Любая компания стремится оптимизировать налоговые отчисления. Чтобы cделать это с минимальными рисками, нужно хорошо знать основы налогового законодательства и принимать во внимание все его изменения. В связи с этим рассмотрим изменения 2015-2016 гг. в Налоговом кодексе РФ (далее — НК РФ), которые касаются налога на доходы физических лиц, страховых взносов во внебюджетные фонды, налога на добавленную стоимость и налога на прибыль.

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

НДФЛ можно назвать одним из основных налогов, за счет которого пополняется федеральный бюджет. Большинство изменений в 2016 г. внесено законодателями именно по этому налогу. Изменения коснулись сроков уплаты налога, сдачи отчетности, увеличения размера налоговых вычетов и др.

Сроки уплаты

Работодатель, выплачивающий заработную плату своим сотрудникам и удерживающий НДФЛ с их доходов, является налоговым агентом по перечислению НДФЛ в бюджет и подаче сведений по данному налогу в налоговую инспекцию. Он несет ответственность за полноту и правильность представленных сведений, своевременность уплаты налога.

Удержанный НДФЛ должен быть перечислен не позднее даты, следующей за днем выплаты дохода сотруднику (заработной платы, премии, иных доходов, предусмотренных действующей на предприятии системой оплаты труда). Это общее правило установлено в п. 6 ст. 226 НК РФ. Исключение касается отпускных и пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком). Удержанный с них НДФЛ нужно перечислять в бюджет не позднее последнего дня месяца, в котором они выплачены.

До 01.01.2016 дата перечисления НДФЛ в бюджет зависела от разных факторов. Например, от дня получения организацией средств в банке, перевода зарплаты с расчетного счета организации на банковскую карточку сотрудника или фактического получения дохода работником.

Вопрос о том, в какой момент должен быть перечислен НДФЛ, удержанный с отпускных, являлся спорным. Компетентные органы и суды (в том числе Президиум ВАС РФ) считали, что в данном случае налог перечисляется не позднее дня фактического получения в банке денег для выплаты дохода (даты перечисления средств на счет налогоплательщика или на счета третьих лиц по его поручению).

Сдача отчетности

С 01.01.2016 работодатели помимо справок 2-НДФЛ должны ежеквартально сдавать расчет по форме 6-НДФЛ . Приказ ФНС России от 14.10.2015 № ММВ-7-11/450 с новой формой прошел регистрацию в Минюсте.

В указанном расчете отражается обобщенная информация по всем работникам: суммы начисленных и выплаченных им доходов, предоставленные вычеты, исчисленные и удержанные суммы налога, а также другие данные, которые нужны для определения суммы НДФЛ.

Налоговые агенты обязаны в течение месяца, следующего за первым кварталом, полугодием и девятью месяцами, подавать в инспекцию расчет исчисленных и удержанных сумм НДФЛ (п. 2 ст. 230 НК РФ). Расчет за год подается не позднее 1 апреля следующего года .

При определении инспекции, куда необходимо представить сведения о расчетах по НДФЛ, российские организации, имеющие обособленные подразделения, а также налоговые агенты, которые отнесены к крупнейшим налогоплательщикам, должны учитывать специальные положения.

Отчитаться по НДФЛ за работников обособленного подразделения нужно по месту его нахождения. Это правило применяют российские организации, имеющие обособленные подразделения, при подаче расчета по НДФЛ и сведений о доходах физических лиц (абз. 4 п. 2 ст. 230 НК РФ). До 01.01.2016 не было единой позиции по вопросу о месте подачи справок по форме 2-НДФЛ в отношении работников обособленных подразделений.

С 01.01.2016 справки 2-НДФЛ и расчет 6-НДФЛ можно сдавать на бумажном носителе, если численность работников не превышает 25 человек. Раньше лимит по 2-НДФЛ составлял 10 человек.

Если налоговый агент вовремя не сдал новый расчет по форме 6-НДФЛ, ему грозят штрафные санкции со стороны налоговой инспекции в размере 1000 руб . за каждый полный или неполный месяц просрочки НДФЛ (п. 1.2 ст. 126 НК РФ). Если опоздание превысило 10 дней, ИФНС заблокирует счета организации.

За каждый поданный в налоговый орган документ с недостоверными сведениями организация заплатит 500 руб . Освобождение от ответственности возможно, если налоговый агент представил уточненные документы в инспекцию до того, как узнал, что она обнаружила недостоверность поданных сведений (ст. 126.1 НК РФ).

Вычеты по НДФЛ в 2016 году

Стандартные вычеты на детей

В 2016 г. вычет на ребенка будут предоставлять, пока доход работника не превысит 350 тыс . руб . Начиная с месяца, в котором доход сотрудника, исчисленный нарастающим итогом с начала года и облагаемый НДФЛ по ставке 13 %, превысит сумму в 350 тыс. руб., стандартный вычет на ребенка не предоставляется. В 2015 г. лимит составлял 280 тыс. руб.

Увеличился размер вычета на ребенка-инвалида . С 2016 г. величина такого вычета будет зависеть от того, кто обеспечивает ребенка-инвалида. Родитель, усыновитель, жена или муж родителя смогут получить 12 тыс . руб ., а приемный родитель, опекун, попечитель, жена или муж приемного родителя — 6 тыс . руб . Ранее этот вычет составлял 3000 руб.

Новые размеры применяются и в отношении вычетов на детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, а также учащихся по очной форме, аспирантов, ординаторов, интернов, студентов в возрасте до 24 лет, если они являются инвалидами I или II группы.

Социальные налоговые вычеты

Работодатель предоставляет социальные вычеты на обучение и лечение по заявлению сотрудника. Кроме письменного заявления, сотрудник должен подать работодателю подтверждение права на получение социальных вычетов, выданное налоговой инспекцией. Вычеты на лечение и обучение организация предоставляет, начиная с месяца обращения работника (п. 2 ст. 219 НК РФ). Ранее такие вычеты предоставлялись по окончании налогового периода.

Уплата НДФЛ с продажи недвижимости

НДФЛ не уплачивается, если до момента продажи недвижимость была в собственности не менее пяти лет . Для освобождения от НДФЛ минимальный срок владения недвижимостью может составлять не пять лет, а три года (ст. 217.1 НК РФ). Это правомерно, например, при продаже квартиры, которая получена в дар от члена семьи, по наследству или в порядке приватизации.

Для случая, когда доход от продажи недвижимости меньше 70 % кадастровой стоимости объекта, определенной по состоянию на 1 января года, в котором зарегистрирован переход права собственности, предусмотрены специальные положения. В такой ситуации доходом, облагаемым НДФЛ, признается 70 % кадастровой стоимости объекта недвижимости на указанную дату.

Следует отметить, что субъекты РФ в законодательном порядке могут уменьшить установленный НК РФ пятилетний срок владения недвижимостью. Также они вправе снижать процентную величину кадастровой стоимости объекта, с которой сравнивается полученный продавцом доход в целях обложения НДФЛ.

Положения ст. 217.1 НК РФ будут применяться в отношении объектов недвижимости, приобретенных в собственность после 01.01.2016 . Как и действующие, новые правила не будут распространяться на недвижимость, которая непосредственно использовалась в предпринимательской деятельности.

Ранее доход, полученный физлицом-резидентом от продажи недвижимости на территории РФ, не облагался НДФЛ, если до момента реализации недвижимость была в его собственности не менее 3 лет.

Сроки удержания НДФЛ

Уточнены сроки, когда считается полученным доход, облагаемый НДФЛ. Например, доход сотрудника, который увольняется, считается полученным в последний рабочий день (новая редакция ст. 223 НК РФ).

Признание дохода по командировке зависит от утверждения авансового отчета по командировке. Датой получения дохода при расчете НДФЛ считается последний день месяца, в котором утвержден авансовый отчет после возвращения работника из командировки (подп. 6 п. 1 ст. 223 НК РФ). Раньше особые правила признания для этого вида дохода не предусматривались, но было разъяснено, что сумму дохода определяют в момент утверждения отчета.

Доход по материальной выгоде , полученной от экономии на процентах по кредитам и займам , будет признаваться на последний день каждого месяца в течение срока, на который были предоставлены заемные (кредитные) средства. До 01.01.2016 для расчета размера материальной выгоды по займам (кредитам) необходимо было знать дату уплаты процентов (подп. 1 п. 2 ст. 212, подп. 3 п. 1 ст. 223 НК РФ).

Увеличился срок для сообщения налоговым агентом в инспекцию о невозможности удержать НДФЛ. Информацию с указанием суммы дохода, с которого не удержан налог, и размера неудержанного НДФЛ необходимо представлять не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 226 НК РФ). До 01.01.2016 эти сведения подавались в течение месяца после окончания года.

О неудержанном НДФЛ надо отчитываться по форме 2-НДФЛ . Причем налоговики требуют, чтобы о неудержанном налоге компании отчитывались дважды. Сначала не позднее 1 марта, а затем еще раз вместе с 2-НДФЛ по удержанному налогу — не позднее 1 апреля.

При выходе участника из ООО облагаемый НДФЛ доход можно уменьшить на сумму расходов . Затраты, связанные с приобретением имущественных прав, также учитываются, когда уменьшается номинальная стоимость доли в уставном капитале или участнику при ликвидации общества передается имущество (подп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ). До 01.01.2016 вопрос об учете расходов в таких случаях являлся спорным.

Представим перечисленные выше изменения НДФЛ 2016 г. и положения, которые действовали ранее, в табличном варианте (табл. 1).

Таблица 1. Изменения НДФЛ 2016 г.

Что изменилось в 2016 г.

Формулировка в новой редакции

Как было раньше

Закон, которым внесено изменение

Сроки уплаты НДФЛ (за исключением отпускных и пособий по временной нетрудоспособности)

Перечислить НДФЛ в бюджет не позднее даты, следующей за днем выплаты дохода сотруднику

Было указано, что перечисление НДФЛ в бюджет зависит от разных факторов (без конкретизации)

Федеральный закон от 02.05.2015 № 113-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах» (далее — Федеральный закон № 113-ФЗ)

Сроки уплаты НДФЛ по отпускным и пособиям по временной нетрудоспособности

НДФЛ нужно перечислять в бюджет не позднее последнего дня месяца, в котором выплачены отпускные и пособия

Вопрос являлся спорным. Компетентные органы считали, что НДФЛ перечисляется не позднее дня фактического получения в банке денег для выплаты дохода или даты перечисления средств на счет работника

Федеральный закон № 113-ФЗ

Новый расчет по форме 6-НДФЛ и сроки его сдачи. В этот расчет включаются данные об удержанном налоге по всем работникам

Сдается в электронной форме ежеквартально, за год подается не позднее 1 апреля следующего года. Если численность сотрудников не превышает 25 человек, можно сдавать на бумажном носителе

Расчета по форме 6-НДФЛ не было. Лимит по 2-НДФЛ для сдачи на бумажном носителе составлял 10 человек

Федеральный закон № 113-ФЗ

Место подачи отчетности по НДФЛ для организаций, имеющих обособленные подразделения

За работников обособленного подразделения сведения подаются по месту регистрации обособленного подразделения

Не было конкретики в отношении подачи справок по форме 2-НДФЛ

Федеральный закон № 113-ФЗ

Налоговые санкции за несвоевременное представление новых расчетов по форме 6-НДФЛ

Взыскание штрафа в размере 1000 руб., за опоздание с подачей в течение 10 дней — приостановление операций по счетам

Федеральный закон № 113-ФЗ

Налоговые санкции за представление недостоверных сведений

За недостоверность данных — 500 руб. за каждый документ

Вопрос о взыскании штрафа за подачу недостоверных справок 2-НДФЛ был спорным

Федеральный закон № 113-ФЗ

Стандартный налоговый вычет на ребенка, исчисленный нарастающим итогом с начала года и облагаемый НДФЛ по ставке 13 %

Будут предоставлять, если размер дохода не превысит 350 тыс. руб. в год

Предоставлялся, если размер дохода не превышал 280 тыс. руб. в год

Федеральный закон от 23.11.2015 № 317-ФЗ «О внесении изменения в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 317-ФЗ)

Налоговый вычет на ребенка-инвалида

Величина зависит от того, кто обеспечивает ребенка-инвалида: родитель, усыновитель, жена или муж родителя получат 12 000 руб., приемный родитель, опекун, попечитель, жена или муж приемного родителя — 6000 руб.

Величина налогового вычета — 3000 руб.

Федеральный закон № 317-ФЗ

Признание доходов, облагаемых НДФЛ, по командировкам

Датой получения дохода считается последний день месяца, в котором утвержден авансовый отчет после возвращения работника из командировки

Федеральный закон от № 113-ФЗ

Признание доходов по выплатам при увольнении

Доход считается полученным в последний рабочий день

Признание дохода не было конкретизировано

Федеральный закон № 113-ФЗ

Признание дохода по материальной выгоде, полученной от экономии на процентах по кредитам и займам

Доход признается на последний день каждого месяца в течение срока, на который были предоставлены заемные (кредитные) средства

Доход признается на дату уплаты процентов

Федеральный закон № 113-ФЗ

Социальные вычеты на лечение и обучение

Предоставляются организацией по заявлению сотрудника при их документальном подтверждении налоговой инспекцией

Предоставляются налоговой инспекцией по окончании налогового периода при документальном подтверждении

Федеральный закон от 06.04.2015 № 85-ФЗ «О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций“»

Срок подачи сообщения в налоговую инспекцию о невозможности удержать НДФЛ

Сведения представлять по форме 2-НДФЛ не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом

Сведения подавались по форме 2-НДФЛ в течение месяца после окончания года

Федеральный закон № 113-ФЗ

Облагаемый НДФЛ доход при выходе участника из ООО

Облагаемый НДФЛ доход уменьшается на сумму расходов

Вопрос об учете расходов в целях налогообложения НДФЛ в таких случаях являлся спорным

Федеральный закон от 08.06.2015 № 146-ФЗ «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

НДФЛ не уплачивается с продажи недвижимости

Если до продажи недвижимость была в собственности не менее пяти лет

Минимальный срок нахождения объекта в собственности составляет три года. При этом не важно, каким образом данный объект получен

Федеральный закон от 29.11.2014 № 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 382-ФЗ)

НДФЛ не уплачивается с продажи имущества: полученного по договору дарения членом семьи или близким родственником, в результате приватизации, плательщиком ренты по договору пожизненного содержания с иждивением

Если до продажи недвижимость была в собственности не менее трех лет

Минимальный срок нахождения объекта в собственности составляет три года

Федеральный закон № 382-ФЗ

Уплата НДФЛ с продажи недвижимости, когда доход от продажи меньше ее кадастровой стоимости, определенной по состоянию на 1 января года, в котором зарегистрирован переход права собственности на недвижимость

Доходом по НДФЛ облагается 70 % кадастровой стоимости недвижимости на 1 января года, в котором зарегистрирован переход права собственности на эту недвижимость

Федеральный закон № 382-ФЗ

СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ

Размер предельной величины базы для начисления страховых взносов устанавливается Правительством РФ. База для начисления страховых взносов ежегодно индексируется с учетом роста средней заработной платы в России.

Коэффициенты индексации , установленные с 01.01.2016:

  • 1,072 — для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ);
  • 1,8 — для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд РФ (ПФР).

С 01.01.2016 согласно Постановлению Правительства РФ от 26.11.2015 № 1265 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации с 1 января 2016 г.» предельная величина доходов для начисления cтраховых взносов составляет:

  • в ФСС РФ — 718 000 руб .;
  • в ПФР — 796 000 руб .

В 2016 г. ставки страховых взносов останутся на прежнем уровне. Размеры взносов в фонды на общих основаниях представлены в табл. 2.

Таблица 2. Размеры взносов в фонды на общих основаниях за 2015-2016 гг.

Фонд

Процент отчислений от ФОТ

Предельный уровень дохода, руб.

Отчисления на доход выше предельного уровня доходов

Примечание

2015 г.

2016 г.

ФСС (от несчастных случаев)

Отсутствует

Отсутствует

Взносы начисляются на любую сумму зарплаты

Отсутствует

Отсутствует

Облагаются все выплаты

Взносы в ПФР уплачиваются до достижения предельной базы по взносам по ставке 22 %. Заработная плата сверх лимитас облагается пенсионными взносами по ставке 10 % (подп. 1 п. 1.1 ст. 58.2 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (в ред. от 29.12.2015) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»; далее — Федеральный закон № 212-ФЗ).

Взносы в Фонд социального страхования уплачиваются до достижения зарплаты предельной базы по ставке 2,9 % . Зарплата сверх лимита взносами в ФСС не облагается (подп. 2 п. 1.1 ст. 58.2 Федерального закона № 212-ФЗ).

Для взносов на травматизм предельная база для начисления не предусмотрена (Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ (в ред. от 29.12.2015) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

По взносам в ФФОМС лимит отменен с 01.01.2015 (Постановление Правительства РФ от 04.12.2014 № 1316 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации с 1 января 2015 г.»). Медицинскими взносами по ставке 5,1 % облагаются все выплаты в пользу работников без ограничений (подп. 3 п. 1.1 ст. 58.2 Федерального закона № 212-ФЗ).

ПРИМЕР 1

За 2015 г. облагаемый страховыми взносами доход старшего менеджера составил 715 000 руб. Рассчитаем размер страховых взносов, которые должны быть начислены на его доход и уплачены во внебюджетные фонды:

  • ПФР :

711 000 руб. × 22 % + (715 000 руб. - 711 000 руб.) × 10 % = 156 420 руб. + 400 руб. = 156 820 руб.;

  • ФСС РФ :

670 000 руб. × 1,8 % = 12 060 руб.;

  • ФСС (от несчастных случаев ):

715 000 руб. × 1,2 % = 8580 руб.;

  • ФФОМС :

715 000 руб. × 5,1 % = 36 465 руб.

Итого в 2015 г. начислено 213 925 руб . страховых взносов, подлежащих уплате во внебюджетные фонды.

С 01.01.2015 единую отчетность необходимо представлять в территориальные органы ПФР ежеквартально:

  • в бумажном виде — не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом;
  • в форме электронного документа — не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.

Если последний день срока приходится на выходной или нерабочий праздничный день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Отчетность по НДС

С 01.01.2015 срок представления декларации по НДС и сроки уплаты этого налога перенесены с 20-го на 25-е число (ст. 174 НК РФ). Остается в силе обязанность представлять декларации по НДС только в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи . Декларация, представленная на бумажном носителе, не считается поданной.

Теперь в декларации по НДС при ее подаче отражаются данные из книг покупок и продаж. В связи с этим каждая организация во избежание налоговых рисков должна уделять особое внимание наличию подтверждающих документов (счетов-фактур), их верному заполнению, а также надежности контрагентов. Налоговая инспекция может проверить всех контрагентов, участвующих в сделке. Налоговики оставляют за собой право для доначисления налоговых сумм в ходе камеральной проверки. Такую проверку они могут провести сразу после сдачи отчетности.

Период принятия НДС к вычету

До 01.01.2015 специалисты налогового и финансового ведомств настаивали, что принять НДС к вычету можно только в том квартале, в котором право на этот вычет возникло. Переносить вычет полностью или частично на следующие налоговые периоды запрещалось. В противном случае, по мнению контролеров, НДС к уплате в бюджет будет искажен.

Если, например, организация по ошибке не применила вычет в том квартале, в котором для этого возникли все основания, и обнаружила ошибку уже после сдачи декларации по НДС за этот квартал, ей нужно было подавать уточненную декларацию.

С 01.01.2015 вопрос переноса вычетов по НДС перестал быть спорным. Федеральный закон от 29.11.2014 № 382-ФЗ дополнил ст. 172 НК РФ новым п. 1.1. В соответствии с ним покупатель (заказчик) вправе принять к вычету предъявленную ему сумму НДС в течение трех лет после того, как товары (работы, услуги) были приняты к учету. Другими словами, если компания выполнила все условия для вычета «входного» НДС в текущем квартале, то заявлять право на зачет налога по итогам именно этого налогового периода совсем не обязательно. Вычет можно перенести на более поздние кварталы. Главное, чтобы они находились в рамках трехлетнего временного интервала.

После принятия п. 1.1 ст. 172 НК РФ организация может ежеквартально оптимизировать перечисление НДС в бюджет вычетами по НДС. Для организации такое нововведение удобно.

Особенности применения вычетов

Вычет по опоздавшим счетам-фактурам

С 01.01.2015 действуют выгодные правила для вычетов НДС по опоздавшим счетам-фактурам. Если счет-фактура пришел после окончания отчетного квартала, но до срока сдачи декларации, у компании есть выбор :

1) заявить вычет в декларации за тот квартал, в котором компания приняла на учет товары, работы или услуги по этому счету-фактуре (п. 1.1 ст. 172 НК РФ);

2) включить вычет в декларацию за тот квартал, в котором получен счет-фактура, либо в любом следующем периоде в пределах трехлетнего срока.

Раньше чиновники разъясняли, что вычет НДС можно заявить исключительно в том квартале, в котором поступил счет-фактура (письмо Минфина России от 09.07.2013 № 03-07-11/26592 «О применении счетов-фактур для вычетов по НДС»).

ПРИМЕР 2

Поставщик отгрузил товары в июне 2015 г. В этом же месяце покупатель принял товары на учет. Счет-фактуру покупатель получил 20.07.2015. Срок сдачи декларации за второй квартал 2015 г. — не позднее 27 июля. Значит, вычет по счету-фактуре можно отразить в книге покупок за второй или третий квартал или перенести вычет НДС на следующие периоды в пределах трех лет.

Как поясняют в Минфине России, новое правило можно применять и в ситуации, если счет-фактура не только получен, но и выставлен после окончания отчетного квартала. Например, поставщик в первых числах июля оформил счет-фактуру на услуги, оказанные в июне. В этом случае покупатель тоже может заявить вычет НДС в декларации за второй квартал.

Вычет по частям

Предъявлять НДС к вычету можно частями в различных налоговых периодах в течение трех лет после принятия товара на учет (за исключением нематериальных активов, основных средств, оборудования к установке).

Важная деталь: вычет частями компания заявляет на основании одного и того же счета-фактуры.

Минфин России не возражает против частичного предъявления НДС к вычету (письмо от 18.05.2015 № 03-07-РЗ/28263 « О принятии к вычету налога на добавленную стоимость на основании одного счета-фактуры частями в разных налоговых периодах в течение трех лет после принятия на учет товаров (работ, услуг)»).

Налоговики считают, что вычеты по основным средствам, оборудованию к установке или нематериальным активам нужно применять в полном объеме после принятия таких объектов на учет. То есть частями заявлять по ним вычет нельзя. Это отмечено в указанном выше письме Минфина России № 03-07-РЗ/28263.

Вычеты, которые нельзя перенести

Вычет НДС с аванса переносить на другие кварталы не следует. Ведь новое правило распространяется только на приобретенные товары, работы, услуги, имущественные права. А налог с аванса компании принимают к вычету на основании других норм. То есть это иные вычеты. На это обращено внимание в письме Минфина России от 09.04.2015 № 03-07-11/20290 «О сроках принятия НДС к вычету» .

Обеим сторонам безопаснее заявлять вычеты авансового НДС в установленные сроки:

  • поставщику — на дату отгрузки товаров (п. 6 ст. 172 НК РФ);
  • покупателю — в период уплаты аванса при наличии соответствующих документов и договора, предусматривающего перечисление данных сумм (п. 9 ст 172 НК Р).

Есть и другие ситуации, когда вычеты лучше не переносить. В их числе вычет при возврате аванса, вычет налога, уплаченного налоговым агентом, например, при аренде муниципальной собственности, и др. Право заявлять их в течение трех лет НК РФ не установлено, поэтому эти вычеты нужно применить в том квартале, когда на них возникло право (письмо Минфина России от 09.04.2015 № 03-07-11/20290). Наиболее распространенные виды таких вычетов приведены в табл. 3.

Таблица 3. Вычеты НДС, перенос которых не предусмотрен

Виды вычетов

Период применения вычета

Вычет по строительно-монтажным работам для собственного потребления

На дату начисления налога, то есть на последнее число каждого квартала (п. 5 ст. 172 НК РФ)

Вычет по командировочным расходам

На дату, когда утвержден авансовый отчет (п. 18 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137)

Вычет с возвращенного покупателю аванса

На дату возврата аванса покупателю

Вычет у налогового агента

В квартале, в котором компания уплатила налог в бюджет при условии, что приобретенные товары, работы или услуги приняты к учету (п. 1 ст. 172 НК РФ)

Вычет НДС по расходам, нормируемым для целей исчисления налога на прибыль

Утратил силу абз. 2 п. 7 ст. 171 НК РФ, который ставил в зависимость вычет предъявленного НДС от суммы признанных расходов. С 01.01.2015 компании могут без риска споров с налоговиками полностью принимать к вычету НДС по рекламным расходам, а также любым другим нормируемым затратам, за исключением представительских.

По новым правилам вычеты можно заявить по представительским и командировочным затратам, которые компания учитывает при расчете налога на прибыль (п. 7 ст. 171 НК РФ). Следовательно, в отношении сверхлимитных представительских расходов вычет по-прежнему заявить нельзя. Что касается командировочных расходов, то сейчас все командировочные расходы можно учесть при расчете налога на прибыль.

Счета-фактуры по представительским расходам нужно регистрировать в книге покупок по итогам каждого квартала после того, как компания определит сумму расходов, которую можно учесть при расчете налога на прибыль в расчетном периоде. Регистрировать счета-фактуры в книге покупок по мере их поступления в данном случае нецелесообразно. Если в каком-то из периодов сумма расходов превысит норматив, компания не вправе заявить вычеты НДС в полном размере. Следовательно, понадобится исправлять книгу покупок.

К СВЕДЕНИЮ

Вычеты НДС, которые у организации не вписываются в лимит за один квартал, можно дозаявить в следующем квартале, если позволяет норматив расходов. При регистрации дозаявленного вычета в книге покупок нужно зарегистрировать тот же счет-фактуру, по которому компания заявляла вычет с представительских расходов в предыдущем квартале.

Сумму дополнительного вычета надо зафиксировать в бухгалтерской справке-расчете. Кроме того, компания не вправе включать эту сумму НДС в расходы при расчете налога на прибыль (п. 49 ст. 270 НК РФ).

Подтверждение НДС при нулевой ставке

С 01.01.2016 изменения коснулись подтверждения нулевой ставки НДС. Изменения внесены Федеральным законом от 23.11.2015 № 323-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Они имеют отношение к компаниям, которые осуществляют внешнеэкономическую деятельность .

С 01.01.2016 для подтверждения нулевой ставки НДС контрактом признается один документ или комплект документов.

ЭТО ВАЖНО

Согласно положениям п. 19 ст. 165 НК РФ контракт может состоять из одного документа, подписанного сторонами, или из нескольких документов, свидетельствующих о том, что участники достигли соглашения по всем существенным условиям сделки. Если представляется комплект документов, в нем должны быть сведения о предмете, участниках и условиях сделки (в том числе о цене сделки и сроках ее исполнения).

До 01.01.2016 в НК РФ не было указано, каким может быть контракт для подтверждения нулевой ставки НДС. Минфин считает, что контракт должен быть заключен в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Ведомство ссылается на положения о форме договора и акцептовании. Вероятно, оно допускает, что налогоплательщик вправе представить контракт и как единый документ, и как ряд документов. Суды такой подход поддерживают.

НДС и посреднические сделки

Многие компании оптимизацию налогообложения по НДС видят в посреднических сделках. В таких сделках посредник платит налоги не со всей суммы сделки, а только с ее части (со своего комиссионного вознаграждения).

Посредническая деятельность — это предпринимательская деятельность, осуществляемая в интересах другого лица. Компании, занимающиеся посреднической деятельностью, очень часто применяют упрощенную систему налогообложения, то есть от уплаты НДС они освобождены и поэтому не должны выставлять счета-фактуры. Однако не следует забывать, что обязанность составления счетов-фактур, ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур с 01.01.2015 установлена не только для плательщиков НДС. Организации, освобожденные от уплаты НДС и осуществляющие свою деятельность на основе договоров комиссии, агентских договоров, предусматривающих реализацию и (или) приобретение товаров (работ, услуг, имущественных прав) от имени комиссионера (агента), должны выставлять счета-фактуры покупателям и (или) получать счета-фактуры от поставщиков, а также вести журнал регистрации выставленных и полученных счетов-фактур.

Формы и правила ведения (заполнения) документов, применяемых налогоплательщиками при расчетах по налогу на добавленную стоимость в посреднической деятельности, регламентируются Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137.

Рассмотрим основные моменты, касающиеся выставления счетов-фактур посредниками и комитентами:

  1. Выставление счетов-фактур посредниками .

Комиссионеры выписывают покупателям отгрузочные документы и выставляют им счета-фактуры от своего имени. Выставленные счета-фактуры регистрируются комиссионером только в журнале выставленных счетов-фактур. При этом у комитента датой отгрузки товаров (работ, услуг) признается дата первого по времени составления первичного документа, оформленного комиссионером на покупателя.

Получив предварительную оплату от покупателя товара, работ или услуг, посредник (комиссионер, агент) выставляет покупателю «авансовый» счет-фактуру, в котором в качестве продавца указывает себя (посредника). Отражать «авансовый» счет-фактуру в книге продаж не надо. Указанный документ посредник регистрирует в журнале выставленных счетов-фактур.

  1. Выставление счетов-фактур комитентами .

Комитенты (принципалы) выдают комиссионеру (агенту) счета-фактуры, в которых отражены показатели счетов-фактур, выставленных комиссионером (агентом) покупателю. Эти счета-фактуры регистрируются комитентом в книге продаж. При этом обязанность по предоставлению комиссионером комитенту заверенных копий счетов-фактур, выставленных комиссионером в адрес покупателя, законодательством не установлена (письмо Минфина России от 15.05.2012 № 03-07-09/51).

Если комиссионер при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав выставил двум и более покупателям счета-фактуры от одной даты, комитент вправе перевыставить комиссионеру один «сводный» счет-фактуру (Постановление Правительства РФ от 29.11.2014 № 1279 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. № 1137»).

Налоговая база по НДС у комитента (принципала ) определяется исходя из фактической цены реализации товаров (п. 1 ст. 154 НК РФ) без уменьшения на причитающиеся комиссионеру вознаграждение и часть выгоды, полученной дополнительно. Моментом определения налоговой базы у комитента является наиболее ранняя из дат :

  • день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  • день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Предоплату по договору комиссии, поступающую от покупателя, комитент включает в налоговую базу независимо от того, на чей счет она перечислена — самого комитента или комиссионера.

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

Изменения по налогу на прибыль внесены Федеральным законом от 08.06.2015 № 150-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)“». Эти изменения в основном улучшают положения налогоплательщика . Расскажем, каким образом это происходит.

С 01.01.2016 увеличен лимит минимальной первоначальной стоимости основного средства. Он стал равен 100 000 руб . (раньше был 40 000 руб.). Такое изменение внесено в п. 1 ст. 256 НК РФ. Эти правила применимы к амортизируемому имуществу, введенному в эксплуатацию начиная с 01.01.2016. Теперь расходы в сумме, не превышающей 100 000 руб. по приобретаемому компанией имуществу, которое предполагается использовать в производственных целях, можно сразу учитывать при расчете налога на прибыль.

Увелич и лось число компаний, которые имеют право платить только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль . Авансовые квартальные платежи для организаций намного выгоднее, чем ежемесячные: не нужно забирать денежные средства, необходимые для осуществления коммерческой деятельности, и платить их в бюджет каждый месяц. Платеж в бюджет осуществляется ежеквартально. У организации не будет переплаты по авансовым платежам налога на прибыль в течение года, так как квартальные авансовые платежи рассчитываются от фактической прибыли текущего месяца, а не предыдущего.

С 2016 г. отказаться от ежемесячных авансовых платежей могут организации, у которых выручка за последние четыре квартала не превысила в среднем за каждый квартал 15 млн руб. (п. 3 ст. 286 НК РФ).

НА ЗАМЕТКУ

Авансовые платежи следует перечислить не позднее 28 календарных дней с даты окончания отчетного периода (28 апреля — за первый кварта, 28 июля — за полугодие, 28 октября — за 9 месяцев).

Можно оптимизировать налог на прибыль за счет модернизации или реконструкции полностью самортизированного основного средства . По мнению Минфина, затраты на проведение модернизации ОС, которое было полностью самортизировано и остаточная стоимость которого равна нулю, увеличивают первоначальную стоимость основного средства. Для расчета амортизации применяется та же норма, которая изначально установлена при введении основного средства в эксплуатацию.

Для оптимизации налогообложения можно применить амортизационную премию . Такая премия применима не только к расходам, связанным с приобретением основных средств, но и к расходам, которые понесены в случаях модернизации и реконструкции ОС. Размеры амортизационной премии:

  • не более 30 % затрат на капитальные вложения для 3-7-й амортизационных групп;
  • не более 10 % — для остальных амортизационных групп (1-й, 2-й, 8-й).

При осуществлении капитальных вложений в уже существующие основные средства амортизационная премия признается в расходах в месяце изменения их первоначальной стоимости, то есть в том месяце, когда капитальные вложения были завершены и введены в эксплуатацию, что подтверждено соответствующим документом (например, актом о приеме-сдаче реконструированных или модернизированных объектов основных средств).

ПРИМЕР 3

Организация в 2015 г. осуществила модернизацию основного средства, которое в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 (в ред. от 06.07.2015), относится к четвертой амортизационной группе (срок полезного использования — свыше пяти лет до семи лет включительно).

на момент ввода в эксплуатацию (январь 2009 г.) составляла 450 000 руб . Срок полезного использования — 72 мес. Норма амортизации — 1,39 % (1 / 72 мес.).

Амортизация начислялась с февраля 2009 г. по сентябрь 2014 г. Таким образом, к моменту проведения модернизации основное средство было полностью самортизировано .

В апреле 2015 г. работы по модернизации основного средства закончены. Стоимость работ (без учета НДС) составила 300 000 руб .

С мая 2015 г. организация начнет учитывать для целей исчисления налога на прибыль затраты на модернизацию следующим образом.

Первоначальная стоимость основного средства после модернизации составляет 750 000 руб . (450 000 руб. + 300 000 руб.). Норма амортизации будет применяться та же, что и на момент ввода основного средства в эксплуатацию, — 1,39 %. Соответственно, сумма ежемесячной амортизации равна 10 425 руб. (750 000 руб. × 1,39 %).

Затраты на проведение модернизации будут списываться в течение 28 месяцев по 10 425 руб . (итого 291 900 руб.), в 29-й месяц будет списан остаток в размере 8100 руб . (300 000 руб. - 291 900 руб.).

Предположим, организация воспользовалась своим правом (п. 9 ст. 258 НК РФ) и применила амортизационную премию в отношении расходов (300 000 руб.), которые понесены при модернизации основного средства, в размере 30 % .

Амортизационная премия будет учтена в составе прочих расходов в апреле 2015 г. (в периоде, на который приходится дата изменения первоначальной стоимости). Размер амортизационной премии равен 90 000 руб . (300 000 руб. × 30 %).

Затраты на модернизацию для целей налогообложения будут учитываться следующим образом.

Первоначальная стоимость объекта после модернизации за вычетом амортизационной премии :

450 000 руб. + 300 000 руб. - 90 000 руб. = 660 000 руб .

Норма амортизации — 1,39 %.

Сумма ежемесячной амортизации :

660 000 руб. × 1,39 % = 9174 руб.

Затраты на проведение модернизации будут списываться в течение 32 месяцев по 9174 руб . (итого 293 568 руб.), в 33-м месяце будет списан остаток в размере 6432 руб . (300 000 руб. - 293 568 руб.).

На основные средства, находящиеся на модернизации (реконструкции) более 12 месяцев, амортизация не начисляется. Начисление амортизации приостанавливается с 1-го числа следующего месяца.

  1. Знание НК РФ поможет оптимизировать налогообложение, построить грамотную систему учета и уплаты налогов, сэкономить денежные средства законным путем.
  2. Во избежание налоговых рисков оптимизация должна строиться не в разрез положениям НК РФ, а основываясь на них.

Еще в июне 2015 года появились первые слухи о том, что предвидится новое сокращение и организационно-штатные изменения с 2016 года, но мало кто в это верил. А может быть просто не хотелось в это верить после череды сокращений предыдущих годов (вспомним о сокращении 2010-2013 года – мы много об этом писали и держали вас в курсе в наших статьях).
Одни считали, что этот слух распускался специально, чтобы люди не увольнялись и ждали возможности сократиться.
Но вот уже в июле была доведена до Управлений и налоговых органов стратегическая карта ФНС России на 2015-2019 годы, предусматривающую оптимизацию структуры территориальных органов ФНС России (приказ ММВ-7-12/ от 27.07.2015 «Об утверждении Стратегической карты ФНС России на 2015-2019гг.»). Заголовок этой карты звучит довольно-таки оптимистично:

Миссия ФНС России — эффективная контрольно-надзорная деятельность и высокое качество предоставляемых услуг для законного, прозрачного и комфортного ведения бизнеса, обеспечения соблюдения прав налогоплательщиков и формирования финансовой основы деятельности государства

Пунктом 2.2 стратегической карты предусмотрена «Оптимизация деятельности налоговых органов с учетом эффективности затрат на ее осуществление», которая включает в себя подпункты:
2.2.1. Совершенствование организационно-функциональной модели ФНС России (Оптимизация структуры территориальных органов ФНС России). Под этим подразумевался показатель: Выявление резервов сокращения численности сотрудников налоговых органов в соответствии с поручениями Президента РФ и Правительства РФ. Указанные изменения должны были проведены с целью повышения внутренней эффективности налоговых органов.
Наиболее значимые изменения должны были коснуться Алтайского края. В данном федеральном округе проводился глобальный эксперимент, информация о котором доведена приказом Минфина России от 14.09.2015 N 142Н «О проведении в 2016 году эксперимента по оптимизации системы управления и структуры территориальных налоговых органов».

В проекте приказа предлагается провести реорганизацию территориальных налоговых органов Республики Алтай путем присоединения двух Инспекций по Республике Алтай к Управлению по Республике Алтай. Управление по Республике Алтай будет осуществлять, помимо полномочий, установленных в Положении об Управлении по Республике Алтай, полномочия Инспекций по Республике Алтай в установленной сфере деятельности.
При этом высвобождающаяся численность руководителей и обеспечивающих специалистов будет перераспределена на приоритетные направления налогового администрирования: аналитическую и контрольную деятельность, обслуживание налогоплательщиков.
Численность сотрудников территориальных налоговых органов Республики Алтай в настоящее время составляет 378 единиц. В непосредственном подчинении Управления по Республике Алтай находятся: Инспекция № 5по Республике Алтай в г. Горно-Алтайске (численность — 220 единиц) и Инспекция № 2 по Республике Алтай вс. Онгудай (численность — 65 единиц). В состав двух Инспекций по Республике Алтай входят 8 территориально обособленных рабочих мест (далее -ТОРМ), расположенных в 8 муниципальных образованиях.
Для обеспечения удобства налогоплательщиков на территории Республики Алтай будет функционировать 9 ТОРМ (включая вновь созданные), при этом налогоплательщики смогут получать сервисные услуги в любом из них.
Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по Сибирскому федеральному округу (далее — МИ ФНС России по Сибирскому федеральному округу) с целью повышения объективности принятия управленческих решений в части досудебного урегулирования налоговых споров, проведения повторных выездных налоговых проверок, а также получения согласия вышестоящего налогового органа в случае запросов налоговыми органами в банках сведений по счетам физических лиц наделяется полномочиями вышестоящего налогового органа по отношению к Управлению по Республике Алтай. При этом МИ ФНС России по Сибирскому федеральному округу будет наделена правом отменять решения Управления по Республике Алтай как нижестоящего налогового органа или приостанавливать их действие в случае несоответствия законодательству Российской Федерации по указанным выше вопросам.
Проведение эксперимента, предусмотренного проектом приказа, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной налоговой службе в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год на руководство и управление в сфере установленных функций.
Предельная численность работников территориальных налоговых органов Российской Федерации при проведении настоящего эксперимента сохранится в рамках, установленных соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации о предельной численности и фонде оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, центральных аппаратов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти на соответствующий финансовый год единиц.
Новая система управления позволит в территориальных налоговых органах по Республике Алтай:
снизить долю численности руководителей и обеспечивающих специалистов к общему количеству работников;
повысить качество работы за счет развития аналитических инструментов и более узкой специализации работников, в том числе повысить эффективность контрольной работы;
увеличить количество работников, осуществляющих аналитические функции, связанные с выявлением сокрытой налоговой базы и отбором налогоплательщиков для проведения проверок;
увеличить количество работников, деятельность которых связана с оказанием сервисных услуг.
В дальнейшем по результатам эксперимента будет рассмотрена возможность его распространения на другие территориальные налоговые органы Российской Федерации.

Таким образом, в конечном итоге указанный эксперимент может стать повсеместным, если пройдет удачно.

Первая информация об организационно-штатных изменениях появилась в конце декабря 2015 года (письмо от 18.12.2015 № 4-2-05/): началась централизация досудебного аудита УФНС, правового сопровождения в судах всех материалов по выездным и камеральным проверкам независимо от суммы, процедур банкротства – по всем субъектам РФ. Сокращаемые единицы могли быть частично спасены, так как переводились в Управления (конечно же – не все, а только кому предложат). Новая структура налоговых органов на 2016 год определена в начале нового рабочего года.

Принятой Федеральной налоговой службой новой концепцией определены меры по повышению эффективности работы налоговых органов в процедурах банкротства, улучшения качества досудебной и судебно-правовой работы, в том числе за счет централизации ряда функций, в части:
досудебного урегулирования налоговых споров,
правовой работы,
банкротства;
на уровне управлений по субъектам Российской Федерации и оптимизации численности территориальных налоговых органов по данным направлениям.
С 2016 года согласно новой концепции определения жалоб подразделения досудебного урегулирования споров Управлений по субъектам дополнительно осуществляют функции:
по рассмотрению следующих жалоб (обращений) лиц, участвующих в делах о банкротстве, на акты налоговых органов РФ ненормативного характера, а также на действия или бездействие должностных лиц налоговых органов, которые, по мнению налогоплательщиков, нарушают их права при участии в делах о банкротстве;
жалоб, связанных с внесением в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях;
жалоб (обращений), связанных с процедурой проверки налоговыми органами соблюдения требований к контрольно-кассовой технике.
Планируемый дополнительный объем материалов, подлежащих рассмотрению подразделениями досудебного урегулирования налоговых споров управлений по субъектам РФ в 2016 году, составит 30% к выполняемому в настоящее время соответствующими подразделениями объему.
В этой связи необходимо принятие мер по сокращению численности и ликвидации структурных подразделений досудебного урегулирования налоговых споров на уровне инспекций, а также перераспределения штатных единиц на уровень управлений по субъектам РФ.
В рамках новой концепции по централизации функций территориальный налоговых органов на уровне управлений на правовые подразделения Управлений по субъектам РФ будут возложены обязанности по сопровождению судебных споров по заявлениям налогоплательщиков о признании незаконными решений инспекций, вынесенных в соответствии со статьёй 101 Налогового кодекса Российской Федерации, вне зависимости от суммы рассматриваемых требований.
В этой связи необходимо принятие мер по сокращению штатной численности сотрудников правовых подразделений на уровне инспекций до необходимого количества сотрудников для выполнения возложенных на правовые подразделения инспекций функций и задач, а также перераспределения штатных единиц на уровень управлений по субъектам РФ и Правового управления ФНС России.
Одновременно необходима централизация функций сопровождения процедур банкротства на региональном уровне путем создания соответствующих отделов в управлениях по субъектам РФ, в том числе обязательная централизация функций сопровождения процедур банкротства на региональном уровне путем создания соответствующих отделов в Управлениях, либо в зависимости от соответствия разрабатываемым критериям — полная централизация по решению руководителя, либо обязательная частичная.

Таким образом:
согласно новой концепции определения жалоб :
— подразделения аудита Управлений с 2016 года дополнительно будут рассматривать жалобы по банкротству, гос.регистрации, проверкам ККТ (очевидно эти функции заберут у других профильных отделов Управлений);
— для рассмотрения этих дополнительных жалоб увеличат на 30% штат аудита Управлений за счет сокращения штата аудитов инспекций.

согласно новой концепции по централизации функций территориальных налоговых органов :
— судебные споры о признании незаконными решений инспекций, вынесенных по ст.101, передаются из правовых отделов инспекций в правовые отделы Управлений;
— соответственно сокращается штатная численность сотрудников правовых отделов инспекций.

согласно новой концепции централизации функций банкротства :
— создаются новые отделы по банкротству в Управлениях, при этом в зависимости от количества дел о банкротстве функции инспекции по сопровождению банкротства могут как полностью быть переданы в Управление, так и частично на усмотрение руководителей Управлений.

Изменения, указанные в концепции, по настоящий день уже реализованы, о чем имеется соответствующее письмо (для служебного пользования, поэтому не разглашается) «О реализации концепции централизации функций обеспечения процедур банкротства, правовой и досудебной работы» №СА-5-18/56ДСП@ от 21.01.2016.

Очередной год наступил не без последствий и существенных изменений. Очень хотелось бы надеяться, что все изменения проводятся к лучшему, но, это не всегда так. По крайней мере, изменения этого года не страшнее предыдущих…
Какие изменения коснулись в вашей инспекции – пишите в комментариях, будет всем интересно узнать.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О проведении в 2016 году эксперимента по оптимизации системы управления и структуры территориальных налоговых органов


В целях повышения эффективности налогового администрирования и оптимизации системы управления и структуры территориальных налоговых органов

приказываю:

1. Провести эксперимент по оптимизации системы управления и структуры территориальных налоговых органов по Республике Алтай и Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Сибирскому федеральному округу с 1 января 2016 года по 31 декабря 2016 года.

2. Установить, что участниками эксперимента являются Федеральная налоговая служба, ее территориальные налоговые органы по Республике Алтай и Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по Сибирскому федеральному округу.

3. Целями эксперимента являются:

1) определение возможности повышения качества налогового администрирования за счет увеличения количества работников, деятельность которых связана с осуществлением аналитических, контрольных функций и оказанием сервисных услуг, за счет снижения численности руководителей и обеспечивающих специалистов;

2) определение финансовой эффективности структуры и системы управления и удобства ее применения для налогоплательщиков.

4. Федеральная налоговая служба организует проведение эксперимента и обеспечивает его методологическое сопровождение.

5. Реорганизация территориальных налоговых органов по Республике Алтай проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации путем присоединения двух инспекций Федеральной налоговой службы межрайонного уровня по Республике Алтай к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Алтай.

6. Эксперимент проводится на основе действующих нормативных правовых актов, регулирующих вопросы деятельности территориальных налоговых органов, с учетом следующего:

1) Управление Федеральной налоговой службы по Республике Алтай осуществляет, помимо полномочий, установленных в Положении об Управлении Федеральной налоговой службы по Республике Алтай, полномочия инспекций по районам, районам в городах, городам без районного деления и инспекций Федеральной налоговой службы межрайонного уровня на территории Республики Алтай в установленной сфере деятельности;

2) Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по Сибирскому федеральному округу осуществляет, помимо полномочий, установленных в Положении о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Сибирскому федеральному округу, следующие полномочия вышестоящего органа по отношению к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Алтай:

а) рассмотрение жалоб (апелляционных жалоб) физических и юридических лиц на акты ненормативного характера Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай, действия (бездействие) его должностных лиц;

б) проведение повторных выездных налоговых проверок налогоплательщиков в порядке контроля за деятельностью Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай;

в) осуществление согласования запросов Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай в банках сведений по счетам физических лиц;

3) Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по Сибирскому федеральному округу имеет право отменять решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай как нижестоящего налогового органа или приостанавливать их действие в случае несоответствия законодательству Российской Федерации по вопросам, указанным в подпункте 2 пункта 6 настоящего приказа.

7. Федеральная налоговая служба размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" информацию о проведении эксперимента, информирует налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, а также федеральные органы исполнительной власти, их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, общественные объединения и иных заинтересованных лиц о проведении эксперимента.

8. Федеральной налоговой службе до 1 марта 2017 года провести оценку результатов эксперимента, предусмотренного настоящим приказом, и представить соответствующую информацию в Министерство финансов Российской Федерации.

9. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на руководителя Федеральной налоговой службы М.В.Мишустина.

Министр
А.Г.Силуанов


Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
29 сентября 2015 года,
регистрационный N 39048



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
Официальный интернет-портал
правовой информации
www.pravo.gov.ru, 01.10.2015,
N 0001201510010025

Государственный бюджет живет сегодня отдельной от обещаний президента жизнью и остро нуждается в притоке денег. Власть дала налоговой новые инструменты для наведения порядка, которые ухудшат положение бизнеса, ужесточат контроль за платежами налогов в полном объеме, отсекут известные способы . Особенно обратите внимание на то, что ответственность учредителей и руководителей компаний за налоговые долги в ближайшее время возрастет и будет все чаще оцениваться людьми из налоговой в уголовной плоскости.

Если говорить о ждущих всех нас перспективах категорично, то…

1. Налоговые проверки больше никогда не будут прежними

Следственный комитет России и ФНС выпустили революционный документ - , которое описывает новое направление в борьбе с налоговыми «уклонистами». Методы, изложенные в нем, в совокупности с и поправками в НК РФ, которые увеличивают размер пени по налогам ( начал действовать в этой части с 1 октября 2017 года), сигнализируют о том, что уже никогда не будут прежними.

Все самое интересное о бизнесе — на нашем канале в Telegram . Присоединяйтесь!

Налоговая политика до 2018 года: совершенствование налогового администрирования (Зобова Е.П.)

Дата размещения статьи: 20.11.2015

Увеличивать размеры налоговых поступлений в бюджет можно разными способами: повышать налоговые ставки, расширять налоговую базу или увеличивать собираемость налогов. Поскольку до 2018 г. главным вектором развития налоговой политики Российской Федерации заявлено недопущение увеличения налоговой нагрузки, то на первый план выходит повышение собираемости действующих налогов. В этом направлении налоговые органы работают уже не первый год и результаты есть.

К сведению. В результате работы по активизации поступлений в бюджетную систему РФ в первом полугодии 2015 г. налоговым органам удалось урегулировать значительный объем задолженности. За этот период показатель "эффективность взыскания задолженности за счет применения мер принудительного взыскания" вырос и составил 69,6%, что является самым высоким значением за все время. Сумма урегулированной задолженности в расчете за год (расчет значений ведется с 01.07.2014 по 01.07.2015) составила 1,4 трлн руб., что на 93 млрд руб. больше, чем по итогам 2014 г. Так, поступления от применения мер принудительного взыскания возросли на 135 млрд руб. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Также на 13,4 млрд руб. увеличилась сумма задолженности, урегулированной путем зачета.

Кроме того, расчетное значение показателя "снижение соотношения объема задолженности по налогам и сборам к объему поступлений в бюджетную систему Российской Федерации", характеризующее долю задолженности в объеме поступлений в бюджет, по итогам первого полугодия 2015 г. составило 9,1%. В прошедшем году данный показатель за аналогичный период составил 9,6%.

Основные итоги в области налогового администрирования

В Основных направлениях подведены итоги реализации налоговой политики в области налогового администрирования. Выделим главное.

Начнем с Плана мероприятий ("дорожная карта") "Совершенствование налогового администрирования", утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 10.02.2014 N 162-р. Если проанализировать этот документ, то можно заметить, что основная часть планируемых мероприятий приходится на 2014 г. Так что же из запланированного было претворено в жизнь?

Во-первых, в настоящее время совершенствование налогового администрирования реализуется в рамках данной "Дорожной карты".

Во-вторых, разработаны все запланированные рассматриваемой "Дорожной картой" проекты федеральных законов, ряд из которых уже принят (см. таблицу 1). Отметим, что часть новшеств уже действует в 2015 г., а часть вступает в силу с 2016 г.

Таблица 1

Суть и значение изменения

Введен институт налогового мониторинга

Формирование оптимальной для РФ модели института предварительного налогового разъяснения на основе проведенного анализа;

Повышение прозрачности правоприменения законодательства РФ о налогах и сборах;

Существенное улучшение восприятия инвесторами делового климата;

Повышение прогнозируемости налоговых платежей;

Своевременное выявление пробелов и коллизий в законодательстве о налогах и сборах;

Сокращение затрат на проведение налоговых проверок, судебных издержек в связи с сокращением налоговых споров;

Обеспечение повышения уровня правовой культуры налогоплательщиков

Введено понятие "личный кабинет налогоплательщика"

Создан и совершенствуется функционал личного кабинета налогоплательщика на сайте ФНС. Обеспечена возможность получения налогоплательщиками документов (актов сверок расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, справок об отсутствии задолженности и иных документов по требованию налогоплательщика) от налогового органа по телекоммуникационным каналам с электронной подписью должностного лица налогового органа по требованию налогоплательщика. Урегулированы положения, связанные с использованием личного кабинета налогоплательщика как самими налогоплательщиками, так и налоговыми органами

Урегулирован вопрос о принятии к вычету НДС в случае его получения после окончания квартала

Предусмотрено право покупателя, получившего счет-фактуру от продавца товаров (работ, услуг), имущественных прав после завершения налогового периода, в котором эти товары (работы, услуги), имущественные права приняты на учет, но до срока представления налоговой декларации за налоговый период, принять к вычету сумму НДС в отношении таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в том налоговом периоде, в котором указанные товары (работы, услуги), имущественные права были приняты на учет

Урегулирован вопрос об учете НДС при применении ЕСХН и УСНО в случае выставления счетов-фактур

Предусмотрено исключение из доходов при исчислении ЕСХН и налога, уплачиваемого в связи с применением УСНО, сумм НДС, уплаченных в бюджет при выставлении счетов-фактур с НДС, а также невключение в расходы уплаченных в указанных случаях сумм НДС

Расширена сфера применения УСНО

Исключено существующее ограничение на применение УСНО для организаций, имеющих представительства

Усовершенствовано администрирование НДФЛ

Установлена обязанность налоговых агентов по ежеквартальному представлению в налоговый орган расчета исчисленных и удержанных сумм НДФЛ;

Установлена ответственность налоговых агентов за непредставление и несвоевременное представление в налоговый орган расчета исчисленных и удержанных сумм НДФЛ, а также представление недостоверных расчетов и недостоверных сведений о доходах физических лиц;

Предоставлено право налоговым органам на приостановление операций налогового агента по счетам в банке в случае непредставления налоговым агентом указанного расчета

Продолжается работа в рамках применения "Дорожной карты" "Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта", утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 29.06.2012 N 1128-р. Напомним, что программа мероприятий, предусмотренная указанным документом, рассчитана на период с 2013 по 2018 г., при этом основная часть мероприятий запланирована на 2015 - 2016 гг.

В рамках данной "Дорожной карты" на сегодняшний день плательщикам НДС, осуществляющим внешнеторговые операции, дано право представлять в налоговые органы документы, подтверждающие правомерность применения ставки НДС в размере 0%, в электронном виде: в ст. 165 НК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми с 1 октября 2015 г. введены реестры документов в электронной форме, подтверждающие правомерность применения ставки НДС в размере 0%.

Среди прочих важных изменений в области налогового администрирования разработчики Основных направлений выделяют следующие:

Урегулирование внесудебного порядка взыскания налогов с лицевых счетов организаций, если взыскиваемая сумма не превышает 5 млн руб.;

Расширение возможности использования банковских гарантий;

Введение обязанности налогоплательщиков - физических лиц по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, однократно сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по месту жительства либо по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими. Ответственность за неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком - физическим лицом налоговому органу указанного сообщения предусмотрена с 1 января 2017 г.;

Установление права налогоплательщика заявить налоговые вычеты по НДС в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных им на территории РФ товаров (работ, услуг), имущественных прав или товаров, ввезенных им на территорию РФ;

Введение обязательности досудебного порядка обжалования любых ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц;

Установление права налогового органа при проведении камеральной налоговой проверки уточненной декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога к уплате, заявлена сумма убытка, требовать от налогоплательщика представления соответствующих пояснений;

Введение запрета на открытие налогоплательщиком нового счета в другом банке, если по существующим счетам операции приостановлены.

Все приведенные мероприятия должны способствовать в том числе улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации.

Параллельно с данными мероприятиями в рамках совершенствования налогового администрирования идет борьба с уклонением от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций. В целях создания действенного механизма пресечения использования низконалоговых юрисдикций для создания необоснованных преференций и получения необоснованной налоговой выгоды принят Федеральный закон, которым внедрены принципы налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний. С 1 января 2015 г. вступили в силу новые положения НК РФ (см. таблицу 2).

Таблица 2

Изменение налогового законодательства

Суть изменения

Введена гл. 3.4 НК РФ, предусматривающая внедрение механизма налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний

Действие гл. 3.4 НК РФ распространяется на организации и физических лиц, участвующих в иностранных компаниях или контролирующих их. Введены новые понятия: "контролируемая иностранная компания" и "контролирующее лицо".

Главой 3.4 НК РФ вводятся условия в отношении иностранных компаний, соответствие хотя бы одному из которых влечет за собой освобождение прибыли этой компании от налогообложения.

Налоговые резиденты РФ (контролирующие лица) обязаны уведомлять налоговые органы об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица), о контролируемых иностранных компаниях, а также уплачивать налог с нераспределенной прибыли контролируемой иностранной компании. При этом прибыль контролируемой иностранной компании учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций или по НДФЛ за налоговый период, если ее величина составила более 10 млн руб. (2015 г. - более 50 млн руб., 2016 г. - более 30 млн руб.)

Введено понятие "налоговое резидентство организаций"

Налоговыми резидентами РФ, помимо юридических лиц, образованных в соответствии с законодательством РФ, будут признаваться организации, местом фактического управления которых является РФ, если иное не предусмотрено международным договором. Такие организации будут уплачивать налог на прибыль организаций в РФ.

Иностранной организации, осуществляющей деятельность в РФ через обособленное подразделение, предоставлено право самостоятельно признать себя налоговым резидентом РФ, а также отказаться от такого статуса

Введено понятие "фактический получатель дохода"

Норма направлена на пресечение выведения доходов в низконалоговые юрисдикции с применением соглашений об избежании двойного налогообложения (в отношении дивидендов, процентов, платежей по нематериальным активам)

Кроме этого, в целях повышения эффективности мероприятий налогового контроля в рамках противодействия уклонению от налогообложения в Российской Федерации с помощью офшорных компаний:

Ратифицирована Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам, положения которой обеспечивают возможность обмена налоговой информацией, включая проведение одновременных налоговых проверок со странами - участницами Конвенции, а также помощь по взиманию налогов на их территориях;

Утверждено Типовое межправительственное соглашение об обмене налоговой информацией, на основе которого возможно заключение соответствующих двусторонних межправительственных соглашений с офшорными и низконалоговыми юрисдикциями в целях противодействия использованию незаконных схем минимизации налогообложения.

В совокупности указанные нормы направлены на обеспечение прозрачности ведения бизнеса, создание действенного механизма пресечения использования низконалоговых юрисдикций с целью создания необоснованных преференций и получения необоснованной налоговой выгоды, а также совершенствование норм законодательства о налогах и сборах в части налогообложения и контроля иностранных организаций.

Большая работа была проведена Минфином и ФНС в 2014 г. по принятию необходимых решений для создания нормативной правовой базы в области налогов и сборов на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя, в том числе для обеспечения синхронизации законодательства Республики Крым и города федерального значения Севастополя с законодательством РФ (по НДС, налогу на прибыль организаций, акцизному налогообложению). Были введены переходные положения, для чего внесены соответствующие изменения в Налоговый кодекс. А с 2015 г. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя создана свободная экономическая зона.

Налоговое администрирование в 2016 - 2018 годах

Совершенствование налогового администрирования в 2016 - 2018 гг. планируется в разных направлениях:

- введение института предварительного налогового контроля. Такой институт, с одной стороны, поможет налогоплательщику значительно снизить налоговые риски, а также предоставит гарантию в отношениях с налоговым органом. С другой - позволит налоговым органам осуществлять предварительный налоговый контроль деятельности налогоплательщика и сократить временные издержки при проведении последующих налоговых проверок, а также поможет в борьбе с уклонением от уплаты налогов;

- оптимизация перечня информации, не относящейся к налоговой тайне. Речь идет прежде всего не об информации регистров налогового и бухгалтерского учета или конфиденциальной информации, характеризующей особенности деятельности налогоплательщика, а о таких показателях, как информация о представленной отчетности, показатели налоговой отчетности, средняя численность персонала, средняя заработная плата, сумма уплаченных налогов, бухгалтерская (финансовая) отчетность организации. Это расширит возможности налогоплательщиков по получению информации о своих контрагентах;

- совершенствование института консолидированной группы налогоплательщиков (КГН). В рамках обеспечения стабильности налоговых условий для ведения бизнеса до 2018 г. целесообразно рассмотреть вопрос о продлении на период до 1 января 2019 г. действующее в 2015 г. ограничение на вступление в силу зарегистрированных налоговыми органами договоров о создании КГН. Предлагается внести ряд изменений в законодательство о налогах и сборах, направленных на повышение эффективности КГН с целью обеспечения его прозрачности и сокращения возможностей для злоупотреблений;

- борьба с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения. Данная работа проводится по нескольким направлениям. Одним из них является обеспечение возможности автоматического обмена информацией по финансовым операциям для налоговых целей с иностранными юрисдикциями. Внесение изменений в законодательство РФ о налогах и сборах, направленных на обеспечение возможности автоматического обмена налоговой информацией по финансовым операциям с иностранными юрисдикциями, должно позволить в 2018 г. осуществить запланированное присоединение РФ к многостороннему соглашению по автоматическому обмену финансовой информацией, предусмотренному Единым стандартом отчетности (ЕСО) по финансовым операциям для налоговых целей, разработанным Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), и начать обмен.

Важным направлением является изменение порядка налогообложения корпоративного заимствования (процентных расходов). Планируется продолжить совершенствование правил налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний. По результатам окончательной выработки рекомендаций ОЭСР/"Группы двадцати" в отношении ключевых положений будет принято решение о необходимости внесения соответствующих изменений в законодательство РФ о налогах и сборах.

Продолжится совершенствование правил налогообложения при трансфертном ценообразовании - за три года действия правил налогообложения при трансфертном ценообразовании практика их применения свидетельствует о необходимости совершенствования налогового контроля использования трансфертных цен. В связи с этим в плановом периоде предполагается:

1) пересмотр требований к раскрытию информации о контролируемых сделках, содержащейся в документации о ценообразовании в целях налогового контроля и в уведомлениях о контролируемых сделках, в том числе с учетом предложений, опубликованных ОЭСР в рамках Плана BEPS;

2) уточнение порядка применения методов определения цен для целей налогообложения, предусмотренных гл. 14.3 НК РФ;

3) уточнение условий, при которых внешнеторговые сделки с товарами, составляющими основные статьи экспорта РФ (нефть и товары, выработанные из нефти, черные металлы, цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные металлы и драгоценные камни), признаются контролируемыми;

4) уточнение полномочий ФНС при реализации положений разд. V.1 НК РФ.

Кроме того, планируется разработка порядка заключения соглашения о ценообразовании в отношении внешнеторговой сделки, хотя бы одна сторона которой является налоговым резидентом иностранного государства, с которым заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, с участием уполномоченного органа исполнительной власти такого иностранного государства;

Ужесточение мер по противодействию злоупотреблению нормами законодательства о налогах и сборах в целях минимизации налогов. Данные меры направлены на противодействие созданию и использованию недобросовестными налогоплательщиками схем уклонения от уплаты налогов и незаконного возмещения налогов из бюджета. Одной из мер по противодействию налоговым злоупотреблениям, направленным на уклонение от уплаты налогов и незаконное возмещение налогов из бюджета, является четкое закрепление на законодательном уровне механизмов, ограничивающих использование налогоплательщиками так называемых фирм-"однодневок", а также налоговых схем с использованием офшорных компаний. Планируется разработать предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс в части введения правового механизма противодействия налоговым злоупотреблениям в виде использования налогоплательщиками формально правомерных действий с основной целью неуплаты или уплаты налогов в меньшей сумме, а также в рамках решения задач по деофшоризации российской экономики в части закрепления в законодательстве о налогах и сборах прямого запрета на злоупотребление правами в сфере налогообложения;

- улучшение инвестиционного климата в РФ. Предполагается снижение рисков налогоплательщиков за счет введения механизма, регулирующего налоговое консультирование и ответственность налоговых консультантов, повышение эффективности деятельности налоговых органов за счет обеспечения более грамотной работы налогоплательщиков при одновременном сохранении добровольности института налогового консультирования. Кроме этого, планируется расширение электронного документооборота между участниками налоговых правоотношений, сокращение времени и материальных затрат на подготовку и представление налоговых деклараций (расчетов) в налоговые органы, повышение эффективности налогового администрирования и налогового контроля, в том числе:

1) снижение порога со 100 до 50 человек для перехода на обязательное представление налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме;

2) совершенствование порядка проведения дополнительных мероприятий налогового контроля и ознакомления проверяемых лиц со всеми материалами налогового контроля, включая материалы по результатам дополнительных мероприятий.

В Основных направлениях подведены итоги работы в области совершенствования налогового администрирования. В 2015 г. была завершена разработка проектов федеральных законов, предусмотренных "Дорожной картой" "Совершенствование налогового администрирования". При этом часть законов уже принята и действует, остальные нормы налогового администрирования вступают в силу с 2016 г.

В периоде 2016 - 2018 гг. планируется осуществить ряд мер по совершенствованию налогового администрирования, в том числе ужесточение мер по противодействию злоупотреблению нормами законодательства о налогах и сборах в целях минимизации налогов, для чего планируется ввести прямой запрет на злоупотребление правами в сфере налогообложения, в том числе на законодательном уровне закрепить механизмы, ограничивающие использование фирм-"однодневок" и офшорных компаний.


Close