (палуба у комингса) 290 310 327 329 320 302 278 247 216 183 160
Обтекатель в ДП 290 450 600 687 699 700 400 Прямая линия 355
Полушироты от ДП, мм
Комингс - 205 240 270 290 300 300 278 232 166 110
Борт - ЛБ - 454 680 825 900 935/940 668 639 611 582 560
Наружная скула спонсона - Сп2 - - 638 745 793 785 - - - - -
Внутренняя скула спонсона - Сп1 - - 527 527 527 527 527 527 524 520 515

Набор корпуса спроектирован по смешанной системе. Днище выполнено из 3- и 4-миллиметровой авиационной фанеры с последующей обклейкой рабочей поверхности и пенопластовых спонсонов стеклотканью. В обеспечении общей продольной прочности корпуса, кроме продольного набора на обшивке, участвуют фанерные стенки центральной балки - стрингера, имеющие увеличенную до 8 мм толщину в районе установки двигателя (между шп. 5 и 7).


увеличить, 2573х1770, 634 КБ
1 - обшивка днища, δ=3-4; 2 - подкрепление спонсона, δ=10; 3 - днище спонсона, δ=3;
4 - рейка 15х15; 5 - зашивка спонсона с кормы, δ=3; 6 - зашивка шп. 1-3 и 7-9, δ=3;
7 - зашивка шп. 4-6, δ=2; 8 - транец, δ=5; 9 - обшивка обтекателя, δ=1,5; 10 - палуба, δ= 2-2,5;
11 - комингс (стенка центральной балки), δ=5-8; 12 - палубный, стрингер, 10х10; 13 - днищевой стрингер, 15х20; 14 - скуловой стрингер, 18х25; 15 - днищевые ветви шпангоутов, 8х20; 16 - бимсы, 9х20; 17 - стойки шпангоутов, 20х20; 18 - обшивка борта, δ=3; 19 - кница δ=5; 20 - носовой заполнитель, δ=60; 21 - стойка 10х20; 22 - заполнитель спонсона, пенопласт ПС-IV; 23 - бимсы обтекателя, 8х20; 24 - брусья фундамента под двигатель, 40х50х900; 25 - накладка δ=5;
26 - заполнитель транца, δ=20; 27 - подушка под кронштейн, 15х110х180; 28 - подушка под дейдвуд, 15х110х390; 29 - подушка 20х130х130; 30 - планка 18х25; 31 - обклейка (δ=0,5) стеклопластиком; 32 - плавник, δ=5; 33 - подушка 10х50х100; 34 - основа стабилизатора; δ=3 фанера; 35 - наклейка пенопласта; 36 - рейка 10х10; 37 - сиденье; 38 - переборка.

Обшивка по скулам, палуба и обтекатели изготовляются из 2-3-миллиметровой водостойкой фанеры. Такой же фанерой, наклеенной с обеих сторон, усилены узлы поперечного набора. Все соединения деталей и узлов корпуса выполнены на клее ВИАМ-Б3, а блоки спонсонов выклеены эпоксидной смолой ЭД-5 (нужно учитывать, что пенополистролы ПС растворяются полиэфирной смолой и потому применять ее нельзя).

Фундамент двигателя состоит из двух обклеенных фанерой ясеневых балок, которые крепятся к усиленным стенкам центральной балки - стрингерам красномедными заклепками. При монтаже на фундамент до установки двигателя ставятся угольники из легкого сплава АМг-5.

Корпус глиссера собирается на стапеле в положении вверх днищем: так удобнее выклеивать спонсоны и контролировать размеры. Особенно тщательно необходимо следить за симметричностью подводной части, так как даже незначительные ее нарушения приводят к ухудшению скоростных качеств глиссера. При серийной постройке установлены допуски на отклонения от плаза фактических размеров спонсонов и рабочей части днища - 0,5 мм, и на расстояние между спонсонами 1,0 мм.

Последовательность сборки корпуса на стапеле такова:

а) устанавливаются шпангоуты и носовой заполнитель, врезаются и крепятся днищевые стрингера и подушки;

б) днище обшивается фанерой;

в) набираются и выклеиваются блоки спонсонов, производятся обработка их по шаблонам и наклеивание фанеры на днища;

г) корпус переворачивается и устанавливается на лекальную постель;

д) врезаются и крепятся палубные стрингера и подушки;

е) перерезаются поперечины шпангоутных рамок и ставятся стрингера - стенки центральной балки;

з) крепятся фундаменты и приборная доска;

ж) устанавливаются палуба и носовая часть обтекателя.

При оклейке подводной части стеклотканью перекрой на палубу должен иметь ширину не менее 15 мм. Слой стеклоткани покрывается тонким слоем смолы ЭД-5 с отвердителем и пластификатором, после чего вся поверхность полируется. Внутренние поверхности корпуса покрываются лаком 6С; палуба и обтекатели окрашиваются нитроэмалями.

Окончательный вес корпуса без оковок 72-75 кг.

На глиссере установлен конвертированный автомобильный двигатель «МЗМА-412» номинальной мощностью 75 л. с. при 5800 об/мин, работающий на бензине «экстра».

Поскольку существующими правилами форсировка двигателя запрещена, на нем выполняются только следующие работы по увеличению мощности: полируются всасывающие и выхлопные каналы; меняется система газовыхлопа; проводится тщательная регулировка и полная обкатка.

Хотя замена карбюратора допускается, на серийных глиссерах устанавливаются двигатели со штатными карбюраторами.

Для уменьшения угла наклона гребного вала и получения числа оборотов гребного винта, близкого к оптимальному на скорости 120 км/час, использован изготовляемый верфью - строителем глиссера редуктор с цилиндрическими прямозубыми колесами, обеспечивающий повышение числа оборотов в 1,5 раза. Редуктор крепится к днищу глиссера и стенкам центральной балки на кронштейнах. В корпусе редуктора по периметру выполнен паз для воды, охлаждающей масло в редукторе.

Применено жесткое соединение гребного вала с редуктором через полумуфты. Вал редуктора соединен с маховиком двигателя через эластичную муфту. (В настоящее время прорабатывается вариант монтажа редуктора на картере маховика, позволяющий отказаться от применения эластичной муфты.)

Водонепроницаемость дейдвуда обеспечивается резиновой манжетой Ø20; чтобы она не разрушалась вибрацией вала, в корпусе дейдвуда установлен шарикоподшипник № 1204. Подшипник вала в кронштейне - текстолитовый с продольными пазами для смазки водой.

Охлаждение редуктора и двигателя осуществляется проточной водой, подаваемой от заборника в кронштейне гребного вала под воздействием скоростного напора. Отработавшая вода поступает в смеситель глушителя газовыхлопной системы.

Топливо принимается в две полиэтиленовые 10-литровые канистры, соединенные с топливным насосом двигателя бензопроводом (трубка из АМг-5 с внутренним диаметром 10 мм).

Выхлопная система смонтирована из четырех труб Ø38 мм из жаропрочного материала с помощью фланцев, присоединенных к головке двигателя и объединенных попарно. На их концы надета смесительная камера глушителя, жестко закрепленная на центральной балке. Такая конструкция предотвращает опасность поломки труб системы газовыхлопа от вибрации смесителя.


увеличить, 2021х1156, 235 КБ
Диаметр D=0,185; шаг Н ср =0,210; число лопастей Z=2; материал - Ст. 5.

На серийных глиссерах устанавливается двухлопастной гребной винт правого вращения, имеющий диаметр 185 мм и средний (кромочный) шаг 210 мм на 0,6 R. Сечения лопастей винта - суперкавитирующие начиная с 0,4 R.

Для буксировки и швартовки глиссера используется носовая скоба; кроме того, можно закладывать швартовный конец за кронштейн пера руля.

В сентябре 1972 г. Л. Ф. Грацианов на глиссере описываемой конструкции установил всесоюзный рекорд скорости 125,06 км/час на дистанции 1 км.

В. В. Никольский, «Катера и яхты», 1973 г.


Close