Раскольников молча взял в ладони руки сестры и матери, пристально глядя им в глаза. Мать испугалась его взгляда, в нем было сильное чувство и что-то неподвижное, словно безумное. Родион начал уговаривать мать и сестру отправиться к себе, уверяя, что за ним присмотрит Разумихин. При упоминании имени Лужина, он сказал сестре, что не хочет этого брака. Дуня не стала спорить с братом, видя его состояние. Разумихин сумел убедить Пульхерию Александровну и Дуню отправиться в номера, снятые для них Лужиным, и вызвался их проводить.

Разумихин был в сильном возбуждении. Его состояние походило на какой-то восторг. Он еще не отдавал себе отчета в том, что сразу влюбился в сестру Раскольникова. Приведя обеих дам по указанному адресу, он подивился тому, какие плохие номера снял для них Лужин. Он строго наказал им посторонним дверь не открывать. Разумихин пообещал им рассказать о состоянии Родиона, что и сделал впоследствии.

Мать и дочь остались в тревожном ожидании. Авдоться Романовна, задумавшись, ходила из угла в угол. Она была хороша собой — высокая, стройная, сильная, уверенная. Выражение лица у нее почти всегда было серьезное, но как шла улыбка к этому лицу, как шел к ней ее веселый, молодой смех! Пульхерия Александровна же в свои сорок три года выглядела гораздо моложе своих лет и лицо ее сохраняло еще остатки красоты молодых лет.

Как и обещал, Разумихин пришел рассказать о состоянии Родиона и привел к ним Зосимова. Тот более подробно рассказал о болезни Раскольникова. Утром Разумихин опять был у сестры и матери Раскольникова. Разговаривали снова о его состоянии. Разговор зашел и об умершей невесте Родиона. Разумихин сам мало знал об этом, но рассказал, что невеста была собою нехороша и очень больная. Приданого никакого. Вообще об этом деле трудно судить. Брак не состоялся из-за скоропостижной смерти невесты.

Пульхерия Александровна прониклась таким доверием к Разумихину, что решилась обсудить с ним еще один довольно деликатный вопрос. Оказалось, что Лужин, не встретивший их на вокзале, а только приславший лакея, передал им письмо. В этом письме говорилось, что он собирается их навестить сегодня вечером, но просит, чтобы при свидании не присутствовал Родион. Далее в письме он рассказывал сестре и матери, что встретил Родиона в квартире раздавленного лошадьми пьяницы и своими глазами видел, как Родион отдал двадцать пять рублей девице «отъявленного поведения» якобы для похорон. Мать не знала, как сказать сыну, чтобы он не приходил. Авдотья Романовна, наоборот, решила, что Родион непременно должен присутствовать при их встрече с Лужиным, чтобы сразу решить все недоразумения. Так ничего и не решив, все отправились к Родиону.

По сравнению со вчерашним Родион был почти здоров, что и подтвердил Зосимов. Раскольников рассказал матери, что вчера отдал присланные ею деньги на похороны Мармеладова. Он просил у нее прощения, но там вдова, жалкая женщина, и голодные дети.

Чем больше они разговаривали, тем большее напряжение возникало в разговоре. «А ведь точно они боятся меня», — подумал Раскольников. Чтобы разрядить обстановку, Пульхерия Александровна начала рассказывать о смерти Марфы Петровны, жены Свидригайлова. Говорят, что муж ужасно избил ее, она уехала в город, пообедала и отправилась в купальню. Там с ней случился удар. В разговоре опять повисла пауза. «Да вы точно боитесь меня?» — сказал Раскольников. «Это действительно правда», — честно ответила Дуня. Мать запротестовала, Родион взял ее за руку: «Полноте, маменька, успеем наговориться». Сказав это, он смутился и побледнел. Он понял, что сказал ужасную ложь, что теперь он никогда не сможет ни с кем поговорить. Эта мысль так поразила его, что он встал и быстро вышел из комнаты.

Его остановил Разумихин. Он совсем неожиданно для всех сказал: «Да что вы такие скучные! Давайте разговаривать!» Свое поведение он объяснил тем, что вспомнил одну штуку. Это успокоило всех. Зосимов откланялся и ушел. Начал прощаться и Разумихин. Раскольников вспомнил о своей любви к дочери хозяйки. Эта некрасивая девушка была очень набожна, любила подавать нищим. Вдруг он встал и, ни на кого не глядя, опять прошелся по комнате. Затем серьезно сказал сестре, что от своего не откажется: «Или я или Лужин». Было видно, что Авдотья Романовна размышляла над его вчерашними словами. Она ответила, что выходит замуж за Лужина не для Родиона, а для себя. Раскольников подумал, что она лжет. Ему показали письмо Лужина. Раскольникова удивило, насколько безграмотно и сухо оно написано. Он решил больше не спорить с сестрой: «Я сделаю, как вам лучше». Дуня настоятельно просила его присутствовать сегодня вечером при встрече с Лужиным.

В эту минуту в комнату неожиданно вошла девушка. Это была Софья Семеновна Мармеладова. Сегодня это была скромно одетая девушка, почти девочка с приличными манерами. Она смутилась, увидев полную комнату людей. Взглянув на нее пристальнее, Раскольников понял, что это существо предельно унижено. В нем все вдруг перевернулось. Увидев ее движение уйти, он остановил ее. Соня смущенно передала Раскольникову приглашение Катерины Ивановны быть на похоронах Мармеладова.

Сестра и мать Раскольникова ушли. Мать беспокоило знакомство сына с девушкой с такой репутацией. Дуня назвала Лужина сплетником, она была уверена, что Соня — прекрасная девушка. А Раскольников заговорил с Разумихиным по поводу своих вещей, заложенных у убитой старухи-процентщицы. Он слышал, что следователь Порфирий Петрович опрашивает закладчиков. У него там были заложены серебряные часы, которые дороги матери как память об отце. Родион сказал, что не хотел бы, чтобы они затерялись. Разумихин считал, что лучше обратиться к Порфирию Петровичу.

Видя, что Раскольникову нужно идти, Сонечка опять заторопилась. Ушли все вместе. На улице Раскольников узнал адрес Сони, пообещал к ней прийти. Он никак не мог с ней проститься. Наконец, они расстались.

Соня была так взволнована встречей и обещанием Раскольникова зайти к ней, что не заметила господина, внимательно наблюдавшего за ними еще во время их беседы, потом шедшего за ней следом. Это был человек лет пятидесяти, выше среднего роста, с широкими крутыми плечами. Одет он был щегольски и комфортно. В руках у него была красивая трость, а на руках — свежие перчатки. У него были белокурые волосы, широкая густая борода и голубые глаза. Увидев дом, в который вошла Соня, мужчина очень удивился. Оказалось, что они занимали соседние комнаты.

Далее в 3 части романа «Преступление и наказание» говорится о том, что Раскольников и Разумихин пошли к Порфирию Петровичу. Опять заговорили о старухе. Раскольников сказал, что был у нее за три для до убийства. В комнату к Порфирию Петровичу Раскольников вошел, едва сдерживаясь от смеха, а Разумихин, совершенно разъяренный. Дело в том, что Раскольников начал подшучивать над влюбленностью Разумихина в Дуню. Раскольникова неприятно удивило, что у Порфирия Петровича был Заметов. Порфирий Петрович подчеркнуто любезно принял гостя. Раскольников кратко и ясно изложил суть своего дела. Порфирий Петрович сказал, что по поводу заложенных вещей нужно написать заявление в конторе. Раскольников, подчеркивая свою стесненность в средствах, спросил, можно ли написать это заявление на простой бумаге. Раскольников вслух подивился удивительной памяти Порфирия Петровича — ведь закладчиков было много, а он помнил, что Раскольников пришел за часами. Тот спокойно с оттенком насмешливости ответил: «Все закладчики уже побывали, только вы один не изволили пожаловать». Раскольников сказал о своей болезни, в нем закипала злоба. «А в злобе-то и проговорюсь!» — промелькнуло в нем.

Многое в этом разговоре беспокоило Раскольникова. Неприятно удивило его брошенное Порфирием замечание, что Никодим Фомич встретил его у Мармеладова. Порфирий Петрович перевел разговор на их вчерашний спор у Разумихина. Оказалось, что спорили о преступлении. Разумихин критически отзывался вчера и стоял на своем сегодня по поводу мнения социалистов. Те считают, что в преступлениях виновата социальная система. Порфирий Петрович поинтересовался мнением Раскольникова по этому вопросу. Оказалось, что он читал его статью в газете «Периодическая печать». Раскольников даже не знал, что эта его статья была напечатана. Подчеркнуто примитивно Порфирий Петрович изложил суть статьи.

Раскольников вынужден был более пространно объяснить свою точку зрения. Он считает, что необыкновенные люди имеют право по совести перешагнуть через некоторые препятствия, если исполнение идеи того потребует. Например, если бы открытия Ньютона могли бы остаться неизвестными из-за жизни десяти, ста или более человек, мешавших этому, то он имел бы право и даже обязан был бы устранить этих десять, сто человек. Большая часть исторических деятелей были страшными кровопроливцами. Порфирий Петрович заметил, что если таких необыкновенных людей будет много, то станет жутко-с. Раскольников грустно и спокойно пояснил, что такие люди рождаются редко. Разумихин пришел в ужас от этой теории, ведь выходит, что Раскольников разрешает кровь по совести, а это страшнее, чем официальное разрешение на убийство. На ядовитый вопрос, что если обыкновенный человек вообразит себя необыкновенным и совершит преступление, Раскольников пояснил, что для этого и существуют в обществе следователи и тюрьмы. Потом, обыкновенный человек обязательно остановится на пол пути к цели, его начнет мучить совесть, он раскается. Порфирий Петрович поинтересовался, не считал ли он себя, когда писал эту статейку, человеком необыкновенным. Раскольников ответил, что возможно. Порфирий Петрович не унимался и спросил его, мог бы он убить? Повисла пауза. Раскольников мрачно посмотрел на всех и собрался уходить. Напоследок Порфирий Петрович спросил у Раскольникова, не видел ли он маляров на лестнице в свой последний визит к Алене Ивановне. Раскольников понял подвох и ответил, что никого не видел. (Ведь маляры красили в день убийства старухи, а за три дня до убийства их там не было).

Раскольников и Разумихин вышли от Порфирия Петровича мрачные и хмурые. Они направлялись к номерам, где остановились мать и сестра Раскольникова. По дороге к ним Раскольников навел Разумихина на мысль поговорить откровенно с Порфирием Петровичем, почему они подозревают Раскольникова в убийстве старухи-процентщицы. У номеров Раскольников вдруг оставил Разумихина и быстро пошел к себе. Он подумал, что в его комнате могла остаться какая-нибудь мелочь из вещей старухи, что стало бы неопровержимой уликой против него. Он обшарил дыру, в которой лежали вещи старухи, но там ничего не осталось.

В задумчивости Раскольников вышел из дома. У ворот он увидел, что дворник показал на него немолодому человеку. Мещанин внимательно посмотрел на него и, ничего не сказав, ушел. Раскольников догнал его, некоторое время шел рядом, потом спросил, почему тот его искал. «Убивец!» — сказал он тихим, но ясным голосом. Тот ослабевшим шагом вернулся в свою каморку и лег на кровать. В его голове мелькали какие-то обрывки мыслей.

Пришли Разумихин и Настасья. Раскольников притворился спящим, и они решили не будить его. Раскольников забылся. Ему приснилось, что он увидел на улице мещанина. Тот оглянулся и поманил Раскольникова за собой. Оказалось, что мещанин привел его за собой в квартиру старухи. Та сидела, скрючившись, на стуле. Раскольников подумал, что она боится его и наклонился, чтобы разглядеть старуху. Тут он увидел, что она смеется. Раскольников схватил топор и начал бить ее п голове, но старушка продолжала хохотать. Он бросился бежать, но везде были люди. От ужаса Раскольников проснулся.

Казалось, что сон продолжается. Дверь в его комнату была открыта, на пороге стоял незнакомый человек. Раскольников притворился спящим, человек молчал. «Говорите, чего вам надо?» — спросил Раскольников. «Я так и знал, что вы не спите», — рассмеялся незнакомец. Это был Аркадий Иванович Свидригайлов.

Источник (в сокращении): Большой справочник: Весь русский язык. Вся русская литература / И.Н. Агекян, Н.М. Волчек и др. - Мн.: Современный литератор, 2003

Краткие содержания других частей романа "Преступление и наказание": Ч

Для Родиона настало странное время, точно туман упал вокруг него и заключил в тяжелое уединение. Вспоминая потом это время, он понимал, что временами его сознание как бы тускнело. Его особенно тревожил Свидригайлов, но он не стремился к разъяснению дела. Они несколько раз встречались после смерти Катерины Ивановны, но не говорили по существу. Соня тоже была занята. Свидригайлов хлопотал насчет похорон. В последнюю встречу он объяснил Раскольникову, что определил детей Катерины Ивановны в хорошие сиротские заведения с помощью своих прежних связей, да и сирот со средствами легче пристроить. Пришли служить панихиду по Катерине Ивановне. Свидригайлов ушел, а Раскольников остался и отстоял всю службу. Родион подошел к Соне, она вдруг взяла его за руки и преклонила к плечу голову, ничего не говорила. Раскольникова поразило, что Соня притронулась к нему безо всякого содрогания, зная, что он убийца. Он пожал ей руку и ушел.

Ему хотелось остаться одному, но в последнее время он, хоть и почти всегда был один, он этого не чувствовал, особенно ощущая будто чье-то присутствие, когда был один. Он скорее возвращался к людям. Здесь было как будто легче и уединеннее. Скоро он догадался, что его тревожит. «Уж лучше бы какая борьба! Порфирий или Свидригайлов, какой-нибудь вызов!» Он вернулся домой, Настасья принесла ему поесть.

Далее в 6 части романа «Преступление и наказание» Достоевский рассказывает о том, что пришел Разумихин. Он рассказал, что мать Родиона переживает его отсутствие. Они вместе приходили к нему домой, но его не было. Мать посидела немного у него, потом сказала: «Если он со двора выходит, а стало быть, здоров, и мать забыл, то неприлично и стыдно матери у порога ласки просить». Она вернулась домой и слегла. Разумихин ничего не понимал в поведении Родиона, даже просил сказать ему, сумасшедший тот или нет. Уже уходя, он рассказал, что Порфирий считает Миколку убийцей старухи-процентщицы. Разумихин ушел, а Раскольников понял, что Порфирий опять начал свою игру, слишком он умный человек, чтобы поверить в виновность Миколки. Раскольников решил, что нужно закончить сначала со Свидригайловым. Он пошел к двери и в сенях столкнулся с Порфирием.

Тот сказал, что пришел объясниться. Порфирий заговорил о своей привычке к курению. Как всегда, прищуриваясь и посмеиваясь. Он признался, что чувствует привязанность к Родиону, говорил об их встречах, о том, что он думал тогда о Раскольникове. В двусмысленных еще словах Порфирия Раскольников жадно искал чего-нибудь более точного и окончательного. Порфирий Петрович сказал, что считает, что Миколка невиновен, что он хочет «страдание принять», то есть понести наказание вместо виновного. Наконец, он прямо сказал, что считает Раскольникова виновным. Порфирий предложил Раскольникову прийти с повинной, это будет учтено при вынесении приговора, а сейчас он его не арестовывает, потому что нет пока доказательств. Родион отказывается. Порфирий призывает его отдаться жизни, не раздумывая. Уходя, Порфирий посоветовал Родиону, в случае, если он захочет покончить с собой, оставить подробную записку — благороднее будет. Порфирий вышел, избегая смотреть на Раскольникова. Немного переждав, Родион тоже ушел из дома.

Он пошел к Свидригайлову. Как он понял из разговора с Порфирием, тот еще не был у него. Раскольникову пока казалось, что и не пойдет. Он понимал, что у них ничего не может быть общего. Этот человек был ему неприятен, чрезвычайно развратен, хитер и обманщик. Он боялся того, что Свидригайлов использует свое знание тайны Раскольникова как оружие против Дуни. Раскольников подумал, что если Свидригайлов задумал зло против Дуни, то он убьет его. Неожиданно он увидел его в окне трактира. Тот сидел на втором этаже и из окна рассматривал Раскольникова. Родион поднялся в трактир. Свидригайлов поделился с Раскольниковым, что приехал в Петербург «на предмет женщин». Раскольников хотел уйти, но Свидригайлов обещал не болтать больше вздору, то есть о себе, и начал рассказывать о том, как его спасала женщина.

Марфа Петровна выкупила его из долговой тюрьмы. После многих ужасных сцен и попреков они заключили с женой своеобразный контракт. Свидригайлов обещал не бросать Марфу Петровну и быть ее мужем, не отлучаться без ее разрешения, никогда не иметь постоянной любовницы, не увлекаться женщинами их сословия, но ему разрешались шалости с сенными девушками. Если же он когда-нибудь серьезно полюбит, то должен был во всем признаться Марфе Петровне. Так они и жили, соблюдая это соглашение, пока не появилась в доме Авдотья Романовна. Марфа Петровна рассказала ей всю подноготную о своем муже. Авдотья Романовна решила спасти этого пропащего человека. Они начали встречаться наедине. Свидригайлов повел с ней тонкую игру, стремясь завязать роман. Но случилось так, что он сам влюбился в Дуню без памяти. Он предложил Дуне бежать с ним. Свидригайлов был готов на все. Но потом Марфа Петровна обо всем узнала, был страшный скандал, а дальнейшее Раскольников уже знает.

Родион резко сказал, что Свидригайлову не на что рассчитывать, даже упоминание о нем неприятно Дуне, назвал его планы подлыми. Свидригайлов спокойно отрицал это, сказал, что его намерения самые честные, вообще он собирается жениться на красивой молоденькой девушке из приличной семьи. Свидригайлов рассказал Родиону о своих недавних и прошлых похождениях. Это действительно развратный и циничный человек. Было видно, что Свидригайлов чего-то ждет. С Раскольниковым он становился все грубее и насмешливее. Это встревожило Родиона, поэтому, выйдя из трактира, он пошел следом за Свидригайловым. Тот опять заговорил с Родионом. Теперь он говорил о подслушанном разговоре Раскольникова с Соней, просил «просветить новейшими началами». Раскольников сказал, что подслушивать у дверей подло. «А старушонок можно лущить чем попало, в свое удовольствие?» — ответил Свидригайлов. Он предложил Раскольникову уехать в Америку, предлагал на дорогу денег, он призывал Родиона оставить побоку нравственные вопросы, а если совесть мучает, «так и соваться не надо было, не за свое дело браться».

Подошли к дому Сони, Свидригайлов предложил Раскольникову самому удостовериться, что той нет дома. По его словам, Соня уехала к содержательнице детского приюта, в который он определил детей Катерины Ивановны. Войдя к себе, Свидригайлов взял деньги, сказал, что собирается прокутить их, затем они вместе вышли из дома. Он пригласил Раскольникова с собой кутить, тот отказался. Свидригайлов взял извозчика и уехал. Родион повернулся и ушел в противоположную сторону. Если бы он оглянулся, то увидел бы, что Свидригайлов проехал на извозчике всего метров сто, затем остановил его и вышел из коляски.

Раскольников, взойдя на мост, остановился у перил и стал смотреть на воду. Он даже не заметил Дуни, которая была всего в нескольких шагах от него. Она стояла в нерешительности и не знала, окликнуть ли ей брата. Тут она заметила, что Свидригайлов издалека делает ей знаки, чтобы она подошла к нему и не окликала брата. Дуня так и сделала. Свидригайлов сказал, что Раскольников знает о его письме к ней, а он не хотел бы, чтобы тот знал об их встрече. Дуне пришлось пойти к Свидригайлову на квартиру, потому что он отказывался рассказать ей о тайне брата на улице. Он убеждал Дуню, что бояться нечего, вся квартира заселена жильцами. Дуня спокойно осмотрелась в квартире Свидригайлова, не придав значения тому, что она находится среди пустующих квартир. Свидригайлов показал ей комнату, из которой подслушал разговор Родиона с Соней. Он коротко передал Дуне его суть. Это так поразило ее, что она чуть не потеряла сознание. Свидригайлов брызнул на нее водой, начал успокаивать, говорить, что может устроить отъезд Родиона за границу. «Все зависит только от вас», — говорил он со сверкающими глазами. Дуня отшатнулась от него, бросилась к двери, но она оказалась запертой. Свидригайлов цинично объяснил Дуне, что Сони нет дома, до Капернаумовых пять закрытых комнат. Дуня в его власти. Но он не хотел применять насилия. Свидригайлов предлагал Дуне спасти ее брата, быть ее верным рабом. Дуня знала, что он пойдет до конца. Вдруг она вынула из кармана револьвер, взвела курок. Свидригайлов узнал свой собственный револьвер. «Смей сделать только шаг, и я убью тебя», — сказала Дуня.

Дуня подняла револьвер и решительно смотрела на него. Никогда еще он не видел ее такой прекрасной. Сердце его сжалось. Он сделал шаг. Дуня выстрелила. Пуля задела его только по волосам. Дуня выстрелила еще раз, но вышла осечка. Она бросила револьвер и заплакала. Свидригайлов подошел к ней, обнял за талию. Он спросил ее, любит ли она его, Дуня сказала, что никогда бы не полюбила. Тогда он отдал ей ключ. Дуня быстро отомкнула и, не помня себя, выбежала из дома. Свидригайлов провел ладонью по лбу. Странная была у него улыбка — жалкая, печальная, улыбка отчаяния. Он поднял револьвер, брошенный Дуней. Там остался один патрон. Он подумал, сунул револьвер в карман и вышел.

6 часть романа «Преступление и наказание» Достоевского продолжается тем, что Свидригайлов весь вечер провел по разным кабакам и трактирам, но сам не пил, угощал других. К десяти часам пошел дождь, он вернулся домой, отворил бюро, вынул все свои деньги и разорвал две-три бумаги. Хотел было переменить платье, но передумал. Свидригайлов зашел к Соне. Он дал ей три тысячи денег. Сказал, что они ей понадобятся, когда Родиона отправят по Владимирке. «Для него же понадобятся, понимаете?» — пояснил он. Свидригайлов посоветовал Соне держать деньги у Разумихина. О себе он сказал, что собирается в Америку. Просил передать Раскольникову, что он ему велел кланяться. Затем он отправился к своей невесте. Извинившись за столь поздний визит, он сказал матери невесты, что должен срочно уехать по весьма важному делу. Он принес ей пятнадцать тысяч серебром, прося принять их в виде подарка. Ему была выражена самая пламенная благодарность и подкреплена слезами благоразумнейшей матери. Потрепав по щеке невесту, Свидригайлов ушел. Он отправился в одну отдаленную гостиницу, которую приметил еще несколько дней назад. Свидригайлов снял себе номер, заказал телятины и чаю. Есть Свидригайлов не мог, только выпил чаю. У него, видимо, начиналась лихорадка. Ему не спалось. В полубреду ему то мерещился образ Дунечки, когда она целилась в него из револьвера, то начинало казаться, что по нему пробегает мышь. Свидригайлов нервно задрожал и проснулся окончательно. Посидев немного, он опять задремал.

Ему приснилась девочка-утопленница, лежащая в гробу. Ей было всего четырнадцать лет, но это было уже разбитое сердце. Он проснулся, походил по гостинице в поисках служащего, чтобы расплатиться. За шкафом он нашел девочку, спрятавшуюся от вечно пьяной матери. Свидригайлов принес ее к себе в комнату, уложил ее в постель. Девочка заснула. Свидригайлов опять хотел уйти из гостиницы. Но вспомнил о девочке и подошел к кровати посмотреть на нее. Ему вдруг показалось, что ее ресницы как бы приподнимаются, губки девочки раздвигаются в улыбку. Постепенно лицо ребенка превратилось в нахальное лицо продажной камелии. Свидригайлов в ужасе закричал и проснулся. Он понял, что его всю ночь мучил кошмар.

Уже был день. Свидригайлов написал на листке несколько строк, вышел на улицу, дойдя до пожарной каланчи, в присутствии пожарного вытащил пистолет и застрелился. Пожарному он сказал говорить всем, что отправился в Америку.

В седьмом часу этого дня Раскольников пришел к матери на новую квартиру, где их поселил Разумихин. Мать радовалась его приходу, показала его статью, которую принес Разумихин. Она в ней ничего не поняла, но сам факт, что работа ее сына напечатана, наполняла ее гордостью. Родион просил мать любить его, что бы она о нем ни услышала. Мать плакала. Раскольников сказал, что всегда любил и будет любить мать и сестру, просил не верить словам о своей жестокости и молиться за него. Попрощавшись с матерью, он обещал еще прийти. Та не поняла, куда он отправляется, думала, что у него служба, карьера.

Раскольников пришел к себе в комнату. Дуня весь день была у Сони. Они боялись, что Раскольников покончит с собой. Он действительно собирался это сделать, но передумал. Раскольников попрощался с сестрой, просил ее заботиться о матери, просил прощения за то, что сделал их обеих несчастными. Напоследок он отдал Дуне портрет умершей дочки хозяйки, с которой он много говорил о своей теории. Они вместе с Дуней вышли. Дуня ушла, потом обернулась еще раз взглянуть на брата. Она любила его. Дойдя до угла, обернулся и он. Они встретились взглядами, он нетерпеливо махнул рукой, чтобы она шла, а сам круто повернул за угол. Он думал о том, как случится, что он за двадцать лет каторги смирится убеждением. Зачем жить тогда, зачем я иду теперь?

Раскольников пришел к Соне. Он попросил у нее крест. Соня молча надела на него кипарисный крест Лизаветы. Поняв, куда идет Родион, Соня накинула на себя платок, собралась идти с ним. Он остановил ее, сказал, что там свита не нужна. Соня так и осталась стоять посередине комнаты. Дойдя до перекрестка, он вспомнил слова Сони: «Пойди на перекресток, поклонись народу, скажи всему миру: «Я убийца». Раскольников стал на колени посреди площади, поцеловал грязную землю. Раздался смех, подумали, что он пьяный. Раскольников спокойно вынес эти насмешки, поднялся и пошел в контору. Он решил признаться не Порфирию, а Пороху.

В конторе его встретили любезно. Илья Петрович просил прощения за то, что в прошлый раз довел Раскольникова до обморока. Он рассказал, что уволился Заметов, а сегодня пришло сообщение о самоубийстве Свидригайлова. Услышав последнюю новость, Раскольников вздрогнул и побледнел. Он пробормотал, что ему пора, и ушел. Во дворе он увидел бледную Соню, остановился перед ней, усмехнулся и вернулся обратно в контору. Илья Петрович рылся в бумагах. Раскольников вошел, опустился на стул и признался в убийстве.

Источник (в сокращении): Большой справочник: Весь русский язык. Вся русская литература / И.Н. Агекян, Н.М. Волчек и др. - Мн.: Современный литератор, 2003

Краткие содержания других частей романа "Преступление и наказание": Ч

Преступление и наказание. Художественный фильм 1969 г. 1 серия

На следующий день он долго и тревожно спит, просыпается поздно вечером – и в возбуждении от того, что удобное время уходит, незаметно берёт в каморке дворника топор и торопится на преступление. (См. .)

«Что мне теперь делать!», – в отчаянии восклицает он. – «Стань на перекрёстке, – говорит Соня, – поцелуй землю, которую ты осквернил и скажи всем, вслух: "Я убил!" Прими страдание и искупи себя им!» Родион отказывается: «Нет, я ещё поборюсь!» Отталкивает крест, который Соня хочет навесить на него.

Глава I. Раскольников не пытается оправдать себя на суде, но от многих смягчающих обстоятельств получает всего восемь лет каторги. Соня идёт за ним по этапу. Готовятся ехать в Сибирь и Дуня с Разумихиным, когда тот кончит университетский курс. Пульхерия Александровна с тоски по сыну умирает.

Глава II. Раскольников равнодушен к тяжёлому каторжному быту, однако тяжко страдает от уязвлённой гордости за то, что не вынес «решительного шага». Раскаяния у него пока нет. Другие арестанты ненавидят Раскольникова, чувствуя: он не верит в добро и Бога. Зато все они любят жалостливую Соню. В болезни Родион видит сон о заразительных трихинах , которые вселяют в людей ненависть друг к другу и едва не губят весь мир.

Сердце Раскольникова всё же начинают слегка смягчать преданные заботы о нём Сони. Наконец при одной из встреч с нею ранним утром на берегу реки что-то бросает его плакать к сониным ногам. Она понимает – это предвестье его воскрешения любовью. Он и сам это чувствует. Но новую жизнь надо ещё заслужить великим будущим подвигом.

Середина 19 века. Бедный район Петербурга, примыкающий к Екатериненскому каналу и Сенной площади ("Преступление и наказание": образ Петербурга" - отдельная интересная тема). Летний вечер. Раскольников Родион Романович, бывший студент, выходит из своей каморки, расположенной на чердаке, и отправляется к Алене Ивановне, старухе-процентщице, чтобы отнести заклад - последнюю свою ценную вещь. Так начинает Достоевский "Преступление и наказание", краткое содержание которого мы описываем.

Главный герой намерен убить эту старуху. Родион заходит на обратном пути в одну из дешевых распивочных. Здесь он знакомится случайно с потерявшим место, спившимся чиновником Мармеладовым. Тот рассказывает Родиону, как пьянство мужа, нищета и чахотка толкнули Катерину Ивановну, его жену, на жестокий поступок - отправить на панель для заработка Соню, его дочь от первого брака.

Мысль об убийстве

Раскольников на следующее утро получает от матери из провинции письмо с описанием бед, которые перенесла Дуня, его младшая сестра, в доме Свидригайлова, развратного помещика. Он узнает также о том, что сестра и мать скоро приедут в Петербург, так как здесь нашелся жених для Дуни. Это Лужин, расчетливый делец, который хочет строить брак не на любви, а на зависимости и бедности невесты. Мать Раскольникова надеется на то, что этот человек поможет Родиону окончить университет. Думая о жертвах, которые ради близких приносят Дуня и Соня, Раскольников утверждается в своем намерении убить Алену Ивановну - это злую никчемную "вошь". Ведь ее деньги избавят от незаслуженных страданий многих юношей и девушек. Но в душе Родиона вновь поднимается отвращение к насилию после сна, который он видит. Это воспоминание о детстве: Раскольников видит, как клячонку забивают до смерти, и сердце мальчика переполняется жалостью к ней.

Раскольников совершает убийство Алены Ивановны и Лизаветы

Родион все же не только Алену Ивановну убивает, но и Лизавету, ее кроткую, добрую сестру, которая вернулась неожиданно в квартиру. Чудом уйдя незамеченным, Раскольников в случайном месте прячет похищенное, даже не оценив при этом его стоимости.

Роман "Преступление и наказание" продолжается тем, что вскоре главный герой обнаруживает с ужасом отчуждение между собой и другими. От пережитого Раскольников заболевает, но он не может отвергнуть тяготящие его заботы Разумихина (товарища по университету). Из беседы с врачом последнего главный герой узнает, что маляр Миколка арестован по подозрению в убийстве Алены Ивановны. Это обычный деревенский парень. Реагируя болезненно на разговоры о совершенном преступлении, Родион вызывает подозрение у окружающих.

Визит Лужина

Лужин, пришедший с визитом, шокирован обстановкой каморки Родиона. Разговор их постепенно перерастает в ссору, после чего заканчивается разрывом. Раскольникова особенно задевает близость выводов, которые делает Лужин из "разумного эгоизма" - собственной "теории" главного героя о том, что можно убивать людей. Теория Лужина кажется ему пошлостью.

Раскольников дает деньги Мармеладовым

Больной юноша, бродя по Петербургу, страдает, ощущая отчужденность от мира. В это время вновь появляется в произведении "Преступление и наказание" образ Петербурга, периодически возникающий в романе. Главный герой уже готов был признаться властям в преступлении. Вдруг в романе "Преступление и наказание" Раскольников замечает человека, раздавленного каретой. Это Мармеладов. Родион из сострадания тратит последние деньги на умирающего: зовут доктора, Мармеладова переносят в дом. Здесь Раскольников знакомится с Соней и Катериной Ивановной. Соня в наряде проститутки прощается с отцом. Главный герой романа "Преступление и наказание" Мармеладовым помог и благодаря этому доброму делу ощутил ненадолго общность с людьми. Но, встретив на квартире у себя прибывших сестру и мать, осознает вдруг себя "мертвым" для любви родственников и прогоняет их грубо. Раскольников опять одинок. Он надеется сблизиться с Соней, "переступившей", подобно ему самому, абсолютную заповедь.

Визит Раскольникова к следователю, его "теория"

Разумихин берет на себя заботы о родных Родиона. Он влюбляется чуть ли не с первого взгляда в Дуню. Оскорбленный Лужин тем временем ставит перед выбором невесту: либо брат, либо он. Родион, как будто для того, чтобы узнать о судьбе вещей, заложенных у убитой, а на деле - чтобы развеять подозрения некоторых своих знакомых, напрашивается сам на встречу со следователем Порфирием Петровичем, который ведет дело об убийстве Алены Ивановны. Порфирий вспоминает о статье Родиона "О преступлении", опубликованной недавно в газете. Он предлагает автору пояснить теорию, в которой развивается мысль о "двух разрядах людей". По мнению Раскольникова, "обыкновенное" большинство является только материалом для воспроизводства населения. Ему необходим строгий моральный закон и послушание. Эта категория - "твари дрожащие". Существуют также "высшие" (собственно люди), которые обладают даром "нового слова". Эти люди во имя лучшего разрушают настоящее, даже если необходимо для этого "переступить" через нравственные нормы, установленные ранее для "низших", например, убить человека. Затем эти "преступники" становятся создателями новых законов. То есть, не признавая законов, о которых говорится в Библии ("не укради", "не убий" и др.), Раскольников тем самым "разрешает" некоторым людям проливать "кровь по совести". Порфирий, умный и проницательный, в герое разгадывает идеологического убийцу, который претендует на роль Наполеона. Однако против Родиона у следователя улик нет - и он отпускает того в надежде, что в нем победит добрая натура. Это приведет к тому, что Раскольников сам сознается в содеянном.

Герой романа "Преступление и наказание", по главам описанного нами, постепенно все более убеждается в том, что ошибся в себе. Родион мучается из-за "подлости" и "пошлости" единичного убийства. Он понимает, что является "тварью дрожащей": убив, он не смог переступить через закон нравственности. Мотивы преступления в сознании Родиона двоятся: это и акт "справедливости", и проверка "на высший разряд" самого себя.

Встреча со Свидригайловым

Свидригайлов, приехавший в Петербург вслед за Дуней, виновный, по-видимому, в недавней смерти своей супруги, знакомится с Родионом Раскольниковым и говорит, что они "одного поля ягоды", только Родион не вполне еще в себе "победил Шиллера". Раскольникова при всем отвращении к этому человеку привлекает его видимая способность наслаждаться жизнью, хотя столько преступлений совершил Свидригайлов, герой романа "Преступление и наказание"... Характеристика этого персонажа представлена ниже, после краткого содержания.

Разоблачение Лужина

Решительное объяснение с Петром Петровичем Лужиным происходит во время обеда в одном из дешевых номеров. Сюда из экономии поселил Дуню с матерью Лужин, один из двух "двойников" Раскольникова в романе "Преступление и наказание". Анализ характера этого героя также представлен в конце статьи. Жениха уличают в клевете на Соню и Раскольникова. Лужин якобы отдал Соне деньги за низменные услуги, которые были собраны самоотверженно матерью на его учебу. Жених, изгнанный с позором, ищет способ опорочить Родиона в глазах матери и сестры.

Раскольников навещает Соню

Тем временем Раскольников, ощутив снова мучительное отчуждение от своих близких, решает прийти к Соне. Он ищет у этой преступившей заповедь девушки спасение от одиночества. Однако Соня не одинока. Ради других (голодных сестер и братьев) она принесла себя в жертву. Это было сделано ей не ради себя, подобно Родиону. Сострадание к близким, любовь, вера в Бога Соню никогда не покидали. Она читает главному герою евангельские строки о том, как Иисус воскресил Лазаря, надеясь, что чудо произойдет и в ее жизни. Не удается герою увлечь Соню своим "наполеоновским" замыслом о господстве над "муравейником".

Вторая встреча с Порфирием

Родион, мучимый одновременно желанием разоблачения и страхом, приходит снова к Порфирию, якобы беспокоясь о закладе. В конце концов, на первый взгляд отвлеченный разговор на тему психологии преступников доводит до нервного срыва юношу. Он практически выдает себя Порфирию. Спасает Родиона неожиданное признание маляра Миколки в убийстве процентщицы.

Второе разоблачение Лужина

Поминки по отцу и мужу были устроены в комнатке Мармеладовых. Катерина Ивановна во время них оскорбляет в припадке болезненного самолюбия хозяйку квартиры. Эта женщина велит ей немедленно съехать вместе с детьми. Вдруг появляется Лужин, который проживает в этом же доме, и говорит о том, что Соня украла у него сторублевую ассигнацию. Доказана "вина" девушки: в кармане ее фартука обнаруживаются деньги. В глазах окружающих теперь она еще и воровка. Однако вдруг находится свидетель, который говорит, что Лужин подсунул сам Соне бумажку. Посрамлен клеветник, а Раскольников причины его поступка объясняет так: унизив Соню и брата в глазах Дуни, он хотел вернуть расположение своей невесты.

Раскольников признается Соне в убийстве

"Преступление и наказание" по главам продолжается тем, что Родион признается Соне в убийстве. Происходит это следующим образом. Раскольников отправляется к ней на квартиру. Здесь герой признается Соне в том, что убил Лизавету и старуху. Девушка жалеет Родиона за нравственные муки, на которые он обрек себя. Она предлагает Раскольникову искупить свою вину каторгой, признавшись во всем добровольно. Родион же сокрушается лишь о том, что оказался на деле "тварью дрожащей", с потребностью в любви и совестью. Он отвечает: "Я еще поборюсь". Между тем Катерина Ивановна оказывается вместе с детьми на улице. Она умирает от горлового кровотечения, отказавшись от священника. Свидригайлов, присутствующий здесь, соглашается оплатить похороны, а также обеспечить Соню и детей.

Раскольников у себя дома находит Порфирия, который его убеждает явиться с повинной. Следователь не верит в то, что Миколка виноват. Он лишь "принял страдание", следуя исконной народной потребности в искуплении греха несоответствия Христу, своему идеалу.

Однако Родион надеется все еще "переступить" нравственность. Он видит перед собой пример Свидригайлова. Печальную истину открывает герою их встреча в трактире: пуста и тягостна жизнь этого "злодея".

Единственной надеждой вернуться к богу для Свидригайлова остается взаимность Дуни. Убедившись в том, что девушка его не любит, он кончает жизнь самоубийством через несколько часов. Так этот герой устраняется из произведения "Преступление и наказание". Анализ этого персонажа будет сделан в конце статьи.

Раскольников решает признаться и прощается перед этим с Соней и родными. Он все еще остается убежденным в том, что "теория" его верна. Родиона наполняет презрение к себе. Но, по настоянию Сони, Раскольников целует покаянно землю на глазах народа, так как "согрешил" перед ней. Он узнает в полицейской конторе о том, что Свидригайлов покончил с собой, после чего признается в убийстве Алены Ивановны.

Раскольников в Сибири

Продолжает свой роман Достоевский ("Преступление и наказание"). Краткое содержание событий, произошедших в эпилоге произведения, следующее. Раскольников в Сибири, в остроге. От горя умерла его мать, а Дуня вышла за Разумихина замуж. Соня поселилась возле главного героя и навещает его, снося терпеливо его равнодушие и мрачность. И здесь продолжается кошмар отчужденности: его ненавидят каторжане из простонародья, считая "безбожникои". К Соне, напротив, они относятся с любовью и нежностью, о чем мы узнаем, прочитав эпилог. "Преступление и наказание" в этой части произведения описывает также еще один сон Раскольникова. Родион, попав в тюремный госпиталь, видит сон, который напоминает картины из Апокалипсиса. Вселяясь в людей, таинственные "трихины" порождают в них фанатичную убежденность в правоте и нетерпимость к мнениям других. В бессмысленной злобе люди друг друга убивали до тех пор, пока весь человеческий род не истребился, кроме нескольких "избранных". Наконец Родиону открывается, что к гибели и розни ведет гордость ума, а смирение сердца - вот путь к полноте жизни и единству в любви. В герое пробуждается к Соне "бесконечная любовь". Он берет в руки Евангелие на пороге своего "воскресения" для новой жизни.

Так заканчивает Достоевский "Преступление и наказание". Краткое содержание не описывает подробно взаимосвязи между героями романа. Для этой цели мы решили дополнить статью характеристикой основных персонажей. Представляем вам созданные Достоевским образы.

"Преступление и наказание": герои произведения

В системе персонажей Раскольников занимает центральное место, так как именно к нему ведут главные линии повествования. Образ Раскольникова связывает различные ситуации и эпизоды романа. Остальные персонажи на сцене появляются прежде всего потому, что нужны для характеристики Родиона. Они его заставляют с спорить, тревожиться о них, сострадать, вызывают у главного героя целый поток различных эмоций и впечатлений. Так раскрывается образ Раскольникова.

Динамична система персонажей этого произведения. Соотношение действующих лиц и героев, сошедших со сцены, в романе "Преступление и наказание" меняется постоянно. Анализируя произведение, можно заметить, что одни из них перестают участвовать в развитии романа, другие, напротив, появляются. Так, умирают Мармеладов (часть вторая, глава седьмая), Катерина Ивановна (часть пятая, глава пятая), Лужин появляется в последний раз в пятой части (глава третья), Порфирий Петрович - в шестой (глава вторая), а Свидригайлов решает застрелиться в шестой части (глава шестая).

Система персонажей значительно меняется, когда начинается эпилог. "Преступление и наказание" становится произведением, в котором остаются лишь два действующих лица. Это Родион и Соня. Связано это как с событийной стороной романа, так и с тем, что именно Соня, по замыслу автора, должна сыграть в судьбе Раскольникова особую роль, помочь этому герою возродиться к новой жизни в финале произведения "Преступление и наказание". Раскольников возвращаетя к Богу и людям.

Герои, каждый по-своему, раскрывают различные стороны личности Родиона. Отношения Раскольникова с матерью, сестрой, Свидригайловым, Лужиным, Мармеладовыми, Разумихиным, Порфирием Петровичем, Соней можно обозначить как конфликтные. У Раскольникова со многими из них есть внешнее сходство (материальное и общественное положение, отношения с совестью и законом). Однако важнее оказываются внутренние различия (психологические, нравственные, идейные), которые не позволяют Родиону вести жизнь, подобную той, что ведут они.

У Раскольникова есть два духовных "двойника". В романе "Преступление и наказание" герои эти - Свидригайлов и Лужин. У этих двух персонажей с главным героем много общего. Их объединяет, например, принцип вседозволенности. Однако чисто внешним является сходство главного героя со своими "двойниками". Убедиться в этом можно, сравнив нравственный облик и мировоззрение двух этих персонажей с внутренним обликом Раскольникова.

У Родиона - свой путь в жизни. Ряд возможностей открывается перед ним. Он может попытаться искупить вину, раскаявшись, или пойти по пути преступления до конца. Родиону предстоит сделать выбор. Различные жизненные возможности представляют второстепенные герои романа. Их Раскольников может отвергнуть или же принять в произведении "Преступление и наказание".

Мармеладова Соня - это нравственный антипод Родиона. Однако у героев этих есть общее: оба они являются изгоями, оба одиноки. Это чувствует Раскольников, говоря девушке о том, что они "вместе прокляты". Его тянет к Соне, поскольку она является единственным человеком, способным его понять, в произведении "Преступление и наказание". Соня - единственная, кому Родион готов полностью раскрыть свою душу. Героя приводит в ужас мысль о возможности поведать кому-то другому свою тайну, даже близкому человеку (Разумихину, матери, сестре). Поэтому именно ей он признается в убийстве, и именно эта героиня следует на "каторгу" за главным героем произведения "Преступление и наказание". Соня способна на самопожертвование, именно через нее во многом раскрывается в произведении эта тема.

"Преступление и наказание" - роман о вере и о любви. Соня поняла сердцем в исповеди этого героя самое главное: Родион страдает, он несчастен. Девушка не смыслила ничего в его теории, однако чувствовала, что она несправедлива. Соня не верила в то, что существует "право убивать". Девушка, несмотря на все пережитые несчастья, хранила веру в Бога. Поэтому ее можно назвать преступницей лишь внешне. Она выбрала иной путь, нежели Родион. Это смирение перед Богом, а не бунт. Именно он, по мнению Достоевского, ведет к спасению. Соня, смирившись, спасает не одну себя, но и главного героя. Именно любовь к этой девушке открыла возможность Родиону примириться с людьми, с жизнью. Поэтому не случайно отношение к нему каторжников изменилось после свидания с Соней.

Аркадий Иванович Свидригайлов является в произведении одним из центральных персонажей. Это дворянин, два года служивший в кавалерии. После этого он был шулером в Петербурге. Связав свою жизнь с Марфой Петровной, выкупившей его из тюрьмы, он жил в деревне семь лет. Это циник, который любит разврат. Ряд серьезных преступлений лежит на его совести. Это самоубийство Филиппа, слуги, а также 14-летней девочки, оскорбленной им. Возможно, Свидригайлов также отравил собственную жену. Как будто кошмаром главного героя порожден образ этого двойника Раскольникова. Он, в отличие от Родиона, находится по другую сторону добра и зла. На первый взгляд, Свидригайлов не испытывает сомнений. Именно поэтому он так беспокоит главного героя, который чувствует, что Аркадий Иванович имеет над ним власть, что он загадочный. Над Свидригайловым не властен уже нравственный закон. Он свободен, однако это радости ему не приносит. Аркадию Ивановичу остается лишь пошлость и мировая скука. Пытаясь ее преодолеть, он развлекается как может. Ему являются по ночам привидения: слуга Филипп, Марфа Петровна... Обессмысливает всю жизнь этого героя неразличимость добра и зла. Вечность поэтому не случайно представляется Свидригайлову в виде деревенской баньки с пауками. Его душа практически мертва. Герой, в конце концов, решает выстрелить в себя из пистолета.

Второй "двойник" Раскольникова - Петр Петрович Лужин. "Преступление и наказание" - роман, в котором он представлен как тип "капиталиста" и дельца. Ему 45 лет. Это осанистый, чопорный, с брюзгливой и осторожной физиономией человек. Он высокомерный и угрюмый. Лужин мечтает открыть адвокатскую контору в Петербурге. Этот герой ценит высоко свои способности и свой ум. Прочитав роман "Преступление и наказание", вы убедитесь, что он привык ими любоваться. Однако деньги Лужин ценит больше всего. Во имя "экономической правды" и "науки" он защищает прогресс. Лужин с чужих слов проповедует, так как наслушался речей Лебезятникова, своего приятеля, прогрессиста. Он считает, что следует любить прежде всего самого себя, так как все основано на личном интересе.

Лужин, пораженный образованностью и красотой Дуни Раскольниковой, делает предложение этой девушке. Самолюбию его льстит мысль, что она, испытавшая множество несчастий, будет всю жизнь подчиняться ему и благоговеть перед ним. Лужин, кроме того, рассчитывает, что обаяние Дуни поможет его карьере. Этот герой живет в Петербурге у Лебезятникова, чтобы "заискать" у молодежи, подстраховавшись тем самым от неожиданных демаршей с ее стороны. Испытывая ненависть к Раскольникову, который его выгнал, Лужин ("Преступление и наказание") пытается с ним рассорить сестру и мать. Он дает Соне 10 рублей во время поминок, после чего сует незаметно ей в карман еще 100 для того, чтобы публично обвинить девушку в краже. Однако он вынужден ретироваться, разоблаченный Лебезятниковым.

Разумихин напомнил Порфирию об их вчерашнем пьяном споре про взгляд социалистов на преступления – дескать люди совершают их, потому что «среда заела». «Социалисты хотят живую историю развития человечества переделать по мёртвой теории, вышедшей из какой-нибудь математической головы. Все людские неустройства одной глупостью объясняют. Хотят дисциплинировать живую душу, сделать рабской, на манер каучука – зато не живая, зато без воли, зато рабская, не взбунтуется! Всё на одну только кладку кирпичиков да на расположение коридоров и комнат в фаланстере свели! Но живой душе рано ещё на кладбище!»

Порфирий посмеивался, но вдруг заговорил о статье Раскольникова в «Периодической речи». Родион и сам не знал, что статью, посланную им в эту газету, там опубликовали. Порфирия интересовала главная мысль этой заметки: «существуют на свете будто бы некоторые такие лица, которые полное право имеют совершать всякие бесчинства и преступления. А обыкновенные должны жить у них в послушании».

Раскольников стал с горячностью объяснять: «Все благодетели человечества были страшные кровопроливцы – иначе и нельзя распространить среди людей полезные установления и идеи. И сделанные ими блага оправдывают их преступления! Обычная масса сохраняет мир и приумножает его численно, а люди особенные двигают мир к цели», к Новому Иерусалиму.

Порфирий удивился тому, что Раскольников всё же верит в Новый Иерусалим. «И в бога веруете?» – спросил он. – «Верую». – «Но как же отличить обыкновенных людей от особых? – не отставал следователь. – А если кто-то из первого разряда сочтёт, что принадлежит ко второму, и начнет устранять все препятствия ? И много ли таких необыкновенных людей, которые других имеют право резать? Жутко-с, если уж очень-то много их будет?». – «Не беспокойтесь, таких людей очень мало», – раздражённо проговорил Раскольников.

Разумихин вытаращил глаза: «Да ты серьезно, Родя? Да ведь это разрешение крови по совести, это страшнее, чем официальное разрешение кровь проливать!» Раскольников грустно глядел на него: «Глупенькие или тщеславные есть всегда. Но общество ведь обеспечено ссылками, тюрьмами, судебными следователями, каторгами. Ищите вора».

«Ну-с, а насчет его совести?» – любопытствовал Порфирий. – «У кого есть она, тот страдай, коль сознает ошибку, – не сдавался Раскольников. – Это и наказание ему, – опричь каторги. Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца. Истинно великие люди, мне кажется, должны ощущать на свете великую грусть». – «А вы когда вашу статейку сочиняли – ведь не может быть, чтобы себя не считали, ну хоть на капельку, – тоже человеком необыкновенным?» – «Очень может быть», – презрительно процедил Раскольников. – «И решились бы ради благородной цели перешагнуть : убить и ограбить?» – «Магометом иль Наполеоном я себя не считаю». – «Полноте, кто ж у нас на Руси себя Наполеоном теперь не считает?», – усомнился Порфирий. – «Уж не Наполеон ли какой будущий и нашу Алену Ивановну на прошлой неделе топором укокошил?» – поддакнул Замётов.

Раскольников встал уходить. «Вы у убитой одним из последних были, – произнёс Порфирий. – Не зайдёте ли ко мне в часть, может, что-то полезное сможем у вас узнать». – «Вы хотите меня официально допрашивать?» – резко обернулся к нему Родион. – «Зачем же-с? Покамест это вовсе не требуется. А когда в последний раз были у старухи, то, проходя по лестнице, работников в отворённой квартире не видали?», – как бы невзначай спросил Порфирий.

«Да ведь красильщики мазали в самый день убийства, а он за три дня до этого был?» – закричал Порфирию Разумихин. – «Фу-ты! Перемешал! Совсем перемешал!» – с деланной рассеянностью хлопнул тот себя по лбу.

Раскольников и Разумихин ушли.

Достоевский «Преступление и наказание», часть 3, глава 6 – краткое содержание

По пути Раскольников возмущался перед Разумихиным тем, что Порфирий явно подозревает его в убийстве. «Если бы у них была эта мысль, они бы наоборот её скрывали!» – полагал Разумихин. – «Не скрывают, потому что у них нет фактов. Вот они и стараются наглостью сбить, чтобы я с досады прорвался», – кричал Раскольников.

Его вдруг поразила тревожная мысль: не осталось ли случаем чего из награбленного в дыре за обоями ? А вдруг придут с обыском! Наскоро распрощавшись с Разумихиным, Раскольников бросился домой. Он обшарил там дыру за обоями, но ничего не нашёл.

Выйдя затем во двор, он увидел дворника и стоявшего рядом с ним незнакомого угрюмого пожилого мещанина, одетого в странный халат. Дворник показывал мещанину на Раскольникова. Родион бросился к ним. Но мещанин, ничего не сказав, строго оглядел его, повернулся и пошёл прочь. Раскольников кинулся за ним.

Нагнав незнакомца, он с минуту шёл бок о бок с ним, не решаясь от волнения ничего спросить. «Вы меня спрашивали у дворника?» – выдавил он из себя наконец. Мещанин остановился и, глядя на него, зловеще произнёс: «Убивец!» – «Да что вы… кто убийца?» – потрясённо бормотал Раскольников. – «Ты убивец», – проговорил мещанин, повернулся и ушёл.

Раскольников вернулся домой в дрожи. Он бессильно лёг на диван. Мысли сами текли без всякой связи. Услышав, что к нему входят Разумихин с Настасьей, он притворился спящим. Те решили не будить его и удалились.

«Кто этот вышедший из-под земли человек? – мучился Раскольников. – Где был он и что видел?»

Он горько клял самого себя: зачем решился на преступление, в душе сознавая, что не Наполеон! «Убить-то убил, а выходит – так и не переступил ! Убеждал себя, что делаю всё для благородной цели , тогда как настоящий гений ставит где-нибудь поперек улицы хор-р-рошую батарею и дует в правого и виноватого, не удостоивая даже и объясниться! Мать, сестра, как любил я их! Отчего теперь я их ненавижу?» (См. полный текст этого монолога .)

Он постепенно задремал. Видел во сне , будто идёт вечером по улице, и давешний мещанин издалека манит его рукой. Раскольников побрёл за ним в подворотню дома. Мещанин исчез. А он вдруг оказался в той самой квартире. За висящим там на стене салопом кто-то прятался. Раскольников отвёл его – и увидел старушонку-процентщицу, с наклонённой головой. Он достал топор и начал бить её по голове, раз за разом, но она даже не шевелилась от ударов. Он нагнулся заглянуть ей в лицо, и увидел – старуха заливается смехом. Тут из спальни послышались голоса. Прихожая и лестница уже были полны людей…

Родион проснулся – и увидел, как продолжение сна, что дверь его каморки распахнута настежь, а на пороге стоит незнакомый дородный человек и смотрит на него.

Раскольников прикрыл глаза, глядя сквозь ресницы. Незнакомец вошёл, притворил дверь и тихо сел на стул, опустив подбородок на трость.

Подождав довольно долго, Раскольников приподнялся на диване. «А ведь я так и знал, что вы не спите, – рассмеялся странный гость. – Аркадий Иванович Свидригайлов , позвольте отрекомендоваться…»


Close