Включить эффекты

1 из 15

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Слайд 1

Лента времени (фрагмент урока окружающего мира) Соколова Елена Борисовна учитель начальных классов МОУ СОШ с УИОП № 2 им. В.И.Десяткова Г. Белая Холуница Кировской области Эта презентация использует макрос Drag and Drop, созданный [email protected] сайт

Слайд 2

б и н а а р х в и я и с т о р и л ь л ы е т о п и с Русская народная историческая песня-сказание о героях Учреждение для хранения старых, старинных документов Наука, название которой переводится с греческого как “рассказ о прошедшем” Запись исторических событий по годам – вид древнерусской литературы

Слайд 3

У многих древних народов были представления о богинях, прядущих особые нити - нити человеческих судеб.

Слайд 4

У славян- богиня Макошь и две её помощницы – богини Доля и Недоля В Древней Греции - Мойры- три дочери богини Ночи

Слайд 5

Лента времени

  • Слайд 6

    Древний Египет Древний Рим Древняя Греция Современный мир Летоисчисление - счёт лет

    Слайд 7

    Египтяне отсчитывали годы от начала правления нового фараона (правителя)

    Слайд 8

    Греки вели счёт лет по Олимпийским играм, которые проходили один раз в 4 года.

    Слайд 9

    Римляне считали первым годом их истории год основания Рима

  • Слайд 10

    Сейчас в России и многих других странах принято летоисчисление от Рождества Христова

    Счёт лет идёт от года рождения Иисуса Христа, основателя новой религии - христианства

    Слайд 11

    То, что произошло до рождения Христа - случилось до нашей эры. События позже этой даты относят к нашей эре РХ До нашей эры Наша эра

    Слайд 12

    Век, столетие – 100 летТысячелетие – 1000 лет = 10 веков Годы принято обозначать арабскими цифрами - 1, 2, 3… 10… Века обозначают римскими цифрами - I, II, III… X…

    Слайд 13

    XVIII X XX XII 1961 1147 1799 988 Соотнеси года и века

    Слайд 14

    Использованные источники

    Мойры - http://sigils.ru/symbols/img/zhreb01.jpg Макошь - http://www.drevo.lv/uploads/images/5/3/e/f/1/c027d3eeda.jpg Динозавр - http://www.bry-backmanor.org/dinosaurs/colordinoclips.html Пирамиды - http://officeimg.vo.msecnd.net/en-us/images/MH900335188.jpg Рыцарь – http://www.fortunecity.com/millenium/dogdayz/359/graphicknights/knight15.gif Лампочка - http://nespim.org/UserFiles/Image/game44/5.png Компьютер - http://www.bravekids.org/images/about/Lear0075.gif Календарь - http://ces.ca.uky.edu/greenup-files/Calendar.GIF Фараон - http://www.archedesoisy.com/images/0001558a-buste-pharaon-2.jpg Двор фараона - http://evolutsia.com/images/stories/odezda/kostium/ehipet/008.jpg Олимпиада - http://weblinks.ru/upload/11/b9/84/303/ec3ffb39.jpg Кольца - http://photo.sportcom.ru/images//full/26590.gif Колизей – http://www.andrianov.org/Countries/Italy/RomaColosseo.jpg ; http://intercomtour.org/edu/datas/users/rome_01_3.jpg Волчица - http://www.gazeta.lv/images/img_6449.jpg Рождение Христа - http://img.dailymail.co.uk/i/pix/2007/12_01/JESUS071207_468x309.jpg Пушкин - http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0//44/763/44763765_pushkin.jpg Кремль - http://www.avialine.com/img/photoreports/photoreport_200_7998.jpg Ракета - http://galspace.spb.ru/index70-2.file/vzl.jpg Владимир - http://protestirovatvce.ru/UserFiles/Image/image033.jpg

    Слайд 15

    Плешаков А., Крючкова Е. “Мир вокруг нас” учебник для 4 класса, ч.1 - М., “Просвещение”, 2006 Саплина Е., Саплин А. “Введение в историю”учебник для 3 класса - М., “Дрофа”, 2000 Рисунок свитка - http://free4vectors.files.wordpress.com/2009/05/old-paper-scrolls.png%3Fw%3D537%26h%3D375 http://www.booksite.ru/flax/pryadenie/4.htm - о мойрах http://narodna.pravda.com.ua/history/4bab51b833342/ - о Макоше

    Посмотреть все слайды

    Конспект

    Предмет: “

    Тема урока:

    Внимание!

    кроссворда.

    Мойры

    Макошь (Макоша, Макеша)

    макросов

    Триггеры

    макросов

    1799 – год рождения А.С.Пушкина – XVIII век

    Образовательное учреждение: МОУ СОШ с УИОП № 2 имени В.И.Десяткова г.Белая Холуница Кировской области

    Предмет: “Окружающий мир” 4 класс, Плешаков А.А., Крючкова Е.А.

    или “ Введение в историю” 3 класс, Саплина Е.В., Саплин А.И.

    Тема урока: Когда и где? (лента времени и историческая карта)

    Внимание! Презентация содержит макросы. При открытии презентации выбрать кнопку “Не отключать макросы”. Если окно с такой кнопкой не появилось, изменить настройки безопасности в Power Point 2003 на “Средний” уровень, а в Power Point 2007 в окне “ Параметры безопасности” дать команду “ Включить это содержимое”.

    2 слайд – актуализация знаний – решение кроссворда.

    По первому щелчку появляется стрелка – указатель строки и задание, по второму щелчку они исчезают, и появляется ответ. Аналогично все слова.

    После открытия всех слов по щелчку выделяется по вертикали слово “нить”.

    Предположения детей о связи этого слова с темой урока.

    3 - 4слайды – знакомство с выражениями “нить жизни”, “нить времени”.

    На 4 слайде сначала видно изображение и текст о Мойрах. По щелчку появляется изображение и текст о Макоше.

    Примерные сообщения (учителя или подготовленного ученика) :

    Мойры - в греческих мифах богини человеческой судьбы, дочери Зевса. Греки представляли мойр в виде суровых старух: Клото с веретеном в руке, Лахесис с меркой или весами, Атропос с книгой жизни и ножницами. Лахесис, "дающая жребий", отвечает за прошлое, она назначает жребий еще до рождения человека и следит за его исполнением. Лахесис как бы разматывает и пропускает сквозь жизненные невзгоды, через всю жизнь смертного человека ту нить, которую для каждой судьбы прядет ей сестра Клото. Клото - "пряха", мойра настоящего - прядет нить, на которую нанизаны события настоящего времени в человеческой жизни. Атропос - мойра будущего, "неотвратимая" - неотвратимо приближает будущее человека и перерезает ножницами нить человеческой жизни, тем самым обрывая ее.�

    Макошь (Макоша, Макеша) - одна из главных богинь восточных славян, жена громовержца Перуна. Высоко в небесном чертоге она сидит с помощницами Долей и Недолей, прядет нити судеб. Богини Доля и Недоля связывают нитями человека с плодами его трудов – добрыми или злыми.�Она нити прядет,�в клубок сматывает,�не простые нити – волшебные.�Из тех нитей сплетается�наша жизнь -�от завязки- рожденья�и до конца,�до последней развязки-смерти.

    5 слайд – ввод понятия “Лента времени”.

    Детям предлагается расположить объекты в порядке их появления на Земле (можно сделать это в ходе беседы или предложить самостоятельную работу с карточками, списком). Проверка – на слайде объекты с помощью макросов располагаются в верной последовательности.

    6 слайд – ввод понятия “летоисчисление”.

    11 слайд – ввод понятий “до нашей эры” и “наша эра”. Триггеры - Понятия появляются на слайде по щелчку. Одновременно с понятием проявляется надпись на схеме ленты времени.

    12 слайд – работа с единицами времени “век”, “столетие”, “тысячелетие”.

    По щелчку появляются тексты об обозначении лет арабскими цифрами, а веков – римскими.

    Дети по учебнику вспоминают соответствие арабской и римской нумерации.

    13 слайд – на фигурах арабские и римские числа. Детям предлагается сформулировать задание к слайду. По щелчку появляется и исчезает задание “Соотнеси года и века”.

    Далее по первому щелчку одна из дат кратковременно расширяется и детям предлагается вспомнить историческое событие, произошедшее в данном году. По второму щелчку появляется соответствующая событию картинка – дети могут проверить себя или получить новую информацию.

    Задание – назвать век происходящего события. С помощью макросов фигуры с римскими числами перемещается под соответствующий год.

    1961 – первый полёт человека в космос – XX век

    1147 – первое упоминание о Москве в летописи – XII век

    988 – крещение Руси князем Владимиром – X век

    · Что такое отсчет времени в истории, и какими промежутками пользуются историки для измерения времени?

    В древности народы мира вели счет лет по-разному, поэтому в большинстве стран была установлена своя система летоисчисления .

    Ø Исторический словарь

    Летоисчисление (эра) –отсчет исторического времени отопределенного момента.

    Каждый народ начинал отсчет лет от события понятного и важного только для него. Так, например, древние египтяне вели летоисчисление по династиям своих царей – фараонов; японцы – от вступления на престол очередного императора; древние греки – по олимпиадам; древние римляне – от основания Рима. Мусульмане, последователи ислама, ведут начало своей эры с 622 г., когда основатель ислама пророк Мухаммад переселился из города Мекки в Медину. В основу летоисчисления, действовавшего на Руси, был положено описанное в Библии сотворение мира.

    В большинстве современных стран, пользуются летоисчислением от условного года рождения (Рождества) Иисуса Христа, родоначальника одной из крупнейших мировых религий – христианства. Это летоисчисление называют

    наша эра (новая эра )илиэра от Рождества Христова .

    События, произошедшие от рождения Иисуса до наших дней обозначаются сокращенно – н.э. , или от Р. X. Все события до рождения Христа, произошли до нашей эры, или до Рождества Христова, сокращенно до н. э. или до Р. X. Для событий нашей эры можно не указывать сокращение«н.э.»написьме и опускать слова «нашей эры» во время устного ответа.

    Существуют и другие измерители времени. Каждые сто лет называют веком (столетием) .Тысяча лет или десять веков составляют тысячелетие .

    Ø Это интересно

    - Многие современные ученые считают, что Христос родился примерно в 5 году до н.э.

    - В древней Руси новый год начинался в марте. В 1492 г. начало года перенесли на сентябрь. С 1700 г. по указу царя Петра I в России было введено христианское летоисчисление, а новый год начинался с 1 января.

    Чтобы представить движение времени в истории, используют линию(ленту) времени .Это прямая линия,на которой нанесены временныепромежутки (годы, столетия). Поперечной разделительной линией отмечено начало нашей эры.

    Многие исторические события произошли до нашей эры, и на линии времени они находятся слева от разделительной линии. Те события, которые относятся к нашей эре, располагают справа от этой линии. Счет лет до нашей эры ведется в обратном порядке, а время движется всегда по направлению к нашим дням.

    Важно помнить, что первый век нашей эры начинается в 1-м году и заканчивается в 100-м году. Соответственно второй век начинается в 101-м году, а заканчивается в 200-м году. Следовательно, начальные годы веков – это

    101, 201, 301... 1901, а годы с нулями (100, 200, 300, 2000) – это последние годы веков.

    Если цифры года заканчиваются на два нуля, то первая или две первые цифры указывают номер века, например: 500 год – V век, 1800 год – XVIII век. Если же вместо нулей появляется хотя бы одна цифра, тогда эту дату относят к следующему веку, например: 501 год – VI век, 1825 год – XIX век.

    Чтобы усвоить, как определять начало и окончание разных веков, воспользуйтесь таблицей:

    1-100 гг. 801-900 гг. 901-1000 гг. 1001-1100 1101-1200 1201-1300 1901-2000
    гг. гг. гг. гг.
    I в. IX в. X в. XI в. XII в. XIII в. XX в.

    · Работая в парах, попросите друг друга вспомнить новые слова, употребленные в тексте и объяснить их смысл. По учебнику проверьте правильность ответа.

    · Используя линию времени в качестве подсказки, попробуйте ответить, чем отличаются понятия «прошлое», «настоящее», «будущее»?

    Календарь и его виды

    · Как и для чего люди составляли календари?

    Чтобы измерять интервалы времени, а также фиксировать важные исторические события и природные явления, многие народы стали создавать

    календари .

    Ø Исторический словарь

    Календарь –система счета больших промежутков времени,сделением их на более короткие периоды (годы, месяцы, недели, дни).

    Слово «календарь» происходит от латинского слова calendarium, что буквально значит «долговая книжка». В Древнем Риме должники платили проценты в день календ - первых дней месяца, приходящихся на время, близкое к новолунию.

    Существует три вида календарей – лунные , связанные с движением Луны, солнечные, в основу которых положен солнечный год–промежуток времени,приблизительно равный периоду обращения Земли вокруг Солнца, и лунно-

    солнечные ,основанные на сочетании движения Луны вокруг Земли и Земливокруг Солнца.

    Первые в истории календари появились более пяти тысяч лет назад в Древнем Вавилоне. Это были лунные календари, которые ориентировались на лунные месяцы – изменения фаз Луны. Солнечный календарь создали древние египтяне, разделив год на 365 суток.

    Точность календарей – свидетельство того, что люди знали математику, астрономию, понимали законы природы. В современном мире наиболее распространен солнечный календарь.

    Ø Это интересно

    В 46 г. до н.э. римский правитель и полководец Юлий Цезарь ввел юлианский календарь .Чтобы сделать его более точным,один разв четыре года добавлялся один день, т.е. после трех обычных лет следовал високосный год.

    4 октября 1582 г. папой римским Григорием XIII был введён григорианский календарь ,в котором были убраны лишние10суток. Так, в католических странах, следующим днём после четверга 4 октября стала пятница 15 октября. Также, из каждых 400 лет убирали по три високосных года, общее количество которых стало не 100, как в юлианском календаре, а только 97. В быту юлианский календарь стали называть «новым стилем », а григорианский календарь – «старым стилем ». В ХХ веке различие между этими двумя календарями составляло уже 13 дней.

    В Советской России календарь «нового стиля» был введен в январе 1918 года (после 31 января наступило 14 февраля). В связи с этим, появилась традиция отмечать Старый Новый год, так как 14 января соответствуют 1 января по старому стилю.

    · Расскажите, что в тексте было для вас известным, а что новым.

    · Почему в мире существуют различные виды календарей и систем летоисчисления?

    4. Практическая работа: Правила работы с лентой времени.

    На уроках истории в 5-м классе вы научитесь решать хронологические задачи. Чтобы правильно выполнять такие задания, придерживайтесь определенной последовательности, а именно:

    Ø Памятка для решения хронологических задач

    1. Начертите линию времени – прямую линию, разделенную черточками на равные отрезки, обозначающие определенное количество лет.

    2. В начале линии поставьте большую и более четкую черточку – начало отсчета, а в конце стрелку, символизирующую течение времени.

    3. Для ориентации во времени поставьте текущий год.

    4. На линии времени запишите условие задачи (годы).

    5. Выполните вычисление и запишите сжатый ответ.

    Ø Образцы исторических задач и их решений:

    1. Задачи на установление века, в котором произошло событие

    каком веке произошло событие, если известен год?).

    В 1663 г. был построен Маяцкий острог – первое постоянное поселение на территории нашего края. В каком веке это произошло?

    Ответ: прошло16полных веков от начала нашей эры и еще63годаследующего века. Следовательно, Маяцкий острог был основан в 17 веке.

    2. Задачи на установление отдаленности события от нынешнего времени (Сколько лет назад состоялось событие,если известна его дата?).

    Вычислите, сколько прошло лет от битвы на реке Калке (1223 г.). до сегодняшнего дня?

    Ответ: 2015– 1223 = 792года


    Похожая информация.


    При изучении с детьми истории для меня самым важным пособием является историческая лента времени. С помощью ленты времени можно не только знакомиться с историей, но и учить сопоставлять времена и события: что было раньше, что было позже или что было у нас в стране, когда в Европе произошло вот это событие и так далее. С помощью ленты времени проще заучивать даты, проще запоминать последовательность событий. Словом, такая форма работы очень интересна и полезна.

    Я когда-то делала различные ленты времени своим старшим детям. И ленты на много веков сразу, и ленты, подробно показывающие 19-20 век, только 20 век — очень подробно. Делала и ленты жизни каждому из старших детей.

    Со старшими детьми я успевала заниматься только в дошкольном возрасте. Когда все трое учились в школе, занятий уже почти не было. Только лишь творческие семейные посиделки. Но ленты времени продолжали висеть и давать информацию пассивно. И я не знала, обращают дети на них внимание или нет. Но недавно мой взрослый сын Миша как-то сказал мне, что лента времени была одним из самых сильных впечатлений его детства. Он обожал её рассматривать и помнит все события обозначенные на ней и даты. Из этого я могу сделать вывод, что работа проделывалась не зря. Ну и славно!

    Теперь пришёл уже черёд Саши с Васей познакомиться с историей. Старшие приступили к этому существенно раньше. Но с этими ребятами что-то мне подсказывало, что они толком не готовы к восприятию систематических знаний по истории. А потому, мы лишь обсуждали какие-то исторические события и реалии, которые встречались нам в книгах, фильмах, в других источниках.

    С чего же начинать систематическое изучение истории с детьми? Я думаю, что с истории самих себя.

    С этого мы и начали.

    Я сделала длинную ленту, в которую вошли все годы с момента Сашиного рождения. На ленте очень много фотографий. Потому что без фотографий — вообще ничего не будет работать. Точнее, в этом возрасте не будет. Для детей постарше можно уже делать меньше картинок и фотографий. Но детям 6-7 лет без фотографий лучше и не начинать. Тем более, что речь идёт о них самих.

    Кроме фотографий есть флажки, которые обозначают даты. На более сложных лентах с историческими событиями я тоже обычно использую значки. Так что, дети привыкают к символам.

    Здесь значками мы обозначаем события, которые значимы для детей, например: Саша родилась, у Саши вылез первый зуб, Саша научилась плавать, Саша научилась ходить и так далее. Кроме этого, мы обозначаем флажками многочисленные поездки и путешествия.

    В конце ленты обязательно стрелочка, которая указывает направление времени.

    Что можно делать с такой лентой? Как заниматься?

    Ну, во-первых, конечно, просто рассматривать, вспоминать, что когда было, рассказывать ребёнку то, чего он забыл или просто не может помнить. После этого можно предлагать найти определённое событие — показать его на ленте. Или назвать год, в котором оно произошло. Или же год и месяц. Можно спрашивать, что из событий было раньше, а что позже.

    Вы можете сделать точно такую же ленту или похожую, используя шаблон. Его можно скачать по ссылке.

    В предлагаемом шаблоне есть деления на месяцы и годы. Она охватывает 2005-2015 годы. И если ваши дети родились после 2005, то она вам подойдёт. Просто вырежьте небольшие фрагменты фотографий, нарисуйте маркером флажки и напишите нужные вам надписи. Вы можете использовать только даты из истории самого ребёнка, а можете добавить события, связанные с другими членами семьи, друзьями, близкими и знакомыми.

    Продолжение темы обязательно будет! Будут и другие ленты и сценарии занятий по истории.

    В настоящий момент мы создали уникальную базу данных: внесли факсимильные постраничные изображения 3000 книг ХIХ – начала ХХ века, 3900 редких карт и более 20 000 исторических иллюстраций и фотографий. Эти исторические труды, энциклопедии, сборники документов, графика не переиздавались почти 100 лет - люди о них просто не знают.

    Проект «Руниверс» рассчитан и на профессиональных историков и на заинтересованных школьников. Ежегодно сайт посещают 1,5 млн человек, они скачивают полмиллиона томов из нашей библиотеки. Именно они и являются нашей аудиторией.

    Постепенно наш проект перешел к новому этапу своего развития - визуализации накопленных на сайте исторических данных. Именно так была создана «Лента времени».

    Непрерывность истории

    Мы хотели не просто расположить на временной шкале различные события из истории России, а представить их в контексте мировой истории. В школе и в институтах сначала изучается история Древнего мира, потом Средневековья, потом зарубежная история Нового и Новейшего времени и в отдельных учебниках - история России.

    Получается, что российскую историю у нас традиционно изучают отдельно от мировой. Из-за этого возникают многие заблуждения, которые удалось бы избежать, если бы учебный и научный процессы были выстроены правильно. На «Ленте времени» исторические события расположены параллельно. Это позволяет сравнивать и сопоставлять мировую и российскую историю, время царствования правителей России и Европы, важнейшие войны и события в истории нашей страны.

    скриншот сайта проекта

    После школы у людей редко возникает представление о непрерывности русской истории, она воспринимается фрагментарно. Например, все знают про Петра I, а следующий известный правитель - Екатерина II . А ведь между ними уместилось 37 лет, три императора и три императрицы! Наш проект позволяет взглянуть на историю страны без разрывов.

    О временном охвате

    Даты начала и окончания первого таймлайна выбраны ключевые для российской истории: 1462 год - год начала правления Ивана III , при котором сформировалось единое Русское государство, и 1917 - год, когда Российская империя перестала существовать. Этот базовый событийный ряд мы разделили по тематическим разделам: присоединение земель, войны, правители России, Англии, Австрии, Польши, Франции, Швеции. Все события снабжены аннотациями, которые составили научные консультанты «Руниверса».

    Мы сделали второй таймлайн - «Средневековая Русь 839-1462» - отражающий историю с 839 по 1462 годы. Планируем в этом году ещё один - с 1917 года по наши дни.

    О трудностях

    Для создания первой версии «Ленты времени» с 1462 по 1917 год потребовалось полтора года работы историков и программистов. «Средневековую Русь 839-1462» сделали за полгода. В подготовке материалов участвуют ведущие специалисты по российской истории: профессор исторического факультета МГУ Антон Горский, профессор Российского государственного гуманитарного университета Игорь Курукин.

    Главная сложность при работе над таймлайнами - отобрать из множества фактов те, которые наиболее точно будут отражать характерные исторические процессы. Для таймлайна по Средневековой Руси было очень сложно отобразить линейно смену великих князей из различных княжеств.

    Перед проектом «Лента времени» мы выпустили серию бумажных книг в формате раскладывающегося альбома, снабженных иллюстрациями и картами. В этом году две из них издали на английском языке. Постепенно все они в виде таймлайнов будут появляться у нас на сайте. Мы планируем выпустить книги об эпохе правления Петра I и о правителях Москвы.


    скриншот сайта проекта

    У нас в планах создать хронологические ряды по политическим, конституционным, экономическим, научно-культурно-образовательным, военным, религиозным событиям для России и для основных европейских стран. По мере расширения проекта пользователь сможет создать свою ленту времени из интересующих его тем и фактов. Есть идея адаптировать «Ленту времени» для школах, чтобы их можно было смотреть на интерактивных досках.

    Разделы: Начальная школа

    Тема: «Историческое время: век, тысячелетие, эра. Дата. Календарь. «Лента времени».

    Задачи урока :

    1. Образовательная: сформировать представление об историческом времени и ввести понятия: век, тысячелетие, эра; закрепить знания единиц измерения времени (год, месяц, сутки).
    2. Развивающая: развивать умения работать со схемами и моделями, умения пользоваться римскими цифрами; развивать память, речь детей, расширять активный словарный запас;
    3. Воспитательная: поддерживать интерес к важнейшим событиям прошлого, умение работать в парах, воспитывать самостоятельность.

    Оборудование для учителя : учебник О.Т. Поглазова В.Д. Шилин «Окружающий мир»; рабочая тетрадь № 1 О.Т. Поглазова «Окружающий мир»; М.Т. Студеникин В.И. Добролюбова «Методика преподавания истории в начальной школе»; О.Т.Поглазова «Методические рекомендации по изучению исторического материала в интегрированном курсе «Окружающий мир»». «Лента времени» (большая бумажная лента, на которой постепенно будут наклеиваться или рисоваться, отображающие основные события истории Отечества),таблички со словами «календарь», «дата»; таблица счета лет.

    Для учащихся : учебник, рабочая тетрадь №1, «лента времени» (на каждой парте), карточки в конвертах с датами и пословицами,сигнальные карточки.

    Ход урока

    I. Организационн ый момент.

    II. Проверка домашнего задания.

    1. Фронтальный опрос.

    Что является стрелкой в солнечных часах?
    - Какое время показывают часы в полдень?
    - Как можно проверить точность хода часов?
    - Что можно соорудить в школьном дворе, чтобы наблюдать изменение положение Солнце на небе в разные времена года?
    - Как называется высокий вертикальный шест в солнечных часах?
    - Как называются часы с использованием воды?

    2. Блиц-опрос (учащиеся используют сигнальные карточки: если верно данное высказывание – зеленую, если неверно – красную).

    Шведский ботаник Карл Линней устроил цветочные часы.
    - В солнечных часах стрелкой является маятник.
    - Электронными часами пользовались монахи-летописцы.
    - Самые точные часы атомные.
    - В электронных часах маятником являются колеблющиеся заряженные частицы.
    - Механические часы появились тысячу лет назад.
    - Водяные часы – современные.
    - Часы с кукушкой называют электронными.

    Ответы: да, нет, нет, да, да, нет, нет, нет.

    III. Сообщение темы урока.

    Ребята, часто ли вам приходится слышать такие выражения: «У него сегодня торжественная дата», «Дата его рождения».
    Назовите дату вашего рождения. Дату рождения ваших родителей.

    Что же означает само слово дата ?

    Ответ уч-ся : Это когда называют – день, месяц и год события.
    Как же мы узнаем с вами эти даты? Что нам в этом помогает? (календарь)

    На доске вывешивается большой календарь.
    Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

    Ответ уч-ся : Мы будем сегодня говорить о датах и календарях?
    Действительно, мы сегодня познакомимся с видами календарей. Узнаем, что такое историческое время.

    IV. Что такое календарь.

    1.Работа по учебнику

    Размышляли ли вы, откуда взялось знакомое вам слово «календарь»?
    Давайте об этом прочитаем в учебнике.
    Учащиеся читают статью «Что такое календарь» на с.22 (1 абзац).

    Беседа по статье:

    Откуда же взялось слово «календарь»?
    - Что же сейчас называют словом «календарь»?

    У вас у каждого на парте лежат календари. Давайте, рассмотрим:

    Сколько месяцев составляет год?
    - Одинаково ли количество дней в месяцах?
    - Одинаково ли количество недель в месяцах?
    - Какие существуют календари?
    - Каким календарем пользуемся мы с вами?
    - Что определяют по календарям? (даты происходящих событий)

    2. Работа с тетрадью на печатной основе.

    А с вами происходили важные события?

    Что же самое важное произошло за годы вашей жизни?
    Давайте нанесем эти события на линию времени, которая у вас находится в тетради на с.9 №21.
    (На доске учитель чертит линию времени. Это прямая линия, разделенная поперечными черточками на равные отрезки, означающее определенное число лет. Ученики работают с линией времени в своих тетрадях).

    Какое самое важное событие произошло в жизни ваших родителей и вашей?
    - Когда пошел(а) в детский сад? В школу?
    - Сколько лет был(а) в детском саду? Сколько учишься в школе?
    - Сколько лет многим из вас исполнилось в этом году? (10)

    Можно сказать, что вы прожили свое первое десятилетие.

    Сколько прожили десятилетий ваши родители? дедушки, бабушки?
    - Как вы думаете, а происходили ли какие-либо события до вашего рождения, рождения ваших родственников?
    - Какая наука изучает жизнь человечества в прошлом?

    Рассмотрите иллюстрацию на с.23 учебника.

    Как развивалось человечество?

    Физминутка

    V. Как изображают течение времени.

    1.Чтение отрывка.

    Вы любите слушать рассказы о сказочных странах?
    Сейчас я вам прочитают отрывок из книги Л.Талимоновой «Путешествие во времени», о стране Беоргин.
    (Учитель читает отрывок из книги Л.Талимоновой «Путешествие во времени»).

    «В стране Беоргин жили замечательные люди. Превыше всего беоргийцы ставили гармонию в мире. Жили они по законам Истины, Добра и Красоты. Они верели в Бесконечность и поклонялись Времени. В представлении беоргийцев Время делилось на три части: Прошлое, Настоящее, Будущее. Прошлое они принимали за абсолютную истину и уважали его. Будущее – всегда движение вперед, к чему – то лучшему. А Настоящее – это только мостик из Прошлого в Будущее. Беоргийцы представляли Время огромной рекой, текущей из Прошлого в Будущее…»

    Вопросы:

    Какое представление о времени было у жителей сказочной страны и какое представление о времени у вас?
    - Чем отличаются понятия «прошлое», «настоящее», «будущее»?
    - Чем отличаются понятия «вчера», «сегодня», «завтра»?

    Путешествовать в историю нам поможет «Лента времени». Она даст возможность понять, как далеко во времени стоит одно событие от другого.

    Чем настоящее время отличается от исторического времени?

    Учитель: В настоящем времени, как правило, задают вопрос «В каком году это было?», в историческом времени – «Когда произошло событие?». Отвечая на вопрос об историческом событии, могут назвать год, век, тысячелетие.

    2 . Работа с «Лентой времени»

    (У уч-ся на каждой парте лежит «лента времени» и 2 конверта, на доске вывешивается большая бумажная «лента времени»)

    Положите перед собой ленту времени и скажите:

    Что отмечают на ленте времени? (Даты, события.)
    - Что еще отмечают на «ленте времени»?

    Работа в парах

    Возьмите белый конверт. В нем таблички с единицами измерения времени: эра, месяц, день, год, век, неделя. Расставьте в хронологической последовательности приведенные здесь единицы измерения.

    Что у вас получилось?

    Ответ: день, неделя, месяц, год, век, эра.

    - Какие из этих единиц можно использовать для описания жизни вашей семьи, а какие – для истории города, страны, народа?
    - Что же еще отмечают на «ленте времени»? (год,век,тысячелетие)

    Год - отрезок времени в …….. (12 месяцев);
    Век – отрезок времени в …….. (100 лет);
    Тысячелетие - отрезок времени в ……. (1000 лет).

    Сколько веков составляет тысячелетие?

    Учитель: В «историческом времени» принято пользоваться арабскими и римскими цифрами. Арабскими, как правило, обозначаются годы, а римскими – века.

    Работа в тетради с.8 №18.
    Заполните пропуски римскими цифрами.

    - А как же надо определять век по году?

    Учитель: Если в четырехзначном числе после первых двух идут нули, то первые цифры будут означать век: 13 00год – 13 (XIII) век, 14 00 год – 14 ( XIY) век. Но если на месте нулей будет любая другая цифра, то, значит, идет следующий век. Например, 13 01год – 14 (XIY) век, 14 15 год - 15 (XY) век. Так же определяется век по дате из трех цифр: 9 00год - 9 (IX) век, 9 01год – 10 (Х) век. 901 год означает, что прошло полных девять веков и пошел первый год десятого века. Это так же, как вам исполнилось 9 полных лет и идет 10-й год(объяснение сопровождается показом на доске).

    Все годы каждого века с 1-го по 100– й включительно относятся к одному веку.

    За точку отсчета времени в большинстве стран мира принят год, в котором, по библейскому преданию, родился Иисус Христос. Эта дата делит всю историю людей на два периода – на две эры: «до нашей эры» (до н. э.) и «нашу эру» (н.э.).

    VI.Обобщение знаний учащихся.Практическая работа.

    1.Работа с «лентой времени, карточками-датами.

    Сейчас мы поработаем с «лентой времени» и с карточками – датами. Для этого вам необходимо взять розовый конверт и достать карточки, да еще 2 листочка с пословицами.
    (В конверте уч-ся находятся даты: 862г.,988г., 1147г., 1242г., 1380г.1495г.,1700г.1861г.,2000г.,2001г.).

    а) Определите век по дате и расположите дату на «ленте времени».

    Работа выполняется фронтально.

    В каком веке мы с вами живем? (21в.)
    - С кого года начался XXI век? (2001г.)
    - Какой был предыдущий век? (ХХв.)
    - Каким годом он закончился? (2000г.)

    Возьмите 1-й листок (белый). Это пословицы.

    б) Составьте дату из пропущенных в пословицах цифр. Выполним эту совместно.

    Что эта дата означает?

    ….. в поле не воин.
    Семь раз отмерь, …. раз отрежь.
    Конь о …. ногах, и тот спотыкается.
    У ….. нянек дитя без глазу.

    Какая получилась дата? .(1147)
    - Что эта дата означает?(Основание Москвы)
    - К какому веку она относится? (XII в.)

    Из следующих пословиц, узнайте дату сооружения кирпичных стен и башен Кремля. Работу выполняют самостоятельно в парах с последующей проверкой.

    Семеро с ложкой, …. один с сошкой.
    Пошел на все ….. стороны.
    ….. раз надо сказать, на десятый только послушает.
    ….. пальцев в одно кольцо не возьмешь.

    Какая получилась дата? .(1495г.)
    - Что эта дата означает?
    - К какому веку она относится?(XYв.)

    2. Работа в парах.

    в) Определите, к каким векам относятся оставшиеся года и расположите их на «ленте времени».(862г.,988г.,1242г., 1380г., 1700г., 1861г.)
    Давайте, проверим как вы справились с этим заданием (уч-ся отвечают, а учитель поясняет даты или спрашивает у детей).
    - Начинайте называть даты и век в хронологическом порядке.

    Ответы уч-ся:

    Учитель: Это год рождения древнерусского государства.

    Учитель: Это год Крещения Руси.

    Что это за дата?

    Ответ уч-ся: Основание Москвы

    1242г.- XIIIв.

    Учитель: Ледовое побоище.

    Учитель: Куликовская битва.

    Что это за дата?

    Ответ уч-ся: Сооружение кирпичных стен и башен Кремля.

    Кто помнит, что это за дата?

    Ответ уч-ся: С этого года в России по Указу Петра I Новый год отмечается с 1 января.

    Кто помнит, что это за дата?

    Ответ уч-ся: Отмена крепостного права в России.

    Чем знаменателен для вас ХХ в.?

    Ответ уч-ся: В этом веке мы родились.

    Чем знаменателен для вас ХХI в.?

    Ответ уч-ся: Мы сейчас живем в этом веке.

    VII.Итог урока.

    Что взято за основу счета времени в солнечном и лунном календарях?
    - Как следует называть дату события?
    - Какие единицы исчисления используют историки?
    - Что такое «лента времени»?
    - Сколько лет, веков, тысячелетий длится наша эра?

    Молодцы! Все вы очень хорошо работали на уроке!

    Что вам больше всего понравилось на уроке?

    Домашнее задание: учебник с.22-25; рабочая тетрадь №1 с.8-9 № 19,20.


  • Close